Автор: Протоиерей Борис Балашов
Бог хочет пребывать с человеком - Своим образом - во взаимном доверии, дружбе и любви. Если человек отвечает сердцем на этот призыв, рождается живая вера с ответной любовью, та живая связь, которая соединяет человека с Богом и ведет его к спасению от греха и смерти.
Для того, чтобы эти отношения веры были живыми и спасительными, их нужно постоянно поддерживать. Поэтому четвертая заповедь Божия, данная Моисею на горе Синай, а через него и всем нам, звучит так: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему (Исх. 20, 8-10).
Суббота - время, когда люди должны отойти от обычных будничных дел. В ветхозаветные времена этот день напоминал евреям об освобождении от египетского рабства и изнурительного рабского труда и обещал успокоение от зла и греха земного мира в будущем Царстве Мессии.
Суббота - это не только праздничный седьмой день недели в древнем Израиле. Были и субботние года, когда нельзя было засевать и обрабатывать землю. Таким образом, закон о субботе касался не только человека и скота, но и самой земли. Кроме напоминания о том, что наш видимый мир и сама земля в райском состоянии созданы Богом для того, чтобы на этой земле мог жить человек, заповедь о субботе содержала в себе и некоторое пророчество, что в конце времен наш мир будет преобразован Богом в подобие райского мира - Небесного Царства Божиего. Таким образом, суббота - это понятие, определяющее не только день недели, но и время жизни, посвященное Богу.
Заповеди на Синае давал Тот Самый Бог, Который более двух тысяч лет назад стал Человеком на земле. Он - Богочеловек Иисус Христос - в Своей Евангельской проповеди раскрыл подлинный смысл Своих заповедей. Так, евреи времен жизни Спасителя стали думать, что смысл субботы - в отдыхе и покое от обычной работы и всяких дел. Иисус Христос же Собственным примером показал, что это не так. Именно в субботы Господь творил множество чудес. Он сказал: Можно в субботы делать добро (Мф. 12, 12).
Как заповедь о времени, посвященном Богу, отражается в жизни православного христианина?
Во-первых, один день недели в Христовой Церкви с первого века ее существования посвящен молитвенному воспоминанию и празднованию Пасхи. Это событие - победа Жизни Христовой над грехом и смертью - вершина и смысл спасительного подвига Иисуса Христа. В этот день христиане стараются участвовать в совершении Божественной Литургии, а через это - духовно принимать участие в Тайной Вечери и причащаться Тела и Крови Христовых, насыщать свою душу Небесным Хлебом - Христом.
Причащаются учащиеся гимназии "София"
Такое духовное прикосновение к еженедельному празднованию Воскресения Христова в воскресный день укрепляет душу на трудном жизненном пути. Это глоток чистого и живительного воздуха в затхлой духовной атмосфере мира, зараженного грехом.
Время, посвященное Богу, - это и великие праздники: в первую очередь Пасха и праздники двунадесятые.
Каждый день, в меру наших сил и возможностей, не отрываясь от обычных наших занятий, мы должны выполнять четвертую заповедь. В какой форме это может выражаться? Это ежедневные утренние и вечерние молитвы, обращение к Богу своими словами или в короткой молитве в течение дня, чтение Евангелия и других духовных книг. И, конечно, исполнение заповеди Господа о любви к ближним, то есть тем людям, которых Господь посылает нам на жизненном пути.
Особое время, посвященное Богу, - время поста. В пост, кроме особых дней, мы не прекращаем работу или ученье, но стараемся усиленно бороться с грехами в делах и мыслях. Стремимся мириться с теми, с кем у нас была ссора или натянутые отношения. Ограничиваем себя в пище и развлечениях. Стараемся творить дела милосердия, внимательнее молиться, чаще посещать богослужения, читать Христовы слова в Новом Завете.
Примеры христианского отношения к празднику как времени, посвященному Богу, можно было наблюдать еще в девятнадцатом веке в некоторых русских деревнях.
Так, в великие праздники крестьяне оставляли свои обычные труды, одевали праздничную одежду и шли молиться в храм. Придя из церкви, они переодевались в рабочую одежду и шли трудиться, но не на свою землю, а на поля и огороды вдов, сирот и убогих, немощных людей. Этот свой труд в день праздника они посвящали Господу.
* * *
Подлинное назначение человека - стать подобием Божиим. Человек, обновленный Таинством Крещения и Евангельским учением, живет для того, чтобы духовно и душевно дорасти до Бога, подобно тому, как в хорошей семье ребенок растет и учится быть в своей жизни похожим на своих любимых родителей.
Фото: Геннадий Алексеев
Третья заповедь: "Не произноси имени Бога твоего напрасно"
Бог... Какой Он? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|