Автор: протоиерей Борис Балашов
В день святых апостолов Петра и Павла
Сегодня мы читали два евангельских отрывка, первый из них посвящен воскресному дню, а второй относится к празднованию первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы называем их так не потому, что они имеют особый статус и больше полномочий, чем все остальные апостолы. Первый перед Богом – совсем не тот, кто занимает высокое положение в обществе или в церкви начальствует, а тот, кто больше всех трудится и над своей душой, и для того, чтобы в сердцах человеческих был мир Христов. Ведь именно апостолы Петр и Павел более всех других потрудились в деле проповеди Христовой, сделали все, чтобы люди не просто узнали о Христе, а смогли бы принять Евангельскую весть всем сердцем, духовно сродниться с Богом, ощутить Его помощь и обрести в Нем Отца, а с Ним – бессмертие и вечную жизнь.
На чем основана эта проповедь? Люди малоцерковные, которые в церковь ходят по большим праздникам, думают, что главное в христианстве – окрестить человека, причастить, ну и отпеть, конечно. Однако ничего хорошего в таком отношении нет! Неужели плохо быть крещеным, причащаться? А хорошо ли быть женатым, а с семьей не жить, или стать матерью, но «плюнуть» на детей, на мужа и болтаться где-то? Конечно же, нехорошо, это же предательство! А назваться сыном или дочерью Христовой и забыть про эту семью, забыть про Небесного Отца и Мать – Святую Церковь, забыть про братьев и сестер во Христе – разве не предательство? Так на чем стоит спасение? Участие в таинствах Церкви необходимо, но спасение основывается на вере.
Иногда люди говорят: «Конечно же, я верю в Бога, верю, что Он есть. Евангелие читал, в церковь хожу иногда…» Да не об этом речь! Если мы только это будем верой считать, то самыми верующими окажутся бесы, они все поголовно верят в Бога, во Христа и Евангелие знают лучше нас. Но они Самому Богу не верят, и лично Христу не верят. Не верят тому, что Он говорит, что делает, не верят, что Его Смерть и Воскресение спасительны! Ну и что, такая вера их спасет или осудит? Если ты знаешь, что из душного затхлого помещения есть выход на свежий воздух, но выйти не захотел, это же твой выбор!
В сегодняшнем евангельском чтении есть очень важный вопрос Иисуса Христа, который обращен к каждому из нас: За кого люди почитают Меня? (Мф. 16, 13) Как в Иудее, так и сейчас большинство людей понимает, что Христос реально жил, но многие считают, что Он – не более чем пророк, Божий посланник или Учитель благочестия, которого, правда, не очень-то слушают, как это часто бывает. Но разве Христос из тех, кто малодушно отступает? Нет, Он добровольно на смерть идет ради всех нас и побеждает ее! Разве можно назвать Его слабым? Цари земные Его осудили, но Он царствует над миром. Многие царства земные рухнули, а Церковь Христова стоит, ведь она есть Царство Божие на земле, и многие миллиарды душ человеческих пребывают с Богом в Царствии Небесном!
Петр, выражая веру апостолов и нашу с вами, ответил Господу: Ты – Христос, Сын Бога живаго (Мф. 16, 16). Мы иногда думаем, что сочетание «Иисус Христос» – нечто наподобие имени и фамилии, но это самое краткое исповедание нашей веры. Иисус – имя, которое было дано Ему при рождении по Божией воле Девой Марией, и означает оно «Спаситель» или буквально «Бог спасает». Греческое слово Христос – по-еврейски «Машиах» или «Мессия» – переводится как «Помазанник». Поясню значение этого слова.
В древнем Израиле первосвященников и царей на служение помазывали освященным оливковым маслом, и через эти действия они получали особые дары от Бога. Поэтому слово «помазанник» означает «получивший от Бога дар». А во Христе была полнота даров: Он и Царь, и Пророк, открывающий нам волю Божию, и Первосвященник, Который приносит Самого Себя в жертву за грехи людей и Сам эту жертву принимает. Конечно, Он – Бог, но в Нем соединились две природы – Божественная и человеческая, и человеческая природа эту полноту даров обрела от Бога для того, чтобы и мы могли принимать благодатные Божии дары. Причем это соединение с Богом должно произойти не за пределами земной жизни, когда поздно будет что-то менять, а здесь и сейчас! В нашем распоряжении есть время земной жизни, проблема лишь в том, что мы не знаем, когда оно закончится.
Сын подобен отцу, значит, и Христос по природе – Бог, а мы можем стать детьми Божиими по усыновлению. Ответив: Ты – Христос, Сын Бога живаго, апостол Петр исповедал эту спасительную веру. Если мы эту веру принимаем, мы признаем, что Евангелие – не просто литературное произведение, а Слово Бога, обращенное ко мне и тебе. Слово о том, что Бог нас любит так, что послал Сына Своего умереть за меня и тебя, чтобы мы ожили духовно и жили полноценно на земле и обрели жизнь вечную. Трудно тебе живется? А ты приходи к Богу, легче будет!
Как вы думаете, где ребенку сложнее жить – в детдоме или с мамой в семье? Думаю, ответ очевиден. Так и любой человек, даже очень хороший, но без Небесного Отца, без Матери-Церкви, остается сиротой в этом мире, и ощущает это одиночество, и скорбит, а время идет, и он теряет одно, другое, третье, а жизни вечной так и не может обрести. Ему страшно, ведь жизнь уходит, а главного, настоящего в ней недостает.
У верующих – иначе, ведь Христос победил смерть, и если я лично Ему верю, если стараюсь жить так, как Он говорит, как учит Его Церковь, то ощущаю Божию помощь и поддержку. Но если человек понимает, что не может исполнить евангельские заповеди? Бесспорно, ни у кого не хватит на это сил! Тогда зачем они даны?
Много лет назад, уже, будучи священником, я преподавал курс «Основы православной веры» в общеобразовательной школе, и один из учеников особенно заинтересовался Евангелием, принял его близко к сердцу и старался следовать ему, как только мог, но лично Христу, как Богу, не поверил. Окончив школу, этот парень поступил в институт, и как-то пришел ко мне и сказал со слезами, что евангельские заповеди исполнить невозможно. Все верно, без Бога – невозможно! А с Богом – возможно все, в этом и состоит смысл спасения.
Конечно, спасение две тысячи лет назад совершено Христом, но человек может обрести его только тогда, когда он старается жить по заповедям и просит Божией помощи. Он получает ее, и спасение совершается, когда вместе соединяются его усилия и сила Божия. А без Бога человек его получить не сможет, как и Бог без нашего участия тоже нас не спасет. Значит, Бог не всемогущ? В какой-то степени – да. Безусловно, может Он все, но не может противоречить Самому Себе: если Господь дал нам свободу, Он не может у нас ее отнять.
Что отвечает Христос Петру? Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 17-18). Иными словами: «Счастлив ты, Симон, потому что на камне этой веры во Христа как Божиего Сына и строится жизнь Церкви, сама Церковь и наше спасение». Говоря о спасении, мы подразумеваем не то, что будет после нашей кончины, а то, что совершается в настоящем. Церковь – лечебница, и человек должен в ней выздоравливать. Потому что, если мы не принимаем как должное даже горькое лекарство, не ведем тот образ жизни, который нам советует врач – Христос, мы выйдем из лечебницы неисцеленными.
Христа посылает в мир Бог Отец, а Христос посылает на проповедь апостолов, чтобы совершить наше спасение и даровать его людям, и наша задача – спасение принять. А для этого нужно вести духовно-здоровый образ жизни, который возможен вместе с Богом, бороться со своими болезнями – грехами, страстями – и использовать для этого все то, что предлагает Церковь Христова. Все таинства церковные – это средства, помогающие идти путем спасения, но если человек не хочет идти, они ему ничем помочь не смогут, а только навредят. Причащаться без веры – значит принимать лекарство, от которого станет хуже. Мы знаем, что у любого лекарства есть правила приема, нарушая которые, мы рискуем своим здоровьем, также Тело и Кровь Христовы – величайшее лекарство для души и тела, но принимать его надо с верой, желанием волю Божию исполнять, с примирением, с прощением обид и с покаянием. Поэтому очень важно укреплять себя ежедневно чтением Евангелия и молитвой, исполнением воли Божией и, конечно же, Причащением. Это живая, реальная встреча с Воскресшим Христом для того, чтобы Его Воскресение стало моим собственным достоянием, моей собственной радостью, моим собственным счастьем уже и здесь, на земле, и после окончания земного пути. Аминь.
Фото: icons.pstgu.ru
Святые первоверховные апостолы Петр и Павел
Слово на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Апостольство Святой Православной Христовой Церкви Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|