Автор: Виталий Питанов
Виталий Питанов
Особое место в "Сатанинской библии" уделено так называемым "духовным вампирам". Кто же это такие? Лавей учит, что "духовные вампиры - это индивидуумы, сосущие из других их жизненную энергию"26. Эти люди, согласно "Сатанинской библии", присутствуют во всех слоях общества. "Духовный вампир" никогда и ничего не просит у своих жертв, более того, он даже может помогать им, в том числе даря материальные предметы, ничего не требуя взамен. Он "просто дает знать вам о своих желаниях тайными путями, что защищает его от обвинений в паразитизме"27. Логически из учения Лавея следует, что "духовный вампир" - это человек, перед которым сатанист начинает ощущать какие-либо обязательства. Лавей писал: "…опасайтесь тех, у кого нет настоящих друзей и видимого интереса в жизни (кроме интереса к вам), Он всегда будет повторять вам, что очень разборчив в выборе друзей, или не сходится с людьми легко из-за своих высоких стандартов. (Чтобы приобрести и удержать друзей, нужно быть готовым отдать себя, чего не способен сделать духовный вампир.28) А он поспешит добавить, что ВЫ удовлетворяете все его требования и являетесь поразительным исключением среди прочих: вы - один из немногих, достойных его дружбы"29. Как должен вести себя сатанист при встрече с подобным "духовным вампиром"? Лавей дает своим последователям рекомендацию: "Для настоящего Сатаниста единственный путь иметь дела с духовными вампирами - "валять дурака", и поступать так, словно они и на самом деле альтруистичны и на самом деле не ожидают ничего взамен. Проучите их, любезно принимая все, что они дают вам, благодаря их достаточно громко, чтобы слышали все, и уходите прочь! Таким образом, вы становитесь победителем. А что им остается сказать? Если же от вас все еще ожидают, что вы отплатите за их "великодушие" (вот здесь самая трудная часть!), вы говорите "НЕТ" - но снова любезно! Когда они почувствуют, что вы выскальзываете из их хватки, произойдут две вещи. Во-первых, они будут разыгрывать "подавленность", надеясь, что ваши чувства долга и сочувствия проявятся, а когда (или если) этого не произойдет, они покажут вам свою ИСТИННУЮ суть и станут злобными и мстительными"30. Фактически, сатанист любое внимание и участие других людей в своей жизни может объявить "духовным вампиризмом", что способствует одиночеству сатаниста, его психологической изоляции и постоянной настороженности по отношению к людям, неспособности налаживать психологические контакты. Что касается критериев, по которым сатанист объявляет того или иного человека "духовным вампиром", то они носят настолько субъективный характер, что позволяют любого человека объявить таковым, если на то будет желание сатаниста. Учение о "духовном вампиризме" позволяет сатанистам оправдывать перед самими собой любую неблагодарность относительно людей, с которыми они общаются. Фактически это идеология паразита, который пользуется другими, ничего не давая взамен, к тому же их же обвиняя в паразитизме.
Как Лавей относился к жертвоприношениям? Здесь нужно заметить, что автор статьи, прежде чем написать ее, потратил немало времени на ознакомление с различными сатанинскими форумами и сайтами, из которых узнал, что сатанизм не является единым, цельным движением, скорее, это набор различных групп, имеющих часто различные взгляды на одни и те же вопросы. Несомненно, есть сатанисты, которые прибегают к кровавым жертвоприношениям (по крайней мере, на форумах они обсуждают эту практику), чаще всего животных, хотя, судя по всему, бывают и убийства людей, по крайней мере, особых запретов на это в их идеологии автор не нашел. Но что касается Лавея, то он двойственно относился к практике жертвоприношениям. С одной стороны, он ее отрицал: "Ни при каких обстоятельствах Сатанист не приносит в жертву животное или ребенка!"31 С другой стороны, утверждал что "символически жертва уничтожается через наговор или проклятие, что, в свою очередь, приводит к физическому, духовному или эмоциональному разрушению "жертвы" способами, которые нельзя затем приписать волшебнику. Сатанист приносит человеческую жертву только тогда, когда она может послужить двум целям сразу: для освобождения волшебника от зла в форме проклятия и, что более важно, для избавления от весьма отвратительного и заслуживающего того индивидуума… у вас есть все права на то, чтобы (символически) уничтожить их, и, если ваше проклятие приводит к настоящему уничтожению, утешайтесь мыслью о том, что вы послужили инструментом в избавлении мира от вредителя (кто есть вредитель, сатанист решает по своему желанию. - В.П.)! Если вашему успеху или счастью мешает кто-либо, - вы перед ним ни в чем не обязаны! Он заслуживает участи быть раздавленным под каблуком!"32. Цель ритуала жертвоприношения (для тех, кто его совершает), по Лавею, заключается в выбросе энергии, запасенной в крови убитой жертвы. При этом главное в этом обряде заключается не столько в пролитии крови, сколько в мучении жертвы перед смертью. Возможно, Лавей не практиковал жертвоприношения животных, и тем более людей, но он не отрицал возможность убить магическими методами любого человека, которого сатанист сочтет своим врагом.
Как Лавей относился к черной мессе? Он считал, что она является литературным вымыслом. Так как в черной мессе необходимо было использовать свечи, сделанные из жира некрещеных детей, то священники, по его мнению, использовали этот "миф" для того, чтобы пугать "бедных" матерей и подталкивать их к тому, чтобы они крестили детей, и тем самым обогащали Церковь. Лавей писал: "Бытует мнение, что Сатанинская церемония или служба всегда называется Черной Мессой. Черная Месса НЕ является церемонией, практикуемой сатанистами, сатанист нашел бы ей только одно применение - в качестве психодрамы33. Идя далее, следует отметить, что Черная Месса не обязательно подразумевает, что все ее участники - сатанисты. По своей сути, Черная Месса - пародия на религиозную службу Римской Католической Церкви, но также может быть вольно переложена на сатиру в отношении любой другой религиозной церемонии"34.
Главными сатанинскими праздниками являются Вальпургиева ночь (ночь на первое мая) и Хеллоуин (канун дня всех святых, 31 октября), а также день рождения сатаниста. Лавей писал: "Сатанист полагает: "Почему бы не быть честным с самим собой, и, если уж бог создается по моему образу и подобию, почему бы этим богом не считать себя?" Каждый человек является богом, если он считает себя таковым. Так что сатанист празднует свой день рождения как самый важный праздник в году"35.
Особое место в учении Лавея занимает магия. Он определяет магию как: "Изменение ситуаций и событий в соответствии с волей человека, невозможное при применении обычных методов"36. Лавей не делит магию на белую и черную, считая, что цель магии заключается в достижении власти и удовлетворении личных желаний. В частности, он пишет: "Тот, кто притворяется, что магия или оккультизм интересуют его по причинам иным, нежели достижение личной власти, является худшим образчиком ханжества и лицемерия37… Обычно считается, что белая магия используется только для хороших и неэгоистических целей, а черная, втолковывают нам, - лишь для эгоцентричных, или "злых" дел. Сатанизм не проводит разделительной черты. Магия есть магия, будь она применена для помощи или для помехи. Сатанист, будучи волшебником, должен быть в силах решить сам, что справедливо, а затем приложить силы волшебства для достижения своей цели"38. При этом Лавей очень низко оценивал большинство трудов по магии, распространенных в современном обществе. Он писал: "…за небольшим исключением, все трактаты и книги, все "тайные" гримуары, все "великие труды" по вопросу магии являются не более, чем ханжеским мошенничеством, греховодным бормотанием и эзотерической тарабарщиной хроникеров магических знаний, не способных или не желающих предоставить объективную точку зрения на этот вопрос. Писатель за писателем, пытаясь означить принципы "белой и черной магии", преуспели лишь в таком затуманивании объекта рассмотрения, что человек, самостоятельно изучающий волшебство, проводит свои занятия за глупым стоянием в пентаграмме в ожидании появления демона, тасованием колоды карт для предсказания будущего, теряющего в картах свой смысл, и присутствием на семинарах, гарантирующих лишь расплющивание его эго (а заодно и бумажника); и, в итоге, выставляет себя круглым идиотом в глазах тех, кто познал истину!"39.
К кому из предшествовавших ему лидеров сатанизма Лавей относился с симпатией? Он считал, что ближе всего ему по духу были ритуалы, созданные знаменитым сатанистом Алистером Кроули (Aleister Crowley). Но и у него Лавей нашел ряд недостатков: "Кроме очаровательной поэзии, альпинизма и поверхностного знания некоторых магических безделушек, жизнь Кроули явила собой пример позерства и попыток казаться хуже, чем он был на самом деле. Как и его современник, Преподобный (?) Монтегю Саммерс, Кроули, без сомнения, провел свою жизнь с прижатым к щеке языком, но сегодняшние последователи Кроули ухитряются прочесть эзотерический смысл в каждом его слове"40. По сути, вершиной сатанизма Лавей считал себя, что, впрочем, неудивительно учитывая тот эгоцентризм, который лежит в основе всего его учения.
Как уже было отмечено выше, сатанизм состоит из множества групп, которые могут иметь значительные различия в своих учениях и практике. Лавей отнюдь не является общепризнанным авторитетом в среде сатанистов, многие из них относятся к нему критически. Поэтому будет целесообразно сказать несколько слов о той критике, что они подвергли Лавея, хотя эта критика и не носит характера "богословской" полемики41.
В самом начале статьи, излагая биографию Лавея, мы упомянули, что она не совсем соответствует историческим фактам. Обратимся к ее критикам. Были проведены исследования его биографии, которые вылились в написание следующих трудов: Альфред Кнопф "Святые и грешники" (Knopf, A. "Saints and Sinners", New York, 1993) и Майкл Акино42 "Церковь Сатаны" (Aquino, M. "The Church of Satan", San Francisco: Temple of Set, 1983). С некоторыми выводами этих исследований автор хочет познакомить читателей43.
Прежде всего, по свидетельствам родственников Лавея, его бабушка была не цыганкой, а украинкой. В возрасте пятнадцати лет Лавей не играл в Большом Симфоническом оркестре Сан-Франциско, так как в 1945 году такого оркестра просто не существовало. В 1947 году Лавей не убегал из дома и не присоединялся к цирку, об этом свидетельствовали его родственники и бухгалтерские книги цирка Клайда Битти. Мерилин Монро также никогда не была любовницей Лавея. Более того, она никогда не работала стриптизершей в том клубе, где ее якобы встретил Лавей. Об этом свидетельствовал владелец клуба "Mayan Burlesque Theatre" Пол Валентин. Лавей никогда не работал фотографом в Департаменте Полиции Сан-Франциско. По крайней мере, архивы этого учреждения не имеют никаких сведений о нем. Мифом является, и история о том, что в Вальпургиеву ночь в 1966 году Лавей объявил о создании "церкви сатаны". В реальности, в это время Лавей подрабатывал, читая лекции по оккультизму, что приносило очень маленький доход, и будущий издатель его книг Эдвард Вебер порекомендовал ему создать собственную "церковь", с целью привлечения внимания журналистов. Так летом 1966 года в объявлениях о своих лекциях Лавей впервые стал называть себя "священником церкви сатаны". Мифом является, и утверждение, что Лавей был техническим консультантов в фильме "Ребенок Розмари", снятом режиссером Романом Полански, да к тому же еще и сыграл в нем роль дьявола. В реальности, по словам продюсеров этого фильма Вильяма Кастла и Джина Гутовски, никаких "технических консультантов" в фильме не было. Более того, Поланский и Лавей никогда не были знакомы. А роль дьявола в фильме сыграл никому не известный молодой танцор. Какое же отношение Лавей вообще имел к фильму "Ребенок Розмари"? В 1968 году, на премьере этого фильма в Сан-Франциско, администрация кинотеатра, в котором он должен был быть показан, обратилась к Лавею с просьбой его прорекламировать, что Лавей и сделал. Теперь по поводу знаменитой книги Лавея "Сатанинская библия". В конце шестидесятых годов двадцатого века в Америке отмечался большой интерес к сатанизму, и издательство "Avon Books" предложило Лавею написать книгу, посвященную данной теме. Был подписан договор, но Лавей не успевал написать книгу к срокам, оговоренным в договоре, и тогда он прибегнул к плагиату. В его "Сатанинской библии" есть заимствования из следующих книг: Рагнар Редбирд "Сила суть закон" (Ragnar Redbeard, "Might is Right", Port Townsend: Loompanics (reprint), 1896), Алистер Кроули "Равноденствие" (Equinox), Эйн Рэнд "Атлас пожимает плечами" (Atlas Shrugged). Умер Лавей не 31 октября 1997 года в Хеллоуин, как утверждают его последователи, а 29 октября, об этом сказано в свидетельстве о смерти №380278667, подписанном доктором Джайлсом Миллером.
Теперь посмотрим, как Лавей относился к религиям. Прежде всего, он считал, что "религии должны быть подвергнуты сомнению. Ни одна моральная догма не должна приниматься на веру, ни одно правило суждения не должно быть обожествлено. В моральных кодексах нет изначальной святости"44. И такая позиция неудивительна, если учесть, что он считал, что "человек всегда создавал богов, а не они его"45; "все религии духовного характера придуманы человеком. Ничем иным, как своим плотским мозгом, он сотворил целую систему богов. У человека есть эго, его скрытое "я" и, лишь потому, что не в силах смириться с ним, он вынужден обособлять его вне себя в некоем великом спиритуальном создании, именуемым "Богом""46. Фактически Лавей отрицал все мировые религии, считая истинной лишь собственную. В частности, он писал: "Восточные мистические верования научили людей касаться головой своего пупка, стоять на голове, пялиться на пустые стены, избегать ярлыков в повседневной жизни и ограничивать себя в каждом желании материальных удовольствий. Тем не менее, я уверен, что вам доводилось видеть множество так называемых йогов с такой же неспособностью бросить курить, как и у всех людей, или "возвысившихся" буддистов, которые становятся такими же возбужденными, как и "менее отвлеченный" человек, при встрече с лицом противоположного, а в некоторых ситуациях и одного с ним пола. Однако же, будучи испрошены объяснить причину своего лицемерия, эти люди отступают в двусмысленность, характеризующую их веру - никто не может их осуждать, не получив прямых ответов. Простой по своей сути факт - этот тип людей, обратившись к вере, исповедующей воздержание, приходит к потворству. Их принудительный мазохизм является причиной выбора религии, которая не только отстаивает самоотрицание, но и поощряет его и, более того, дает им освященный путь для выражения своих мазохистских нужд. Чем большую дозу плохого обращения они могут снести, тем "святее" они становятся"47. Все религиозные люди, за исключением сатанистов, для Лавея являются мазохистами. Более того, мученичество за веру, когда люди принимают смерть во имя преданности Богу и нежелания предать Его, объявляется Лавеем также формой мазохизма. Он писал: "…отдать свою собственную жизнь за нечто не личное, такое, как политическое или религиозное убеждение, есть ничто иное, как высшее проявление мазохизма"48. Относил ли Лавей свою веру в категорию "личное" или нет, остается под вопросом. Смог бы он умереть за свою веру или при необходимости откинул бы ее в сторону? Впрочем, если религия воспринимается как бизнес-проект, то действительно, за такую религию умирать глупо.
©Питанов В.Ю.
Продолжение статьи "Блеск и нищета "Сатанинской библии" Лавея"
Блеск и нищета "Сатанинской библии" Лавея. Часть 1
Литература
26 Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Не все вампиры сосут кровь.
27 Там же.
28 А сатанист готов это сделать?
29 Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Не все вампиры сосут кровь.
30 Там же.
31 Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. К вопросу о человеческом жертвоприношении.
32 Там же.
33 Театральная пародия на богосложение. Судя по всему, собственные обряды Лавей тоже считал психодрамами цель которых была вызвать эмоциональную реакцию.
34 Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Черная месса.
35 Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Религиозные праздники.
36 Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Теория и практика сатанинской магии.
37 Такие заявления можно найти в теософии. См.: Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов. http://apologet.orthodox.ru/
38 Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Нет на земле человека полностью лишенного украшений.
39 Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Предисловие.
40 Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Черная месса.
41 Это не означает что ее нет, просто автор считает что рассмотрения этого вопроса будет явным перебором в данной работе.
42 Был последователем Лавея, потом откололся и создал собственную сатанинскую организацию "Храм Сета".
43 Среди критиков Лавея была даже его дочь Зина. Которая в 1998 году опубликовала документ под названием "Антон Лавей: миф и реальность". Сторонники Лавея парировали критику обвинениями в ее предвзятости.
44 См.: Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия.
45 Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Разыскивается бог - живым или мертвым.
46 Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Бог, которому ты поклоняешься, может быть тобой.
47 Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Потворство… но не принуждение.
48 Антон Шандор Лавей. Сатанинская библия. Гл. Жизнь после смерти через удовлетворения эго.
Одержимость как форма духовной практики в индуизме, буддизме и оккультизме
Ложные аргументы противников христианства Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|