Автор: Г.Ю. Алексеев, иконописец
В русской православной традиции Пресвятая Богородица всегда особо почиталась верующими. В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы, обозначив идею покровительства Божией Матери православным христианам. Отсюда и такое большое количество икон Богородицы. Духовный образ Матери Иисуса Христа стал очень близок верующим людям, потому так и любимы самые разные Её иконы. Через них Богородица многократно подавала Свою помощь бедствующим. Многие богородичные иконы называли по месту, где их особо почитали: Владимирская, Тихвинская, Иверская. Некоторые иконы называли эпитетами из церковных и библейских текстов, например из хвалебных песнопений – акафистов: «Неопалимая Купина», «Всех скорбящих Радость» и другие. Сегодня мы поговорим об иконографии и истории двух почитаемых богородичных икон: «Казанская» и «Всех скорбящих Радость».
ИКОНА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «КАЗАНСКАЯ»
Казанский образ Богоматери появился в русской иконографии в XVI веке как результат переработки иконографии Богородицы типа «Одигитрия», что в переводе означает «Путеводительница». Это поясное изображение Пресвятой Девы, держащей Богомладенца с левой стороны. Младенец Христос написан стоящим в строго фронтальной позе, но не в полный рост, а поколенно. Предание гласит, что сразу после завоевания Казани Иваном Грозным в 1579 году Богородица явилась девятилетней казанской девочке Матроне во сне и попросила откопать на пепелище дома Свою икону, спрятанную христианами еще при татарском владычестве. Образ выкопали из тайника и с почестями перенесли в храм. По месту своего чудесного явления икона и получила название.
Казанская икона очень тесно связана с историей России с момента ее обретения и до настоящего времени. Местонахождение подлинной Казанской иконы в настоящее время неизвестно, но сохранилось несколько древних списков. Один из самых известных находился в войске Минина и Пожарского, затем после победы над поляками для иконы был выстроен собор на Красной площади в Москве.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»
Название иконы «Всех скорбящих Радость» произошло, скорее всего, от первых строк богородичной стихиры. Наибольшее распространение получили два вида богородичных икон с наименованием «Всех скорбящих Радость». Первый извод таких икон мы можем видеть в московском Преображенском храме на Ордынке, а также в Скорбященском храме г. Клина. В исторических документах сказано, что икона с таким названием была написана иконописцем Иваном Безминым в 1683 году. Одна из икон «Всех скорбящих Радость» находилась в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке. Там произошло чудо: Ефимия Петровна Панина исцелилась от тяжелого заболевания. Позже эта церковь была переименована в Скорбященскую. Сейчас в храме на Ордынке находится список с той чудотворной иконы.
Чаще всего изображается Богородица в полный рост, со скипетром в правой руке и с Младенцем в левой. Но известны образы, где Божия Матерь изображается с распростёртыми руками, без Богомладенца. Пресвятая Дева окружена припадающими к ней и молящимися христианами и посланными для утешения и удаления их скорбей ангелами. Они указывают на Царицу Небесную как на источник нескончаемой радости. Богородица может быть изображена в ризах царицы с венцом на голове или в обычном плаще и белом плате.
Другой извод получил распространение в XIX веке. Одна из таких икон «Всех скорбящих Радость» находилась в часовне при стеклянном заводе в Санкт-Петербурге. В 1888 году была сильная гроза и молния попала прямо в кружку для пожертвований, стоявшую рядом с иконой. 12 монеток достоинством в один грош прилипли к образу и так и остались на нем. От иконы стали происходить исцеления. С этого образа «с грошиками» в конце XIX – начале XX века стали делать списки, которые впоследствии распространились по всей России.
Духовное знамя России
День единения народа
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|