Автор: протоиерей Игорь Гагарин
Вся наша жизнь – движение от встречи к встрече. Самая первая встреча – рождение. Новорожденный младенец встречается с миром, в котором ему предстоит жить, встречается с людьми, которые должны стать ему самыми близкими. А потом встречи чередуются с расставаниями, расставания – с новыми встречами, и наконец – смерть. Что она такое? Окончательное, самое радикальное расставание со всем, в том числе и с самим собой? Или же, напротив, встреча?
Для нас, христиан, совершенно ясно, что это – встреча. Да не просто встреча, а самая важная! К этой встрече должны мы готовиться всю жизнь и никогда не забывать, что она ждет нас.
Сретение
XVIII век. Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
15 февраля православные христиане празднуют Сретение Господне. В переводе с церковнославянского слово «сретение» означает «встреча». В этот день мы вспоминаем событие, описанное в Евангелии от Луки. Жил в Иерусалиме очень старый человек по имени Симеон. Ему было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа, родившегося в мире. Жизнь Симеона была такой долгой, что уже тяготила его. И хотя встреча со Христом означала для него встречу со смертью, он ждал этой встречи и желал ее.
И вот, эта встреча в конце концов произошла. Старец был приведен Духом в храм в тот момент, когда Иосиф и Мария принесли сюда сорокадневного Младенца-Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд. Он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 28–32).
Не так-то просто понять радость старца Симеона, ведь лично для него эта встреча означала конец жизни. Однако событие это он переживает, согласно церковному преданию, больше чем с радостью, с веселием. Потому что одно дело – смерть, и другое дело – смерть во Христе. Встреча с Иисусом Христом все меняет в жизни. И не только в жизни, но и в смерти. И даже не меняет, а лучше сказать – отменяет. Если в нашу жизнь вошел Христос, если мы действительно встретились с Ним, нас уже ничто не может разлучить. Апостол Павел вдохновенно и возвышенно пишет: Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 38–39).
Как любой наш праздник, Сретение гораздо больше, чем воспоминание о конкретном событии, имевшем место в Священной истории. Каждый праздник зовет нас задуматься о своей жизни, а в данном случае – о своей встрече со Христом. И была ли у нас эта встреча?
Старец Симеон знал, что Христу надлежит прийти в мир, но одно дело знать о Нем, другое – встретиться с Ним. Все мы в той или иной мере знаем о Христе, но произошла ли в нашей жизни ВСТРЕЧА? Быть может, именно сегодня время задать себе этот вопрос. Вошел ли в мою жизнь Христос или пока Он еще где-то рядом? Ведь невозможно встретиться с Ним и не последовать за Ним, а Он говорит: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Произошло ли это в нашей жизни? Ведь только в этом случае можно говорить о ВСТРЕЧЕ в полном смысле этого слова. Что там говорить, многие из нас только слышали о Христе. Меньше тех, кто встречался с Ним. И совсем немного тех, кто действительно ВСТРЕТИЛСЯ. Как хочется быть одним из них! Именно этого хочу пожелать всем в день Сретения Господня, об этом будем молиться за праздничной Литургией.
Каждый раз, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, такая встреча происходит. Христианин живет от Литургии к Литургии, а значит от одной встречи со Христом до другой. А что между ними, между Литургиями, между этими встречами? Неужели Христос отходит от нас, оставляет нас? Христос никогда и никуда не отходит. Мы отходим от Него. Почему такое происходит? Возможно ли было это, если бы встреча была действительно ВСТРЕЧЕЙ?
Но ведь даже когда человек встречается с человеком, не каждый из двоих одинаково в этой встрече участвует. Для одного она – событие огромной важности, для другого – так, эпизод. Когда мы встречаемся со Христом в таинстве Причастия, Он отдает нам Себя целиком, без остатка. Отдаем ли мы себя Ему? Если да, то воистину произошло СРЕТЕНИЕ, воистину ВСТРЕЧА состоялась! Именно поэтому по окончании Литургии каждый раз принято повторять слова праведного Симеона: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром... Аминь.
Протоиерей Игорь Гагарин,
настоятель Иоанно-Предтеченского храма
с. Ивановское Московской области
Из истории иконографии Сретения Господня Автор: епископ Балашихинский Николай Окончательно иконография Сретения складывается лишь в IX-X вв. - это та иконографическая традиция, которая практически не изменилась до нашего времени. В нашей заметке приведены примеры иконографии Сретения Господня из некоторых провинциальных музейных собраний России.
Сретение Автор: Протоиерей Борис Балашов В храм, посвященный Единому Истинному Богу, приходит Сам Бог - Сын Божий. Удивительное и величайшее событие! Но, по воле Божией, оно проходит тихо и незаметно для посторонних глаз, ведь если бы царь Ирод узнал, что Младенец Иисус Христос есть Спаситель мира, он приказал бы арестовать и как можно быстрее убить Его
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|