Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Миф о "братстве религий", как метод борьбы с традиционными религиями. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 22.11.2024, 04:04 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Осторожно: секты

Миф о "братстве религий", как метод борьбы с традиционными религиями. Часть 2

Автор: Виталий Юрьевич Питанов

Миф о братстве религий, как метод борьбы с традиционными религиями

Рисунок: Ю. Злотя

Говоря о "братстве религий", с прискорбием приходится признать, что апологеты этой идеи заканчивают свои проповеди о религиозном единстве банальным самовосхвалением и отрицанием тех же традиционных религий, к братству с которыми призывали. Это интересно отметить еще и потому, что обычно именно христиан они обвиняют в нетерпимости и нежелании признать за другими религиями право на истинность. Но разве мы не находим претензии на исключительность в мунизме, саибабизме, оккультизме и т.д.? Например, Сан Мен Мун писал: "случилось так, что Истинные Родители родились в Корее и говорят на корейском языке. Если вы не хотите учить корейский язык ступайте и поищите каких-нибудь англо-говорящих Истинных Родителей. К несчастью, таких нет. Бог избрал только одних Истинных Родителей, так, что у вас нет выбора (выделено нами. - В.П.)" 51. При этом муниты отрицают возможность спасения кого-либо вне их организации: "Факт остается фактом: до Благословения52 вы еще не рождены для вечной жизни" 53. Муниты считают христианство предтечей Церкви Объединения, которая, по их мнению, должна вытеснить христианство и занять его место54. То же о своей организации утверждает Саи Баба: "Индуизм - единственная религия, которая заняла ведущее место с самых ранних времен и прочно себя утвердила. В индуизме, больше чем в какой-либо другой религии, взращивалось чувство любви, равенства и благодарности" 55. Подобные идеи можно найти и в бахаизме: "Основатель Веры Бахаи - Бахаулла (1817-1892), Чье имя в переводе с арабского означает "Слава Божия". Бахаулла объявил о Своей миссии в 1863 году. Его последователи - бахаи - считают, что Он является последним на сегодня посланником Бога, продолжая миссию основателей великих религий, таких как Мухаммад, Христос, Будда, Моисей" 56. О главной же священной книге бахаизма, Китаб-и-Агдас, Шоги Эфенди пишет: "…Книга эта - эта сокровищница, хранящая в себе бесценные жемчужины Его Откровения, выделяется благодаря провозглашенным в ней принципам, учрежденным в ней административным институтам и тем полномочиям, которыми в ней наделен законный Преемник ее Творца,- как единственная и не имеющая себе равных среди Священных Писаний мира. Ибо, в отличие от Ветхого Завета и Святых Книг, предшествовавших ему, в которых отсутствуют наставления, непосредственно данные Самим Пророком; в отличие от Евангелий, в которых немногие высказывания, приписываемые Иисусу Христу, не дают четкого руководства относительно будущего устройства дел Его Веры; в отличие даже от Корана, в котором хотя и определены четко законы и установления, сформулированные Посланником Божиим, но обойден молчанием важнейший вопрос, касающийся преемственности, Китаб-и-Агдас - Книга, открытая от начала до конца Самим Творцом этого Откровения,- не только сохраняет для потомков основные законы и уложения, на которые будет опираться Его грядущий Мировой Порядок57, но также предписывает, помимо передачи права их толкования Своему Преемнику, учреждение необходимых институтов, которые являются единственным средством, способным обеспечить чистоту и целостность Его Веры" 58. О своей уникальности учит и оккультизм: "Задание - устремленно очистить религии - даст новое сознание. На пути к Миру Огненному утвердим Носителей Огненного Очищения" 59; "Неминуемо религия обратится к Нашему Учению (агни-йоге и теософии. - В.П.)" 60. Как мы видим, все, кто говорит о "братстве религий", в действительности стремятся не к объединению религий, а к поглощению их.

Затрагивая вопрос о религиозной терпимости, нужно отметить, что оппоненты христианства во многом лукавят, обвиняя христиан в ее отсутствии. Прежде всего, нет такой религии, которая не претендовала бы на истинность и исключительность. При обсуждении этой темы обычно любят ставить в пример миролюбивый индуизм и его терпимость ко всем религиям. Но представление о терпимости индуизма на самом деле мифично, индуизм терпим лишь к неоиндуизму и к самому себе. В Индии религиозные конфликты никогда не прекращались и "миролюбивые" индуисты как убивали, так и по сей день убивают христиан61 и представителей других традиционных религий, не исповедующих индуизм. Таким образом, толерантность индуистов и неоиндуистов носит декларативный характер. К тому же фактически все "нетрадиционные религиозные движения", впрочем как и традиционные, не признают за христианами права оставаться самими собой. А разве уже это не является формой нетерпимости? Разве те данные о "нетрадиционных религиозных движениях", которые были приведены в данной статье выше, не обнаруживают нетерпимость этих организаций к традиционным религиям? Что же касается необходимости христиан быть терпимыми к оппонентам, то здесь можно согласиться: да, должны. Но какой должна быть эта терпимость? Ведь терпимость бывает разной. Христиане, как, впрочем, и их оппоненты, должны проявлять т.н. правовую терпимость, т.е. признавать за каждым человеком право верить в то, что он считает истиной, а также социальную терпимость, т.е. относиться к людям с уважением, независимо от их религиозных взглядов62. Но христиане ни в коем случае не должны проявлять некритическую терпимость, которая заключается в размывании понятия "истина", в признании утверждения, что ни одно религиозное учение нельзя считать ложным. Принятие подобной позиции означало бы для христиан автоматическое отречение от Христа, о чем Священное Писание говорит недвусмысленно: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал.1:8) . Истина есть "адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания" 63. Если христиане говорят истину, у них нет повода отказываться от нее в угоду религиозной толерантности, потому что это означало бы принять ложь. А отцом лжи, как известно из Священного Писания, является дьявол (Ин.8:44).

Кем считали и считают себя основатели "нетрадиционных религиозных движений"? Например, Сан Мен Мун писал: "Истинные Родители являются вторым Богом… Истинные Родители являются моделью небесной семьи" 64. Оккультизм: "Так включите в рекорды о Богочеловеке65: Архат, Агни Йог66, Тара - так внесем" 67. Богом, новым воплощением Христа, считают своего кумира и последователи Сатья Саи Бабы68. Как уже говорилось выше, бахаизм так же настаивает на своей уникальности и истинности, которая следует из признания пророческой миссии Бахауллы.

Как видно из вышеприведенной информации, заявления о "братстве религий" в рассмотренных нами духовных системах являются всего лишь красивой рекламной приманкой, за которой скрывается нетерпимость и ненависть к традиционным религиям. Но как получается, что люди верят подобным идеям? Приемов, с помощью которых доказывается "истинность" мифа о "братстве религий", много. Одним из самых популярных является прием тенденциозной подборки цитат из разных священных писаний традиционных религий, которые, по мнению того, кто их подбирает, говорят об одном и том же. Делается это своеобразным способом. Например, оккультисты, в первую очередь, заявляют, что священные писания нужно читать "правильно", конечно, в их понимании. Естественно, любое прочтение, толкование, не совпадающее с их интерпретацией, считается неверным: "Священные Писания различных религий будут приведены в настоящей книге69, в подтверждение единства Всемирной Религии; но не как непогрешимые авторитеты (выделено нами. - В.П.), а как свидетельство того, что религия, которой они принадлежат, проповедовала утверждаемое нами единство" 70. Далее Анни Безант, второй президент теософского общества, добавляет: "…их (Священные Писания. - В.П.) следует читать с открытой, ясной и хорошо настроенной душой" 71. Как это можно осуществить на практике? Можно взять цитату из Священного Писания, скажем, следующую: "Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2Пет.3:8). Далее берется, например, Бхагавадгита: "Те, кто знает день Брамы72, ограниченный тысячью Юг73, и ночь, ограниченную тысячью Юг, те люди познали и день и ночь" 74. Если не обращать внимания на частности, то цитаты, кажется, похожи и говорят и об одном и том же. Но в действительности сходство лишь внешнее, по своему смыслу цитаты не имеют ничего общего и их содержание различно. Среди значений греческого слова hemera ("день") нет такого, которое соответствовало смысловому значению индуистского понятия "юга". А если Бхагавад-Гиту переводит ее "истинный" знаток Свами Прабхупада, то вообще спорные термины можно опустить, а текст адаптировать к христианскому окружению, в результате чего смысл фрагмента Бхагават-Гиты оказывается еще ближе к приведенному выше отрывку из Нового Завета: "По земному исчислению, тысяча эпох, вместе взятых, равна одному дню Брахмы. И так же долго длится его ночь" 75. Ну кто теперь догадается, что "эпоха" не соответствует новозаветному понятию "день"? Не правда ли удобно заниматься переводами индуистских книг, особенно имея перед глазами текст Библии? Вторым условием подобного подхода к подборке цитат является полное игнорирование тех из них, которые не отвечают целям данной подборки. Например, слова из Бхагавадгиты: "Как в этом теле сменяется детство на юность, зрелость и старость, так воплощенный сменяет тела" 76 не следует сопоставлять со словами из Священного Писания: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…" (Евр.9:27). При доказательстве "братства религий" эти противоречия необходимо просто не замечать. В принципе, используя подобный подход, можно доказать все что угодно, особенно тем людям, которые другие религиозные учения изучают по книгам апологетов "братства религий". Рассмотрим пример "непредвзятого" толкования Библии бахаистами. Например, бахаисты пишут: "Следует отметить, что в учении Бахаи говорится о двух категориях пророков. "Независимые" (великие) Пророки, или Явители, такие как Бахаулла, Мухаммад, Христос, Будда, являлись в этот мир изначально совершенными, Они подобны совершенным зеркалам, отражающим сущность Бога в максимальной степени, доступной людскому восприятию; поэтому Каждый из Них мог с полным правом заявить: "Я и Отец - одно", "Никто не приходит к Отцу, кроме как чрез Меня" и "Я есмь Бог"" 77. Бахаисты цитируют здесь фрагменты из следующих стихов Священного Писания: "Я и Отец - одно" (Ин.10:30); "Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6) . Как видим, если Иисус Христос эти слова сказал о Себе, то бахаисты относят их в том числе к Будде, игнорируя другие слова Христа: "Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их" (Ин.10:8). Разве Будда не пришел до Христа? Тогда почему эти слова не применяются по отношению к Будде? Может быть, потому, что в этом случае все попытки бахаистов найти подтверждение своим учениям в Священном Писании рассыплются. По сути, аргументы бахаистов представляют собой форму обмана тех, кто доверяет бахаистской литературе, содержащей подобного рода "доказательства" из Священного Писания.

Оккультисты, говоря о "братстве религий", любят приводить следующий довод: "Урусвати (Елена Рерих. - В.П.) знает, насколько тождественны основы нравственных Учений всех веков. Не может быть иначе, ибо закон един. Могут быть подробности бытовые и различие наречий, но основы будут нерушимы. Также нужно понять, что Мы говорим об основах действительных, а не о мнимых" 78. Хочется обратить внимание читателей на оговорку: "основах действительных, а не о мнимых". Какие "основы" считаются действительными, а какие мнимыми? К тому же, как уже выше было сказано, утверждение о "тождественности нравственных основ" не соответствует действительности79. Попытки же поставить на первое место нравственный аспект является несостоятельным. Христос пришел не для того, чтобы учить нравственности людей, хотя, несомненно, и этот аспект Его проповеди очень важен: прежде всего, Он пришел для того, чтобы спасти человека от греха и смерти.

Апологеты "братства религий" для доказательства относительности всех религий любят приводить известную притчу о слоне и слепых. Краткий пересказ этой притчи таков: трое слепцов встретили слона. Первый пощупал ногу слона и решил, что щупает дерево, второй потрогал хобот слона и принял его за канат, третий добрался до уха и пришел к выводу, что перед ним опахало. Но вся беда в том, что каждый из этих троих был слепым. Если бы слона увидел зрячий, он сразу бы понял, что это слон. Возможно, к неоиндуизму, откуда позаимствована эта притча, ее и можно отнести, но не к христианству: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его (выделено нами. - В.П.), славу, как Единородного от Отца" (Ин.1:1,14) 80.

Для доказательства истинности утверждения о "братстве религий" выдвигается тезис о единстве мистического опыта в разных религиях, например об этом говорит Сатья Саи Баба: "Последователи разных религий единодушны в том, что, когда преданный достигает экстаза мистического единения, то все различия между ним и Господом исчезают" 81. Это заявление, по сути, представляет собой не что иное, как ложь82. Мистический опыт богообщения в Церкви отнюдь не тождественен духовному опыту того же неоиндуизма. Как пути обретения духовного опыта, так и плоды этого опыта принципиально отличаются83.

И, наконец, один из главных приемов, применяемых апологетами "братства религий", заключается в разделении хорошего учения Иисуса Христа и "плохого" учения Церкви: "Истинно, Новое Провозвестие не отвергает ни одно Учение, но лишь очищает и углубляет их. Не следует думать, что Учение Христа есть Учение "низшей школы", низшей ступени. Учение Христа содержало в себе те же великие Истины, но сознание его современников не было готово к принятию их, отсюда и все искажения, приведшие к мертвым противоестественным догмам. Можно сказать, что не Учение Христа есть низшая ступень, но сознание тех последователей и служителей, которые создали церковное Христианство" 84. Нужно заметить, что подобный маккиавеллевский подход, известен давно: разделяй и властвуй. Историческое учение Христа подменяется тем, которое нравится новому "духовидцу", и его вариант объявляется истиной. При серьезном изучении заявлений подобного рода оказывается, что они основаны не на фактах, а на тенденциозном, зачастую лживом, изложении истории Христианской Церкви и Ее учения85. Как показывает опыт общения с сектантами и оккультистами, эти люди, чаще всего, плохо знакомы с историей и учением Христианской Церкви, вместе с тем они полностью принимают на веру все то, что провозглашают их учителя, т.е. в этом случае можно говорить о некритичном доверии авторитету своих кумиров86. И все же, несмотря на различия, в религиях присутствуют и сходства. Как можно их объяснить? Объясняется это просто. Есть три вида Божественного Откровения87. Главным видом Откровения является то общее Откровение, которое дается через избранных Богом людей, пророков и апостолов: "Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти" (Втор.18:18-20). Для чего нужно общее Откровение? "…для извещения истин веры и жизни широкому кругу лиц (отдельному народу, всему в откровения, однако без принятия общего Откровения все другие неполны и не дадут возможности по-настоящему познать Бога88.

В завершение статьи, хочется напомнить читателям слова Иисуса Христа, в которых Он пророчествовал о будущем: "Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят" (Мф.24:3-5) . Идеи о "братстве религий" порождены людьми, пришедшими под именем Христа. Для любого христианина это говорит о многом. Как читатель уже мог убедиться, ни один из апологетов теории единства религий в нее не верит, а использует как ширму для борьбы с традиционными религиями, и, в частности, с христианством. Основная же цель этой борьбы - под красивым предлогом о "братстве религий" заменить все традиционные религии собой.

©Питанов В.Ю.

Фото: Татьяна Балашова

51 См.: Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М., 1999. С.159.
52 Одна из религиозных церемоний в мунизме.
53 См.: Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М., 1999. С.108.
54 См.: Там же. С.87-88.
55 Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Према Вахини. Поток Святой любви. СПб., 1993. С. 29.
56 Коротко о главном. http://www.bahai.ru/introduction/description.shtml
57 Интересно, что все апологеты "братства религий" в один голос говорят о новом грядущем мировом порядке. Не о том ли мировом порядке и не о том ли его главе идет речь в Откр. 13:5-7?
58 Китаб-и-Агдас. http://www.bahai.ru/library/index.shtml
59 Живая этика. Мир Огненный. Часть 3. 216.
60 Живая этика. Знаки агни-йоги. 440.
61 Подр. см.: Питанов В.Ю. Кришнаизм, как традиция поклонения обману и смерти.
62 Подр. см.: Халверзон Д. Краткий путеводитель по мировым религиям. СПб., Шандал. 2000. С.268.
63 Философский словарь. М., Республика. 2001.С.222.
64 См.: Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М., 1999. С.287.
65 В учении агни-йоги понятия "архат", "агни-йог", "тара" являются синонимами, обозначающими высочайший уровень духовного развития: с точки зрения агни-йоги, эти понятия тождественны христианскому понятию "Богочеловек". Фактически агни-йога утверждает, что любой человек, идущий по пути живой этики, может стать Христом, Богочеловеком. Елена Ивановна Рерих "космическими учителями" была названа тарой, все Рерихи - агни-йогами.
66 Например, все Рерихи были агни-йогами, из приведенного стиха нетрудно заключить, что они считали себя "Богочеловеками".
67 Живая этика. Иерархия.14.
68 См.: Вишал Мангалвади. Сатья Саи Баба. С-079. Центр Апологетических Исследований. http://www.ApolResearch.org
69 Имеется в виду книга "Братство религий". Единые основания религии и нравственности. См.: Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них. М., СП "Интерграф Сервис". 1994.
70 Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них. М., СП "Интерграф Сервис". 1994. С.184.
71 Там же. С.184.
72 Брахма (Брама) - один из трех верховных богов индуизма, бог - творец и отец других богов, прародитель небожителей, демонов и смертных. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.79.
73 Юга - понятие, которое обозначает самую мелкую единицу исчисления времени, основанную на представлении о божественном, в противоположность человеческому времени. В индуизме 12000 человеческих юг составляют одну божественную югу, 1000 божественных юг составляют кальпу или день Брахмы. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.477.
74 Бхагавадгита. Книга об Бхишме (отдел "Бхагавадгита", кн. VI гл.13-24). Сер. "Философские тексты Махабхараты". 3-изд., доп., / Введение, пер. с санскр. и коммент. Смирнов Б.Л. СПб., "A-cad", 1994. С.491
75 Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. С.416.
76 Бхагавадгита. Книга об Бхишме (отдел "Бхагавадгита", кн. VI гл.13-24). Сер. "Философские тексты Махабхараты". 3-изд., доп., / Введение, пер. с санскр. и коммент. Смирнов Б.Л. СПб., "A-cad", 1994. С.417.
77 Бог и Пророки. http://www.bahai.ru/teaching/godnprof.shtml
78 Живая этика. Надземное.295.
79 См. подр.: Питанов В.Ю. Эзотеризм, как путь к расизму.
80 См.: Ли Стробел. Христианство под следствием. Симферополь. Христианский научно-апологетический центр. 2004. С.170.
81 Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Према Вахини. Поток Святой любви. СПб., 1993. С.35.
82 См.: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда; Питанов В.Ю. Духовный опыт, как источник истины.
83 См.: Питанов В.Ю. Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости; Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда; Питанов В.Ю. Духовный опыт, как источник истины.
84 Письма Елены Рерих, 1932-1955. Новосибирск. Вико. 1993. С. 40. Письмо от 30.06.34.
85 См.: Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. М., Отчий дом. 1997; Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства.
86 При этом в слепой вере они почему-то любят обвинять христиан. См.: Питанов В.Ю. Избранные вопросы православной апологетики / Слепа ли христианская вера?
87 См.: Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., Сретенский монастырь. 2002. С.240.
88 Подробнее см.: Питанов В.Ю. Избранные вопросы православной апологетики / "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин.14:6) или много ли путей, ведущих к Богу?

Миф о "братстве религий", как метод борьбы с традиционными религиями. Часть 1



Традиционные религии и сектантство: постановка проблемы. Часть 1


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Осторожно: секты | Добавил: Pravklin (05.08.2009) | Автор: Виталий Юрьевич Питанов
Просмотров: 2909
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz