Автор: протоиерей Игорь Гагарин
Когда-то я читал воспоминание одного солдата-фронтовика о том, как однажды он увидел ребенка, семилетнего мальчика, резвившегося и бегавшего за бабочками по... минному полю. Каждое мгновение мальчик мог подорваться, но он не знал об этом и продолжал бегать за мотыльками. Солдат закричал, чтобы малыш остановился и не двигался с места. Когда тот неохотно и недоуменно подчинился, он пробрался к нему между минами и осторожно вывел в безопасное место.
Этот рассказ мне вспомнился в канун празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Вспомнился потому, что человек так часто бывает похож на того мальчика – жизнь представляется ему прекрасным полем. И она действительно – прекрасное поле, усеянное цветами, благоухающее свежей травой, вот только минное. И как тот мальчик неизбежно погиб бы, гоняясь за очередным мотыльком, если бы не солдат, увидевший и спасший его, так и нам никому бы не спастись, если бы не было рядом того, кого мы не видим, но кто видит нас и чья единственная забота – уберечь нас, сохранить, защитить: нашего Ангела Хранителя.
Поэтому в день Архистратига Михаила сначала хочется поздравить не только Михаилов, у кого в этот день праздник – день Ангела, но всех христиан православных. Ведь это день всех Небесных Сил бесплотных, а значит, и нашего Ангела Хранителя. А сравнение жизни человеческой с беготней по минному полю – не преувеличение. Мы – на войне. Так учит нас воспринимать жизнь Православная Церковь. Ведь в самом чине Крещения, вступления в Церковь, в одной из первых молитв мы называем приступающего ко Крещению «новоизбранным воином Христа Бога нашего».
Став воинами, мы вступаем в воинство. И потому бесплотные силы именуются Небесным воинством, а главу их, Михаила, мы называем архистратигом, то есть главнокомандующим. Как же всегда огорчают те живописцы, которые изображают Ангелов в виде розовощеких младенчиков с крылышками! Нет, мир ангельский – не крылатый детский сад, а именно воинство, могучее и грозное. Тому, кто пришел в Церковь, нужно понять, что это не только место, где можно отдохнуть душой, поплакать, выполнить те или иные ритуалы и пр. Земная Церковь – Церковь воинствующая, то есть воюющая, и тот, кто не воин, тот и не в ней, каким бы православным он себя ни называл.
С кем же эта война, какова ее цель, когда она закончится?
Наша брань, – пишет апостол Павел, – не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12). Иными словами, не с людьми мы воюем (а кто с людьми, тот бьет по своим), а с «духами злобы», действие которых мы все ощущаем каждый раз, когда испытываем влечение ко греху. Каждый раз, когда грех взял над нами верх, духи злобы поднебесной торжествуют победу. Каждый раз, когда удалось устоять, торжествует мир ангельский, радуется наш Ангел Хранитель, без помощи которого ничего бы мы не смогли.
Но именно «без помощи». Ангел Хранитель призван помогать, оберегать, сопутствовать нам, не нарушая нашей свободы. Он много делает с нами, но ничего не будет делать за нас. Воинство Христово – воинство свободное. Трусость, предательство, беспечность наказывают сами себя. Когда мы воюем с грехом, мир ангельский – наш союзник, и тогда мы непобедимы. Когда мы бросаем поле боя – мы остаемся одни.
«Невидимая брань» – так называют духовную жизнь христиан святые отцы. Воюют друг против друга: с одной стороны – легионы Небесных Сил бесплотных, возглавляемые Архистратигом Михаилом, с другой – «духи злобы поднебесной», во главе с сатаной. Воюют за нас с вами, за наши души. А нам дана свобода – на чью сторону встать. Впрочем, на сторону дьявола сознательно встает мало кто. Сатанистов не так уж и много. Гораздо больше тех, кто просто не видит никакой войны и не встает ни на чью сторону. Если так и не опомнятся и не прозреют до конца жизни – это будет страшный конец. Ведь кто не с Богом, тот неизбежно с дьяволом, верит он в него или нет.
Итак, – призывает нас Церковь словами апостола Павла, – станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6, 14–17).
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановское Московской области
Небесное воинство Архангела Михаила Автор: Иерей Владимир Калуцкий, настоятель храма Михаила Архангела, с. Поджигородово Кто хочет представить, как выглядят Ангелы, пусть попробует представить, как выглядят его собственные мысли. Можно ли их взвесить, измерить линейкой их длину, определить их цвет, пощупать, понюхать, попробовать на вкус? Нет, наши мысли совсем из другой субстанции, они - принадлежность мира духовного. Ангелы невидимы, как наши мысли, точнее сказать, как наша невидимая душа. Как и люди, Ангелы имеют свои имена, но чаще всего эти имена сокрыты от людей.
Об именах и Ангелах. День Архистратига Михаила Автор: митрополит Сурожский Антоний О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это "день нашего Ангела". И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми людьми - как и с окружающими нас простыми людьми - общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали. С Ангелом же хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он - хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или нет, - как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя...
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|