Автор: Борис Соколов
Все произведения живописи с момента их создания не остаются неизменными, но подвержены, в большей или меньшей степени, изменениям как в цветовой гамме и насыщенности, так и в цельности, и в механической прочности. Виной тому как процессы внутри самого красочного слоя и взаимодействия его с материалом, на котором написана работа, так и воздействие окружающей среды. Поэтому в музеях и хранилищах стремятся создать условия для устранения хотя бы внешних причин, влияющих на произведение, поскольку на внутренние процессы повлиять, видимо, трудно.
Процитируем выдержки из перечня важнейших внешних причин, портящих музейные предметы [3]:
- резкие колебания и нарушение норм температуры и влажности;
- вредное воздействие света или недостаток его;
- засорение воздуха вредными газами, копотью, пылью;
- биологические вредители;
- использование непрочных материалов при изготовлении предметов (непрочные краски, непрочные ткани и т. п.);
- небрежное обращение с предметом, ведущее к механическим повреждениям;
- неправильное хранение и использование этих предметов до поступления в музей или в самом музее.
Каждая из перечисленных причин в той или иной степени изучена, существуют рекомендации по уменьшению ее вредного воздействия [4].
Кратко рассмотрим и обобщим влияние некоторых внешних факторов на живописные произведения.
Колебания температурно-влажностного режима очень сильно и многогранно действуют на живопись. Она не только покрывается трещинами, так как применяемые материалы (грунты, красочные слои и др.) имеют разные коэффициенты расширения, но происходит набухание и загнивание клея и других используемых органических веществ (яйцо, пшеничный отвар и др.). Элементы изображения заселяются многочисленными видами бактерий и плесени (грибами). Это происходит, когда живопись находится в "сырых местах, вблизи неплотно закрытых окон или около промерзших стен, в помещениях, где не созданы оптимальные условия хранения в результате нарушений влажностного режима" [4]. (Фактически это описание условий, в которых действуют вновь открываемые храмы.)
Бактерии питаются не только органическими веществами, то есть клеем, растительными маслами, целлюлозой (бумага, дерево, холст), но и минералами, входящими в состав пигментов. В результате жизнедеятельности бактерий на картинах появляются окрашенные слизистые пятна, меняется окраска пигментов, выделяются карбоновые кислоты, глицерин, сероводород, углекислота, вода и др.
Продукты метаболизма грибов также очень разнообразны и содержат органические кислоты (лимонную, винную, щавелевую, глюконовую, кетаглюконовую и др.), пигменты, двуокись углерода и множество водорастворимых комплексов.
Кроме биологического воздействия на живопись влияют так называемые загрязнители воздуха в городах, а именно: сернистый газ, аммиак (нередко превращающийся в сульфат аммония), сероводород (из-за чего свинцовые белила становятся красно-коричневыми, а сурмяные краски буреют), озон, двуокись азота, хлор, различные аэрозоли.
Такое разнообразие веществ, воздействующих на живопись, в сочетании с продуктами жизнедеятельности микроорганизмов приводит к возникновению на поверхности картины различных окрашенных пятен, налетов и подтеков.
Насекомые, в частности, жуки-точильщики, выделяя продукты переработки древесины, также могут внести свою лепту в общую картину повреждения живописи.
Одним из важных факторов, влияющих на сохранность картин, является свет. "Без света в темном помещении покровные масляно-лаковые пленки и масло, на котором стерты краски, сильно желтеют, вызывая общее потемнение живописи. Краски, содержащие свинец, например, свинцовые белила, темнеют под влиянием серосодержащих газов; особенно интенсивен этот процесс в темном помещении. Свет же восстанавливает цвет почерневших свинцовых красок. В темном помещении интенсивнее идет развитие микроорганизмов-биодеструкторов. Поэтому все помещения музея, в том числе и запасники, должны быть достаточно светлыми" [4]. Здесь, по-видимому, описан один из механизмов "обновления" икон, иногда наблюдаемый в новых храмах.
Существует еще один любопытный естественный процесс, приводящий к "обновлению" живописи, связанный с тем, что кроющая способность красок часто уменьшается [5]. Причинами такого явления становятся как изменения со временем показателя преломления применяемых натуральных масел, так и в результате химических реакций омыления пигмента в масляной или яичной темпере. (Процесс аналогичный тому, что происходит при производстве туалетного мыла) [5, с. 97-98]. В результате прозрачность верхнего слоя увеличивается и возрастает насыщенность цвета следующего слоя. "Поэтому в ряде случаев яркие цвета со временем могут проявиться в старых произведениях, написанных темперой" [5].
Здесь кратко изложены некоторые из сложнейших процессов, происходящих в произведениях живописи, и возможные их проявления, и это обязательно необходимо учитывать при оценке явлений, происходящих в храмах, в частности, с иконами, поскольку часто в средствах информации при описании какого-либо "чуда" фактическая сторона и достоверность скрыты за восторженностью восприятия события без спокойного и непредвзятого его осмысления.
Если вернуться к поездке в Ростов-на-Дону, то можно уверенно утверждать, что увиденное полностью объяснимо вышеописанными процессами, происходящими в живописи. Однако беседы со священниками и прихожанами убедили нас, что они искренне считают описанные подтеки на иконах явлением мироточения и милостью Божией.
Поэтому многочисленные сообщения о подобных событиях в прессе являются, скорее всего, заблуждением неискушенных людей из вновь открываемых храмов, где имеются проблемы и с отоплением, и с освещением, и с другими условиями, отличающими храмы от музеев.
Представляется уместным привести упования И. А. Ильина [2] на то, что "критическая осторожность в вопросах установления и признания чуда станет обязательной для каждого верующего человека. Нередко бывает так, что само "чудесное" событие было плодом человеческого воображения, может быть, единоличной или массовой галлюцинации, а может быть, и искусно организованной подделкой… Окажется, что провозглашена "чудесность" не состоявшегося события… Какое жалкое недоразумение!.. Или другое, тоже весьма распространенное явление: "событие" в действительности состоялось, но оно объяснимо естественными причинами, неизвестными правдивым свидетелям. И что же? Провозглашается сверхъестественная причина естественно объяснимого явления… К чему же этот наивный самообман? Или же самое печальное недоразумение: чудесное, то есть естественно необъяснимое событие состоялось, но сила, вызвавшая его, небожественна; провозглашается же эта небожественная сила божественной. Какой религиозный соблазн, какое жалкое, кощунственное заблуждение!.."
Итак, надо констатировать, что те многообразные и не до конца изученные процессы, происходящие в произведениях живописи, могут проявляться в изменении цвета, появлении пятен, слизи и подтеков, в изменении яркости и насыщенности красок. Поэтому, когда подобные явления обнаруживаются на живописи в храмах, надо воспринимать их как естественные и не спешить приписывать им свойства чего-то таинственного и чудесного. Ведь признание какого-либо факта, события истинно чудесным является слишком ответственным решением, чтобы можно было в нем ошибиться. Ибо для верующего человека любое достоверное свидетельство Божественного присутствия в нашем мире не менее драгоценно, чем, например, признание подлинности Туринской плащаницы, но установить это порой не менее сложно.
Использованная литература
1. Искушения наших дней. В защиту церковного единства. М., "Даниловский благовестник". 2003.
2. И. А. Ильин. Аксиомы религиозного опыта. В 2-х томах. ТОО "Рарогъ". 1993.
3. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР от 17 июля 1985 г.
4. Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи. Под ред. Ю. И. Гренберга. М., "Изобразительное искусство". 1987.
5. Т. Брилл. Свет. Воздействие на произведения искусства. М., "Мир". 1983.
Фото: www.turist-spb.ru
Продолжение следует
Предыдущие публикации:
О достоверности чудес
Хочется чуда
Мироточение, мироточение Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|