Автор: священник Михаил Хайрутдинов
В Неделю сыропустную, Прощеное воскресенье
Сегодняшний день в церковном календаре называется днем Адамова изгнания. Мы все с вами сейчас находимся в таком состоянии, в котором был Адам, когда он вышел из рая. Мы называем это изгнанием, но на самом деле у Адама была возможность служить Богу, целиком и полностью отдавая себя, и его это радовало, он ощущал окрыленность, хотя и не понимал, что это такое. Он думал, что так и должно быть, что это нормальное состояние. На самом деле, когда есть Источник жизни, с Которым ты общаешься – это и есть норма. Но в какой-то момент Адам послушание Богу заменил на послушание дьяволу и отпал, стал человеком – грешным, страдающим, смертным.
Тогда он понял, что потерял. А ведь человек не может не умереть, утратив связь с Источником жизни. Общение с Богом для Адама и было самой жизнью, удерживало и открывало ему вечность, но, к сожалению, он впал в греховное состояние и уже не смог быть там, где жизнь. Встав спиной к Богу, невозможно увидеть свет, поэтому первый человек и был выведен из рая.
Изменилось все вокруг, и в душе его тоже начался раздрай: чувства, мысли и желания стали не в ладу друг с другом. Как у нас бывает? Ум думает одно, сердце тянется к другому, а чрево требует третьего. Таким «распадающимся» стал человек после грехопадения. Как сказано в Евангелии, он надел на себя кожаные ризы (см. Быт.3:21). Мы не можем представить, каким был Адам изначально, но можем увидеть это в Воскресшем Христе. Когда Христос Воскрес, Он имел другое тело – мог проходить сквозь стены, вкушать или не вкушать пищу. Безгреховное тело – иное, оно пронизано светом любви Божьей. Когда человек живет в присутствии Божьем, он ощущает это и боится утратить.
Мы с вами такие потерянные, потому и хотим обрести примирение. Во-первых – с собой, во-вторых – с ближними (хотя чаще мы раздражаемся на них, осуждаем, и только потом понимаем, что поступаем не правильно). И, в–третьих, – с окружающим нас миром, ведь даже сама природа восстала против человека после грехопадения. Если изначально она была миролюбива и находилась в подчинении, то сейчас мало что от этого осталось, к сожалению. И вот, мы просим, чтобы Господь нас в это райское состояние вернул.
Когда Адам пошел вторым путем, выбрав послушание дьяволу, Господь стал спасать падшего человека (а в его лице и все человечество) – прошел тот же путь – до самой смерти, до ада. Сначала умирал Адам, потом за него умирал Христос.
Иисус Христос открыл нам этот путь в Царство Небесное, наша же задача – учиться служить Богу и людям, иначе все наши потуги бесполезны. А чтобы достичь этого, в первую очередь нам надо друг с другом примириться, простить все обиды. Поэтому это воскресенье перед началом Великого поста – времени, когда мы призваны с особым усердием трудиться над своей душой – и называется Прощеным.
Чтобы вступить в светлый пост, мы должны попросить друг у друга прощения – не просто обряд совершить, а на самом деле, в сердце простить, чтобы не было предвзятости к другому человеку. Мы не должны желать зла, рассуждая, что он плохой, и поэтому страдает, а должны искренне сочувствовать, молиться, чтобы человек перестал быть таким, перестал страдать и увидел грядущий впереди свет, чтобы Царство Небесное открылось и ему. В первую очередь мы о таких людях должны заботиться, а не о своем личном спасении.
Если мы будем все единодушно вместе, как братья и сестры, дети Адама и Евы, произошедшие от единых родителей, будем друг друга любить, относиться друг к другу не с эгоизмом, а с уважением, с любовью, стараться заботиться о спасении других, значит мы на правильном пути!
Прощеное воскресенье (проповедь протоиерея Бориса Балашова)
В Прощеное воскресенье (Слово митрополита Иоанна Вендланда)
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|