Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Миф о "братстве религий", как метод борьбы с традиционными религиями. Часть 1
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 21.11.2024, 20:53 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Осторожно: секты

Миф о "братстве религий", как метод борьбы с традиционными религиями. Часть 1

Автор: Виталий Юрьевич Питанов

Устами лицемер губит ближнего своего,
но праведники прозорливостью спасаются.
Прит.11:9.

В современном обществе существует миф о единстве мировых религий. Сторонники этого мифа утверждают, что есть один Бог, открывающийся разным народам по-разному. Согласно этому представлению, каждый новый духовный учитель (Кришна, Будда, Зороастр и Иисус Христос1), приходя на землю, дает некую часть "единой истины", для принятия которой человечество духовно доросло к этому моменту. Принципиальные отличия между мировыми религиями и, так называемыми "нетрадиционными религиозными движениями", отрицаются, из чего делается вывод, что нет никакой разницы к какой религии принадлежать. Известные утверждения, не так ли?

Миф о братстве религий, как метод борьбы с традиционными религиями

Скульптор: Ю. Злотя

Этот миф в современном обществе распространяют многие, в частности оккультисты: "Та же неизменная Истина дается человечеству в различных одеяниях…"2; "Нельзя говорить о Новых Учениях, если Истина Едина! Новые данные и новое восприятие их будет лишь продолжением познавания" 3 Разделяют эту позицию и лидеры неоиндуизма, например Шри Рамакришна учил: "На дереве Сат-чит-ананда4… пребывают неисчислимые Рамы, Кришны, Христосы и т.д., один или два из Них время от времени приходят в этот мир и производят в нем могущественные духовные перемены и духовные революции"5. Активно проповедует идею духовного тождества религий новоявленный аватара6 неоиндуизма Сатья Саи Баба: "Все религии призывают человека очистить душу от злобы, алчности, ненависти и гнева. Все религии протягивают дар Милосердия как награду за успех в этом процессе очищения. Понятие превосходства и недостойности возникают только в душе, пораженной эгоизмом. Если кто-то утверждает, что он выше или что его религия более святая, это служит доказательством того, что он утратил самую суть своей веры…"7. Подобные идеи разделял и создатель бахаизма Бахаулла: "Нет никакого сомнения, что народы земли, к какому бы корню или вере они ни принадлежали, черпают вдохновение свое из одного небесного Источника и служат одному Богу. Различие между заповедями, коим они следуют, объясняется меняющимися требованиями и нуждами века, когда они были явлены. Все они, кроме немногих, что порождены человеческой испорченностью, заповеданы были Богом и отражают Волю Его и Промысел"8. Из всего заявленного выше можно было бы сделать несколько логических заключений: во-первых, направления, разделяющие эти взгляды, уважительно относятся к традиционным религиям (включая христианство), во-вторых, признают право человека на принадлежность к традиционной религии и право традиционных религий оставаться такими, какие они есть. Следовательно, в случае проявления провозвестниками "братства религий" нетерпимости по отношению к традиционным религиям, в случае непризнания за традиционными религиями права быть самими собой, можно говорить лицемерии рассматриваемой нами теории, а также о том, что данная теория мифична и является для ее апологетов всего лишь ширмой, прикрывающей совершенно иные цели, отнюдь не ведущие к провозглашаемому "братству религий". В нашей статье мы попытаемся ответить на вопрос, насколько декларируемые данными религиозными движениями утверждения о равенстве религий соответствуют их действительным взглядам.

Прежде всего, напомним, что между существующими религиями есть значительные различия9. Существуют религии монотеистичные, к ним относятся христианство, ислам, иудаизм, есть пантеистичные религии, например индуизм, есть политеистичные, например все языческие религии. И наличие этих отличий, как мы видели, признают сторонники идеи "братства религий". Но в чем они видят их причины? Например, оккультисты по этому поводу заявляют следующее: "…основы непоколебимы, но колебания могут быть в приемниках. Такие явления несоответствия не следует относить к основам"10: т.е. проблема религиозной множественности заключается в том, что люди извращают получаемые от высших сил знания. Помимо того, оккультисты утверждают: "Сокровенное Учение не может застывать на одном уровне. Истина одна, но каждый век и даже каждое десятилетие своеобразно прикасается к ней. Вскрываются новые свитки, сознание человеческое по-новому следит за явлениями Мироздания…"11, т.е. причина религиозных отличий так же кроется в ракурсе оценки истины, в том угле зрения, под которым на нее смотрят. Что говорит о причинах религиозных различий бахаизм? Абдул-Баха писал: "Поскольку истина едина и неделима, разногласия, существующие между нациями, порождены лишь их приверженностью к предрассудкам. Если бы люди искали истину, они проложили бы путь к единству"12. Как видим, с точки зрения учения бахаи, проблемы проистекают из человеческого невежества, из людских предрассудков. Последователи бахаизма разъясняют: "Различие между заповедями, коим они следуют, объясняется меняющимися требованиями и нуждами века, когда они были явлены"13. Итак, причины религиозных различий заключаются в привносимых людьми, в угоду своим предрассудкам, искажениях знаний, даруемых высшими силами, а также в новых пониманиях тех же самых знаний. Здесь возникает ряд вопросов: во-первых, если представители традиционных религий искажают информацию, открытую высшими силами, то кто даст гарантию, что этого не делают представители "нетрадиционной духовности"? Во-вторых, если истина едина, но видны лишь ее отдельные грани, то как примирить принципиально несовместимые противоречия, взаимоисключающие друг друга положения веры, ведь, скажем, пантеистичный взгляд на мир никак нельзя совместить с монотеистичным, под каким бы углом зрения на них ни смотрели. В таких случаях можно говорить о ложности или истинности того или иного учения, но невозможно признавать эти учения частными случаями одной и той же истины, лишь по-разному понимаемой.

При знакомстве с учением о "братстве религий" можно увидеть, что фактически все ее апологеты говорят о некой абстрактной духовности, высшем знании, причем все мировые религии и "нетрадиционные религиозные движения" оказываются проявлением этой сверхрелигии. Например, оккультисты по этому поводу пишут: "…все религии мира как ветви одного древа жизни - Всемирной Религии…Методы их различны, но цель у них одна: помочь человеку через очищение достигнуть совершенства. Они имеют общие для всех основные истины; но, по указанной причине, различаются во многих подробностях и по относительному значению каждой из них"14. Те же идеи мы находим в неоиндуизме: "Семена всех религий заложены в Санатана Дхарме15 (Вечные Истины) Веданты"16; "Санатана дхарма является матерью всех религий, сводов этических норм и дхарм всего мира. …Санатана Дхарма является местом, где сходятся все пути"17; "Он (Саи Баба. - В.П.) проводит черту между религией, как установленной формой поклонения, и духовностью, которая является сущностью любой религии"18. Разделяют эту точку зрения и бахаисты: "Бахаи считают, что существует одна вечная и постоянно прогрессирующая религия - вера в единого Бога, знание божественных истин и законов, постепенно раскрываемое Богом перед человечеством по мере его развития. Каждое откровение посланников Бога (таких как Авраам, Моисей, Зороастр, Кришна, Будда, Христос, Мухаммад, Баб и Бахаулла) является развитием предыдущего и закладывает основу для последующего проявления Божественного знания. Итак, различные религии являются последовательными главами книги религии, написанной Творцом. Внешняя их форма меняется, но внутренняя духовная суть остается неизменной, только полнее раскрывается в каждом откровении"19. Как видим, несмотря на некоторые отличия, все вышеперечисленные духовные учения едины в одном: есть некая глобальная "истина", некая суперрелигия, проявлением которой являются все религии. Но у подобного подхода есть слабые места. Он автоматически подразумевает относительную истинность любой мировой религии и "нетрадиционного религиозного движения". Но если истинность всех религий относительна, то тогда возникает справедливый вопрос: в чем на Земле воплощены абсолютные духовные ценности? Если нет религиозного учения, в полноте открывающего истину, то хотелось бы узнать: с каким реальным духовным эталоном апологеты "братства религий" сравнивают содержание того или иного религиозного учения, чтобы оценить степень его истинности? Они декларируют существование "всемирной религии", но в чем и кем она выражается во всей полноте? Ведь сверхрелигия - это то, к чему стремятся, но, следуя логике сторонников "братства религий", во всей полноте она себя не проявляет20. Панрелигия сравнима с горизонтом: можно вечно к нему идти, вот только дойти невозможно. Непризнание абсолютных ценностей в уже существующих религиях приводит к вопросу о легитимности и истинности заявлений самих апологетов "братства религий". Но здесь справедливо будет задать вопрос: на основании чего определяется ими ценность или, наоборот, "отсталость" той или иной мировой религии? Если духовный эталон истинности отсутствует, то нельзя ли говорить об относительной ценности оккультизма, бахаизма, мунизма и т.д.? Тем более, что подобная позиция фактически сразу приводит к идее об относительности любых нравственных принципов21. И эта нравственная относительность опять же, как следствие, приводит к констатации принципиальных противоречий между религиями. Например, христианство запрещает любое самоубийство, однако ритуальное самоубийство присутствует в индуизме22. Для подтверждения заявления об относительности всех религий сторонники этой теории очень любят ссылаться на Эйнштейна, который, как утверждают апологеты "братства религий", доказал, что все в мире относительно, хотя это и не соответствует действительности: Эйнштейн считал, что есть и постоянные величины, например, скорость света у него абсолютна23.

Как уже отмечалось выше, из идеи "братства религий" логически должно следовать терпимое отношение как к традиционным религиям, так и ко всем иным формам религиозности. Но свойственна ли в реальности религиозная терпимость сторонникам "единства религий"? Если мы обратимся к оккультизму, то сможем узнать: "Новое Учение (имеется в виду агни-йога. - В.П.) почитает Носителей прежних Заветов, но идет без багажа конченых времен. Иначе караван пособий примет непередаваемые размеры. Самое практичное было бы уничтожить все комментарии, сделанные после трех веков от ухода Учителя. Надо когда-нибудь почистить полки. От этой чистки вырастут Облики Учителей Света"24. Фактически это заявление означает, что все мировые религии должны быть полностью пересмотрены. Также об отношении оккультизма к мировым религиям мы можем сделать вполне определенные выводы, прочитав следующее: "Я (махатма. - В. П.) укажу на величайшую, главную причину почти двух третей бедствий, преследующих человечество - с тех пор, как эта причина сделалась силой. Это - религия, в любом своем виде и у всех народов"25; "Мы не можем назвать ни одной религии, которая, хваля Господа, не произносила бы хулы. Искажение Учений породило ужас переживаемый. Именно, Учения низведены на уровень человеческий, и храмы человечества не есть Храмы Господа"26. А как же слова о "братстве религий", о терпимости? К числу сторонников идеи единства религии относятся также последователи Церкви Объединения27, муниты. Мунизм учит: "традиционные представления о Боге и Вселенной, обеспечиваемые существующими онтологиями, не способны продвинуть фундаментальное разрешение актуальных проблем человеческого существа и общества. Это означает, что традиционные онтологические видения Бога и Вселенной сами по себе недостаточны, то есть, они не имеют правильного понимания Бога и первопричины Вселенной. Следовательно, нам нужно, чтобы возникли новое представление о Боге и новая онтология (выделено нами. - В.П.)"28; "Ни одна религия или философия, до сих пор, не была способна адекватно объяснить причину, почему Бог сотворил Вселенную. Религиозные и философские рассуждения о Боге и Вселенной обычно лишь принимали Божье творение как установившуюся реальность… В философии Объединения, однако, такие вопросы прояснены…"29. Как видим, в мунизме терпимость, в частности по отношению к христианству, отсутствует, более того, как и в случае с оккультизмом, у мунитов можно найти призыв к физическому уничтожению одной из мировых религий - христианства: "если христианство не может объединиться с нашим движением, мы должны бороться"30; "у христианства не останется надежды. Оно придет в упадок. Его духовный огонь потухнет. Церкви станут погребениями наследия прошлого"31; "Чем активнее мы работаем, тем скорее христианский мир рухнет"32. Как видим, муниты не слишком доброжелательно настроены к христианству, а оккультисты негативно относятся не только к христианству, но и к каждой мировой религии. Знакомясь же с учением Сатья Саи Бабы, можно увидеть, что, по сути, Саи Баба пытается заменить собою Христа33. Ниже мы увидим, что бахаисты так же не признают права христиан оставаться самими собой, хотя и декларируют его.

При внимательном изучении литературы апологетов "братства религий", можно прийти к выводу, что они прекрасно осведомлены о принципиальной несовместимости своих доктрин с христианским вероучением. Например, Блаватская Е.П. в предисловии к одному из своих фундаментальных оккультных трудов, "Тайной Доктрине", писала: "…учения, заключенные в этих томах, хотя бы и отрывочные и неполные, не принадлежат какой-либо одной религии (выделено нами. - В.П.), как-то индусов, Зороастра, халдеев и египтян, ни к Буддизму, Исламу, Иудаизму или Христианству…"34. О своей несовместимости с христианством пишут и муниты: "христианские деноминации имеют иные представления по многим частям нашей доктрины, таким как Троица, христология, принцип творения, теория Воскресения и предопределение" 35; "основы… Принципа отличны от основ утвердившегося христианства. Поскольку отправная точка - другая (выделено нами. - В.П.), то и взгляд отличен" 36. То же можно найти и в бахаизме: "… религии имеют различия в отношении вторичных аспектов (богословские положения, социальные законы, обряды)…" 37. Учение Саи Бабы к христианскому вероучению также никакого отношения не имеет38.

К какому конечному выводу приходят апологеты учения о "братстве религий"? Он прост: надо уничтожить христианство и все мировые традиционные религии и занять их место. Этих целей не скрывают муниты, которые, считая мунизм "религией наивысшего уровня" 39, пишут, что он и есть та "новая религия, которая будет служить базисом для новой цивилизации" 40. Мунизм, по мнению его приверженцев, представляет собой универсальную религию, которая должна прийти на смену традиционным религиям: "Церковь Объединения в единении религий должна выполнить небесную универсальную миссию. Новая религия должна выходить за пределы политики, нации и мира. Она должна обладать властью для того, чтобы превзойти другие религии, нации и весь мир. Она должна обладать властью для преобразования культур, политики, всех типов цивилизации, всех религий, даже всех типов злой власти" 41. При этом добавляется: "по существу, мы - новая христианская церковь (выделено нами. - В.П.)" 42. Те же идеи находим в оккультизме: "Они думают, что можно прожить в обычных мерах, но с каждым днем становится яснее, что можно спасти людей верою, которая превыше всех религий (выделено нами. - В.П.)" 43; "…Мы даем Новый Завет (агни-йогу. - В.П.). К этому завету Мы зовем человечество. В этом Завете лежит принцип Бытия (выделено нами. - В.П.)…" 44. На тех же идеях основан бахаизм: "В Китаб-и-Агдас утверждается истинность великих религий прошлого и повторяются те вечные истины, которые возвещались всеми Божественными Посланниками: единство Бога, любовь к ближнему, нравственный смысл земной жизни. В то же времяв этой Книге отменяются отдельные положения былых религиозных законов (выделено нами. - В.П.), которые сегодня стали препятствием на пути начавшегося объединения мира и переустройства человеческого общества" 45.

Почти все апологеты "братства религий" полагают, что Христос духовно ниже основателей их собственных учений и организаций. Например, муниты пишут: "Церковь Объединения может провозгласить, что преп. Мун выше, чем Иисус…"46; "Когда вы перейдете в духовный мир, вы будете выше, чем любой святитель или святой человек, какой когда-либо жил в истории, потому что вы любимы Богом в двух мирах. Никто в духовном мире не имел этого опыта, несмотря даже на то, что изначально Бог хотел любить человека и на Земле, и в духовном мире. Все святые, включая Иисуса, должны уважать вас, потому что даже Иисус не мог выполнить ту же работу, которую вы сейчас делаете (выделено нами. - В.П.)…" 47. О том же учит и Саи Баба: "Бог Кришна учил этим вечным истинам несколько тысячелетий назад во всей полноте. Христос и другие учили им частично. Саи Баба вновь учит этим вечным истинам во всей полноте (выделено нами. - В.П.)" 48. В оккультизме мы тоже можем найти похожее учение: "Мы знаем, что Иисус тоже учился у Великого Мудреца Востока Россула Мории (того, кто дал агни-йогу. - В.П.) и пробыл у Него не менее семи лет, после чего они вместе путешествовали по Индии, и затем Иисус направился с благословения Владыки Мории в свою страну. Но Он не смог закончить там своей Миссии; страстно переутомился и занемог; и на пороге перехода в потусторонний мир перед ним появился в тонком Облике великий Мудрец и предложил ему закончить Его Миссию, войдя в его тело. Конечно, согласие было дано с радостью" 49. Более того, оккультизм провозглашает, что каждый человек может духовно дорасти до Христа50.

©Питанов В.Ю.

Фото: Татьяна Балашова

1 Список можно было бы дополнить Сан Мен Муном, Рамакришной, теософскими "махатмами" и т.д.
2 Живая этика. Знаки агни-йоги.178.
3 Живая этика. Братство.188.
4 Определение Абсолюта - "сущее-сознание-блаженство". См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 394.
5 Димешвар Рам Авдхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. С. 54.
6 Аватара - воплощенное на земле божество. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С. 37.
7 Мерфет Г. Саи Баба Аватар. История Боговоплощения. СПб., 1995. С.162.
8 Основные принципы учения Веры Бахаи. http://www.bahai.ru/teaching/principles.shtml
9 См.: Кеннет Р. Сэмплс. Проблема религиозного плюрализма. С - 014. Центр Апологетических Исследований. http://www.ApolResearch.org
10 Живая этика. Братство. 53.
11 Живая этика. Братство.188.
12 Основные принципы учения Веры Бахаи. http://www.bahai.ru/teaching/principles.shtml
13 Владимир Чупин. http://www.bahai.ru/answers/a120.html
14 Безант А. Загадки жизни и как теософия отвечает на них. М., СП "Интерграф Сервис". 1994. С.183.
15 Санатана Дхарма - одно из самоназваний индуизма. Дхарма - это совокупность установленных правил, прежде всего ритуальных, соблюдение которых является необходимым условием поддержания космического порядка. В философии индуизма дхарма неотделима от Истины. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. С.180.
16 Мерфет Г. Саи Баба Аватар. История Боговоплощения. СПб., 1995. С. 216.
17 Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Према Вахини. Поток Святой любви. СПб., 1993. С. 29.
18 Там же. С. 70.
19 Бахаи и другие религии. http://www.bahai.ru/introduction/bahnrel.shtml
20 На это претендуют разве что неоиндуисты, но их претензии безосновательны. См: Питанов В.Ю. Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда
21 Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С. 656.
22 См.: Питанов В.Ю. Эзотеризм, как путь к расизму.
23 Гайслер Норманн Л. Энциклопедия христианской апологетики. СПб., Библия для всех. 2004. С. 656.
24 Живая этика. Община. 40.
25 Чаша Востока. Письма Махатм. Рига. Лигатма. 1992. С.184.
26 Живая этика. Мир Огненный. Часть 3. 335.
27 Организация, созданная Сан Мен Муном, называется "Церковь Объединения". В действительности Мун не ставит цель объединить христиан всего мира, его основная задача - поглотить их мунизмом.
28 См.: Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М., 1999. С. 22.
29 См.: Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М., 1999. С.26-27.
30 См.: Там же. С.88.
31 См.: Там же. С.88.
32 См.: Там же. С.88.
33 См.: Вишал Мангалвади. Сатья Саи Баба. С-079. Центр Апологетических Исследований. http://www.ApolResearch.org
34 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., Сирин. 1993. Т.1(1). Из предисловия к первому изданию.
35 См.: Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М., 1999. С.88-89.
36 См.: Там же С.89.
37 Учение Бахауллы. http://www.bahai.ru/introduction/bahaulteach.shtml
38 См.: Вишал Мангалвади. Сатья Саи Баба. С-079. Центр Апологетических Исследований. http://www.ApolResearch.org
39 См.: Там же. С.10.
40 См.: Там же. С.161.
41 См.: Там же. С.162.
42 См.: Там же. С.89.
43 Напутствие Вождю. Л., 1990. 145.
44 Живая этика. Беспредельность.227.
45 Китаб-и-Агдас. http://www.bahai.ru/library/index.shtml
46 См.: Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М., 1999. С.93.
47 См.: Там же. С.205.
48 Мерфет Г. Саи Баба Аватар. История Боговоплощения. СПб., 1995. С.68.
49 Е.И.Рерих. Письма в Америку. М., Сфера. 1996. С.342.
50 Подр. см.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства / Глава 4. Христос: Бог или "высшее я"?


Традиционные религии и сектантство: постановка проблемы. Часть 1


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Осторожно: секты | Добавил: Pravklin (04.08.2009) | Автор: Виталий Юрьевич Питанов
Просмотров: 3781
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz