Автор: Татьяна Шишова
- Мой сын учится в пятом классе, но он такой безответственный, каким бывает не всякий дошкольник. Ничего ему нельзя поручить! Заигравшись, он забывает про все на свете, в том числе и про уроки. Соседи посоветовали нам завести собаку. Говорят: "Будет за ней ухаживать и постепенно приучится к ответственности". А вы что скажете?
- На мой взгляд, это было бы, мягко говоря, опрометчиво.
Вы лишь взвалите себе на плечи дополнительную ношу. По крайней мере, я могла бы привести массу примеров, когда даже страстно мечтавшие о собаке подростки (а это, насколько я понимаю, не ваш случай) быстро расхолаживаются, когда выясняется, что ради собаки нужно раньше вставать по утрам и выходить на улицу, даже если на дворе проливной дождь.
Значит, ухаживать за животным придется вам - не выгоните же вы бедное животное на улицу! Таким образом, педагогический эффект будет прямо противоположным задуманному: безответственность ребенка получит лишнее подкрепление. Причем на новом, более серьезном уровне: когда ваш сын не готовит уроки, он делает хуже самому себе, поскольку ему, а не кому-то еще поставят за это двойку (хотя, конечно, родных неудачи ребенка тоже травмируют). Но в рассматриваемой ситуации ваш сын ПОДВЕДЕТ ДРУГОГО. И не просто другого, что само по себе уже плохо, а существо гораздо более беззащитное, чем он сам. И это ему сойдет с рук.
Если же вы, не приведи Господь, решите "из воспитательных соображений", дабы продемонстрировать сыну последствия его безответственности, выгнать щенка или отдать кому-то из знакомых, вам тоже вряд ли удастся достичь желаемой цели. Почему? Да потому, что отказ от живого существа, которое уже успело за это время к вам привязаться, - поступок весьма сомнительный с точки зрения нравственности. И ваш подросток, который, как все безответственные люди, и так-то не склонен признавать свои ошибки, обвинит вас в жестокости.
В итоге вы окажетесь во всем виноваты, а он будет как бы ни при чем.
Не стоит экспериментировать. Лучше приучайте сына к самостоятельности, не вовлекая в этот процесс, так сказать, третьих лиц. Конкретные способы могут быть разными, но принцип один: безответственный ребенок должен ощутить последствия своей безответственности на себе. И не в виде нотаций - это ему, судя по вашим жалобам, как об стенку горох - а в чем-то более значимом.
Скажем, если он любит играть, то за невыполнение поручений нужно его лишать такой возможности. Но, естественно, не навсегда, а до тех пор, пока он, так или иначе, не попробует исправиться (например, выполнит какое-то другое поручение).
Из книги И. Я.Медведевой, Т. Л. Шишовой
"Книга для трудных родителей. Блиц-педагогика
Фото: Василий Кузьмин
Советы родителям
"Если бы каждый из нас был совершенен, вокруг был бы другой мир" Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|