Автор: Татьяна Шишова
Очень важно понимать, какие дети составляют так называемую «группу риска», поскольку именно они оказываются наиболее уязвимыми.
Во-первых, это дети, которым недостает в семье теплоты, ласки, понимания. Может быть, взрослые слишком заняты или поглощены собственными проблемами. Или общаются с ребенком сухо, фиксируясь в основном на его успеваемости. В результате у него возникает чувство, что родителям нужен не он сам — такой, какой он есть, — а только его достижения. Нарушенный эмоциональный контакт надо восстановить, не дожидаясь вступления ребенка в переходный возраст, когда это будет сделать гораздо труднее. Если чувствуете, что не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Не стоит отговариваться обилием хлопот. Ведь если ребенок, ища спасения от одиночества, пристрастится к наркотикам, хлопот у вас станет гораздо больше.
Во-вторых, по наблюдениям многих психологов, среди подростков-наркоманов практически нет ребят с нормальной самооценкой, она у всех занижена. А повышение детской самооценки тоже во многом зависит от родителей. Создавайте атмосферу принятия ребенка, давайте ему понять, какие у него сильные стороны, и тактично (!) помогайте справиться с недостатками.
А то мы слишком много внимания фиксируем на детских промахах, считая, что похвала «сама приложится».
В-третьих, в группу риска часто попадают ребята авантюрного склада. Пытаться удержать их при себе бесполезно. Тут надо направить жажду приключений в позитивное русло: записать подростка в какой-нибудь военно-патриотический или туристский клуб, в кадеты, в спортивную секцию и т. п.
В-четвертых, повышенно уязвимы дети с теми или иными психическими отклонениями (нередко наследственными), эмоционально неустойчивые, возбудимые и т. п. Здесь необходимо наблюдение врача и соответствующее лечение.
В-пятых, среди наркоманов нередко оказываются повышенно комфортные ребята, то есть такие, которые легко попадают под дурное влияние, не умеют отстаивать свою позицию, не ведущие, а ведомые. У этих детей надо стараться как можно раньше повысить психологическую сопротивляемость. А если не получается, то хотя бы не выпускать их из-под влияния семьи.
Кроме того, дети могут потянуться к наркотикам из чувства протеста против старших, из любопытства, а также стараясь не отстать от окружающих. И тут определяющее значение имеет среда, в которой вращается подросток. Дело в том, что наркотики — это не просто вещества. Это часть комплекса, который на Западе назван «культурой рока-секса-наркотиков» (rock-sex-drug culture). «Культура» эта была создана в 1960-е годы, и сейчас подавляющее большинство подростково-молодежных журналов, телепередач, фильмов и компьютерных игр фактически осуществляют маркетинг наркотиков. Они приучают подростков к «отвязанному», «безбашенному» стилю жизни, внушают, что все в жизни надо попробовать, показывают в качестве кумиров рок-певцов, среди которых полно наркоманов и извращенцев, подталкивают к разрыву с родителями, пробуждают интерес к сексу.
Недаром составные части наркотической «культуры» фигурируют в названии в такой последовательности: сперва рок, потом секс и только потом, на заключительном этапе, — наркотики. Поэтому, покупая ребенку журналы «Cool», «Yes», «Башня» и т.п. или читая сами на его глазах бульварную газетенку с непристойными заголовками, вы своими руками подталкиваете его к опасной грани. Кто-то наживет на этом лишние доллары. Вам это нужно?
Многим взрослым кажется, что главное — предупредить ребят, рассказать, к каким страшным последствиям приводит употребление наркотиков. Но, во-первых, подростковая психология устроена своеобразно, и значительную часть ребят (особенно склонных к демонстративности) подробный рассказ о действии того или иного наркотика может раззадорить и подвигнуть к экспериментам. А во-вторых, сейчас практически все дети чуть ли не с ясельного возраста знают, что наркотики опасны. И тем не менее число наркоманов увеличивается. Значит, дело не в информации!
Наркомания — болезнь, прежде всего, духовная. Поэтому и бороться с ней следует главным образом путем приобщения ребенка к вере, укреплением его нравственности и опорой на традиции нашей культуры. И, конечно, нужно следить за тем, с кем он общается: «С кем поведешься — от того и наберешься».
Из книги И. Я.Медведевой, Т. Л. Шишовой
"Книга для трудных родителей. Блиц-педагогика"
Фото: www.e1.ru
Ребенок ругается: что делать?
Секспросвет: как реагировать? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|