Автор: Юлия Павлюк
У меня было очень счастливое беззаботное детство, не омраченное серьезными потрясениями. Но я очень хорошо помню время, когда мне стало интересно, что происходит с человеком после смерти, как устроен человек, откуда он приходит в этот мир. Лет в шесть-семь я начала задавать эти вопросы, и меня отправили к самому компетентному человеку – моему старшему брату, который учился в 9-м классе. Он вручил мне учебник «Общая биология для 9–10-х классов», в котором были изложены теории Дарвина и его предшественников-эволюционистов. Сначала я изучала картинки, потом перешла к чтению. Понятно было не все, но суть я ухватила. Впрочем, для этого достаточно было взглянуть на всем известное изображение, где бодро шагающая обезьяна через цепочку превращений становится человеком.
Этот факт я восприняла спокойно, а вот с концепцией «смерть – это навсегда» так и не смогла примириться. Но спрашивать перестала – вроде как и не о чем было больше разговаривать. Спустя много лет я натолкнулась в магазине на книгу, посвященную теории Дарвина, и узнала, что… она не доказана. Я стояла, как столб, посреди книжного магазина и осознавала, что меня обманули.
Сейчас я понимаю, что есть вопросы, от ответа на которые в жизни зависит очень многое. Это вопросы, затрагивающие духовную сферу человека. Вопрос происхождения жизни, человека – один из них. Поэтому, раскрывая эти темы, нельзя представлять информацию однобоко – нужно, как минимум, изложить разные точки зрения.
Если следовать таблице в учебнике биологии (она не изменилась до сих пор), то получается, что человек – вершина эволюции. Но вектор развития для него не задается, во всяком случае, в рамках урока биологии такое обсуждение не проводится. Кроме того, в жизни человека может не раз появиться искушение списать свои дурные наклонности, мысли, поступки на дальних предков. Помните, как в фильме «Обыкновенное чудо» король постоянно оправдывает себя, напоминая, какими мерзавцами были его родственники? Думаю, что, излагая только научную концепцию, теряешь в результате больше, чем находишь.
Что можно сказать здесь с православной точки зрения? Православие предлагает изумительную вещь – взгляд на человека как образ Божий, говорит об абсолютной ценности человеческой личности. Здесь есть над чем поразмыслить, и вопросов возникает много: о цели человеческой жизни как достижении подобия высокому образцу, о том, какой он, этот образец, о смысле жизни. В умелых руках это может стать мощным инструментом воспитания личности. Но ставит ли школа перед собой эту задачу?
В завершение мне хотелось бы привести слова протодиакона Андрея Кураева, очень точно раскрывающие суть данного вопроса: «Важно, чтобы не только дарвиновские обезьянки присутствовали в школьной программе, но чтобы и возможность другими глазами посмотреть на мир и человека, его призвание и происхождение, была в кругозоре молодого человека… Тот путь, который предлагается в церковной жизни, – это “возможность отрастить себе крылья”, чтобы взлететь над гнетом физиологической необходимости».
Эволюция или направленное развитие?
Автор: протоиерей Борис Балашов
Великое чудо – жизнь. Совершенно грандиозно отличие живой клетки от неживой материи. Утверждение, что жизнь самозародилась, что в природе произошло возникновение живой клетки из неживой материи без постороннего воздействия, ничем не обосновано. Наука не знает такого закона, по которому неживое превращается в живое
Бог... Какой Он?
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Часто спрашивают: "Объясните нам: кто такой Бог? Какой Он?" Давайте сначала попробуем ответить на более простой вопрос: "Кто такой человек?" Может ли кто-то дать исчерпывающее объяснение?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|