Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Выбор великого князя Владимира
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 21.11.2024, 20:23 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Выбор великого князя Владимира

Автор: протоиерей Борис Балашов

Лебедев Клавдий Васильевич. "Крещение киевлян"

Еще древние греческие историки констатировали тот факт, что не существовало ни одного народа, у которого бы не было религии.

Само слово "религия" происходит от латинского глагола, который означает восстановление разорванной связи. История религий ясно показывает, что люди всегда стремились к восстановлению разрушенной грехом связи с небесным миром. В наиболее древних религиях, сведения о которых сохранились в письменных источниках, ясно прослеживаются следы монотеизма - единобожия. В первую очередь это можно сказать о религиях древнего Египта и древней Индии, а также в древнейших формах религиозных воззрений греков и римлян. Однако постепенно древние языческие и естественные религии обрастали множеством мифов, которые шли вразрез с исторической памятью народов о Едином Боге, сотворившем мир.

Люди все более своим умом пытались осмыслять свою жизнь и смерть, свое назначение в этом мире и значение духовного мира для себя. Так возникали самые разнообразные формы религиозных представлений, которые становились слишком различными не только у разных народов, но и у родственных племен, говоривших на одном языке. Эти религиозные взгляды, рождавшиеся в человеческих умах, мы называем естественными или языческими, т.к. они имеют чисто земное происхождение, т.к. возникали силой человеческой фантазии.

Язычниками были и древние славянские племена, занимавшие большие территории Средней, Восточной и Южной Европы. Но поскольку религиозная мифология, имея схожие черты, все же значительно различалась в разных славянских племенах, им очень было трудно находить пути к объединению и образованию государств, которые были уже необходимы для выживания как экономического, так и политического.

Очень ясно необходимость религиозного объединения славянских племен понимал Великий Киевский князь Владимир. Он предпринимал усилия укрепить национальное язычество, ставил на славянских землях множество идолов и устраивал места для религиозного поклонения и жертвоприношений. Причем стали приноситься даже и человеческие жертвы.

Еще более ревностно пошли таким путем полабские (балтийские) славяне, которые были многочисленны и занимали большие пространства. Они пытались реформировать и укрепить национальное язычество, активно борясь с проповедью христианства, уничтожая храмы и монастыри. Но в своем стремлении хвататься за языческие корни они только перессорились друг с другом, ведя междоусобные войны. Им так и не удалось объединиться, т.к. не было единой крепкой основы, которая могла бы стать объединяющей силой. Итог их борьбы за отеческое язычество оказался плачевным - они почти все были уничтожены или ассимилированы. От них осталось несколько десятков тысяч лужицких сербов, проживающих в восточной части Германии. Только некоторые племена балтийских славян, поселившихся на псковских и новгородских землях, сохранили свое бытие, т.к. объединились с восточнославянскими племенами, а впоследствии на основе православной веры вошли в единый русский народ. Но это будет позднее.

В Киеве князь Владимир, пытаясь укреплять славянское язычество, заходил в тупик. Языческая религия древних славян был обращена исключительно к земной жизни. Боги были нужны для того, что-бы у них что-то попросить нужного для хозяйства или для войны. Эта религия не в состоянии была дать ответ на такие важные вопросы: зачем живет человек? Что такое смерть? Что с человеком будет после смерти? Какой смысл в жизни? - Только есть, пить, рожать, хоронить близких и умирать? И это все?

Владимир был умный и активный человек. В язычестве он вел разгульный образ жизни, но убедился, что всё, доступное ему, не дает никакого смысла человеческой жизни и оставляет в душе зияющую пустоту.

Начался мучительный поиск смысла жизни и истинной веры, поскольку Владимир после многих лет стараний возвысить язычество и укрепить его в народе пришел к выводу о бесплодности этого пути.

Русь общалась с разными народами и государствами. Великий князь пристально присматривался к религиям других народов и анализировал, что та или иная религия дает лично для человека, всего народа и государства. При этом далеко не надо было ходить, чтобы посмотреть плоды православной веры. И родная бабушка великого князя Ольга была христианкой. В столичном Киеве и некоторых других городах уже были православные храмы и были христиане из местного славянского населения. Их было мало, но они резко отличались от язычником образом жизни и какой-то внутренней тихой радостью. Было видно, что живя на земле, они жили чем-то еще и видели что-то за порогом смерти, чего не видел и не понимал князь Владимир.

В житии великого князя нашли отражение религиозные искания Владимира. Он интересовался верованиями мусульман, евреев, западных христиан. Но особенно тронули его душу беседы с проповедниками восточных христиан, присланных Константинопольских патриархом. Владимиру удалось понять величайшую Божию любовь, которая раскрылась в этом мире через Иисуса Христа, Его проповедь, страдания, Крестную смерть и Воскресение. Великий князь понял, что смысл жизни состоит в том, что-бы жить вечно. Но эта вечность человеческой личности зависит от того, как человек живет на земле. Спасает человека для вечной радости добродетельная жизнь по Божиим заповедям, открытым нам в Евангелии, а не богатство и высокое положение в обществе. Крещение же дает возможность стать родным Богу, усыновиться Ему по вере в Иисуса Христа.

Личный выбор был сделан, свое влияние оказал и пример его родной бабушки великой княгини Ольги. После этого он созывает своих бояр и старейшин, и рассказывает им о беседах с представителями разных религий. Особенно его поразили слова греческих проповедников: они "говорят, что наступит иной век и иная жизнь, и после смерти все люди воскреснут, и если кто что доброе в этом веке сделал, то в будущем будет радоваться, живя бессмертной жизнью, а грешники будут вечно мучиться".

Свой выбор князь сделал, но этот выбор должен стать и выбором его народа. Он посылает уважаемых и доверенных ему людей в разные страны: посмотрите, как там с Богом общаются, каково их богослужение? Каковы их взаимоотношения с Богом?

Русских послов потрясло православное богослужение в храме святой Софии в Константинополе, потрясло величием и духовной красотой. Уже много повидавшие послы ощутили в греческом православном богослужении отражение Небесной красоты, явную связь с миром небесным, добрым, светлым и красивым. Теперь был сделан не личный только выбор, а выбор и наиболее мудрых и уважаемых его помощников по управлению государством. Этот выбор предопределил более чем тысячелетнюю историю русских, украинцев, белорусов и многих других народов, живущих по соседству с нами. Искреннее принятие православной веры преобразили душу и жизнь великого князя Владимира и всего русского народа. Произошел расцвет культуры, искусства, образования в течение нескольких десятилетий. Культура Киевской Руси стала значительно выше народов Западной Европы за крайне короткий исторический период.

Христианизация восточных славян за редкими исключениями проводилась мирно и постепенно в течение трех столетий. На основе православной веры и православных духовных ценностей сложился русский народ, в состав которого вошли славянские, финские и иные племена, составив постепенно крепкое духовное и культурное единство русской нации, в которую фактически входили и многие иные народы с сохранением своего родного языка и своей культуры в христианизированном состоянии. И по сей день этот стержень православной веры и культуры объединяет с русским народом многие иные народы не только на великом пространстве Российского государства, но и за ее пределами. В это культурное пространство вошли и иные народы с сохранением иных религиозных верований и национально-культурных традиций.

Наследие святого князя Владимира сохранило цельность Великой России и ее тесные культурные связи с другими народами и странами, соединенные общей историей. Это религиозное и культурное наследие только и может быть основанием для крепости Российского государства и населяющих его народов.

Все попытки уничтожить или заменить фундамент культурообразующей православной религии в нашей стране неизбежно поведут к духовному разобщению людей и расколу страны. За примерами ходить далеко не надо.

Фото: artsait.ru

Равноапостольный князь Владимир
Автор: митрополит Сурожский Антоний
Сложная историческая личность, полная порывов зла, добра; человек, который, вдруг оказавшись христианином, сумел в этой полутьме переживаний и жизни оценить Евангелие как самое драгоценное, что может быть у человека, Христа – как единственного, Кому можно подчиниться до конца и служить, и который захотел дать эту драгоценность и этого Господа всему своему народу.



Православие как основа древнерусской исторической мысли
Автор: священник Сергий Кулемзин
Одним из наиболее значительных последствий Крещения Руси, значение которого сложно переоценить, стало зарождение национального исторического самосознания. Ярче всего это самосознание проявилось в первых памятниках древнерусской письменности – «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона и «Повести временных лет», явивших собой пример самобытной исторической мысли, в основу которой легло православие.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (28.07.2015) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2948
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz