Автор: протоиерей Борис Балашов
В нашем мире очень много зла. Можно сказать, что он заражен грехом. Очень ярко это проявляется в душевной и телесной жизни людей. Обиды, ссоры, убийства, воровство, прелюбодеяния своим смрадом отравляют нашу жизнь. Но первородное грехопадение глубоко исказило и тело человека: он болеет, нуждается в пище и сне, в итоге умирает. Поэтому жизнь иногда кажется бессмысленной.
Но вот наконец происходит событие всемирно исторического значения: в Иудее от Девы Марии безмужно рождается Сын, Которому дали имя Иисус. Он – Сын Божий по Божеству и Сын Человеческий, в соответствии с той природой, которую Он принял от Своей Пречистой Матери. Иисус Христос родился, жил, умер Крестной смертью и Воскрес для нас. Спаситель победил грех и смерть, чтобы мы приняли от него эти дары и обрели вечную жизнь.
Уже две тысячи лет нам дана возможность путем подвига любви к Богу и людям обрести победу над грехом и смертью. Но для этого у каждого человека должна произойти личная встреча с Иисусом Христом, к которой большинство оказывается совсем не готовыми, между тем как подготовка к ней – необходимое условие этой встречи.
Однако нам могут возразить: Христос то уже две тысячи лет назад родился на земле, этот факт стал достоянием истории. Не будем с этим спорить, это правда. Но ведь речь идет совсем не об этом, а о личной встрече с Богом каждого из нас в отдельности. А разве это возможно? В духовной жизни Православной Церкви вполне возможно!
Церковь соединяет небо и землю, время и вечность. В православном богослужении мы духовно и совершенно реально участвуем в давно происходивших событиях: Тайной Вечере, Воскресении Христовом, Рождестве Господа и многих других. Поэтому встреча Рождества Христова – это не только воспоминание об этом событии, но и участие в нем, ежегодное духовное прикосновение к родившемуся в Вифлееме Богомладенцу Иисусу. А разве мы готовы к этой встрече? Разумеется, нет! Поэтому к ней необходимо подготовиться, для этого и установлен в Православной Церкви Рождественский пост.
Что такое пост? На этот вопрос Церковь отвечает в своем богослужении. Приведем тексты некоторых церковных песнопений (стихир) в переводе на русский язык: «Вступая в Божественный путь беспорочного поста, постараемся все усмирить плоть воздержанием; с молитвами и слезами будем искать Господа, спасающего нас, и совсем забудем о зле, взывая: согрешили мы перед Тобою, Христос Царь; спаси нас, как некогда ниневитян, и сделай нас, Милосердный, участником Небесного Царства». «Радостно начнем время поста, устремляя самих себя к духовным подвигам; очистим душу, очистим плоть, будем удерживаться как от яств, так и от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями духа…» «Будем поститься постом приятным и угодным Богу. Истинный пост в том, чтобы удаляться от всякого зла, сдерживать язык свой, подавлять гнев, удерживаться от страстей, осуждения ближних, лжи и нарушения клятвы. Воздержание от всего этого и есть истинный и приемлемый Богом пост».
В V веке святой Лев Великий говорил, что воздержание во время поста необходимо людям, потому что мы нуждаемся в очищении от грехов, и что при нашей рассеянной жизни всегда необходимо «стараться нам постом и милостыней истреблять грех, который тяжестью плоти и нечистотой пожеланий приумножается». Пост для христианина является временем духовного исцеления душ и обретения радости райского мира.
Православный пост, таким образом, есть подвиг нашего христианского самовоспитания, осуществляемый нашими силами совместно с благодатной Божией помощью. Он выражается в воздержании от развлечений, удовольствий, ограничении в пище. Кроме того, в усиленном творении дел милосердия, прощении, примирении и, разумеется, усердной молитве как дома, так и в храме; более частом участии в таинствах Покаяния и Причащения, а также вдумчивом чтении Священного Писания Нового Завета (Евангелия и апостольских посланий).
Пост учит христианина внимательно относиться к исполнению Божиих заповедей, и нужен он не Богу, а нам. Заповеди Божии, как данные еще в Ветхом Завете, так и все Евангелие Христово, ставят целью предохранить человека от опрометчивых и опасных для него самого действий. Цель заповедей, данных Богом, – сохранить жизнь человека и его душу от бед и дать мир и вечное счастье (блаженство) людям.
Пост приучает нашу волю к воздержанию, дисциплинирует и направляет всю деятельность человека к тому, что дает смысл всему нашему бытию и ведет к бессмертию.
Пост как духовный труд содействует духовному оздоровлению христианина, потому что в этом важном труде ему помогает Сам Бог.
Иисус Христос для всех людей пришел в мир и родился в Вифлеемской пещере. Чтобы жизнь каждого из нас преобразилась, Спаситель должен войти, как в Вифлеемскую пещеру, в душу каждого уверовавшего человека. На месте той пещеры, где родился Господь, теперь стоит великолепный храм Рождества Христова. Каждая христианская душа, в которую пришел и поселился Богочеловек, должна все более и более духовно очищаться и украшаться, чтобы стать в итоге сияющим храмом славы Божией.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|