Составила Е. Кислова
17 июля отмечается день памяти святых царственных страстотерпцев, расстрелянных большевиками в 1918 году в Екатеринбурге. Вместе с ними были убиты и их слуги. Среди тех, кто остался верен царской семье до конца, – лейб-медик Евгений Сергеевич Боткин. Архиерейский собор Русской Православной Церкви, проходивший в Москве в феврале этого года, принял решение о его канонизации в лике святых.
Евгений Сергеевич Боткин (1865–1918) – младший сын знаменитого доктора Сергея Петровича Боткина. После окончания Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге Евгений Сергеевич трудился в Мариинской больнице для бедных, занимался преподавательской и научно-исследовательской деятельностью, защитил докторскую диссертацию. С началом русско-японской войны добровольцем отправился на фронт. После войны в виде отдельной книги «Свет и тени Русско-японской войны» были опубликованы его письма с фронта к жене. В них он делится размышлениями о нравственном состоянии русской армии и страны: «Я удручаюсь все более и более ходом нашей войны, и не потому только, что мы столько проигрываем и стольких теряем, но едва ли не больше потому, что целая масса наших бед есть только результат отсутствия у людей духовности, чувства долга, что мелкие, личные расчеты ставятся выше понятия об Отчизне, выше Бога». Боткин противопоставляет бездуховность и эгоизм верхних слоев общества «безропотному» героизму рядовых солдат, простых людей: «Никто из них не жалуется, никто не спрашивает: “За что, за что я страдаю?” – как ропщут люди нашего круга, когда Бог посылает им испытания». В этой книге раскрываются высокие душевные качества Евгения Сергеевича как глубоко верующего, незаурядного человека. Неудивительно, что, прочитав книгу, императрица предложила автору должность лейб-медика царской семьи. В 1908 году Боткин принимает предложение, повторив тем самым путь своего отца, который был лейб-медиком двух русских царей.
Познакомившись ближе со своими царственными пациентами, доктор искренне привязался к ним. «Своей добротой они сделали меня рабом до конца дней моих», – говорил он. Так же нежно, почти по-родственному относились к Евгению Сергеевичу и царские дети. Юный цесаревич Алексей, от постели которого во время его болезни Боткин не отходил ночами, напишет ему в письме: «Я Вас люблю всем своим маленьким сердцем».
Во время Первой мировой войны Боткин вместе с императрицей участвовал в организации госпиталей и лазаретов, свой дом в Царском Селе он тоже отдал раненым.
Когда Николая II арестовали, многие даже из ближайшего окружения предали его. Евгений Сергеевич добровольно последовал в ссылку за царской семьей, хотя в отличие от узников у него был выбор: отречься и сохранить свою жизнь или остаться верным своему долгу и умереть. На предложение большевиков покинуть дом Ипатьева он ответил: «Видите ли, я дал царю честное слово оставаться при нем до тех пор, пока он жив. Для человека моего положения невозможно не сдержать такого слова. Я также не могу оставить наследника одного. Как могу я это совместить со своей совестью? Вы все должны это понять». Честь русского дворянина, врача, христианский долг и искренняя любовь к царской семье не позволили ему поступить иначе.
Евгений Сергеевич Боткин был убит вместе с семьей последнего русского императора, как и другие слуги, сохранившие верность своему царю до смерти.
В 1981 году Русская Зарубежная Церковь канонизировала Евгения Боткина вместе со слугами царской семьи (поваром Иваном Харитоновым, камердинером Алоизием Труппом и горничной Анной Демидовой), расстрелянными в Ипатьевском доме. Теперь и Русская Православная Церковь причислила Боткина к лику святых. В Москве уже появился первый храм, освященный в честь этого святого. Он находится на территории больницы № 57. А в Санкт-Петербурге в память о великом подвиге врача и ученого у здания Военно-медицинской академии, где преподавали отец и сын Боткины, в 2015 году была открыта мемориальная доска с барельефом Е.С. Боткина.
фото: www.tsarselo.ru
Претерпевший до конца спасется
Автор: диакон Иоанн Иванов
Восприятие канонизации всё чаще, к сожалению, имеет политическую окраску. Некоторые до сих пор с доверием принимают созданный советской пропагандой образ "Николая Кровавого", иные же склонны противопоставлять ему диаметрально противоположный, но столь же далекий от исторической реальности мифологизированный образ "ритуально умученного жидами-сатанистами царя-искупителя"
Не утратить связь времен
Автор: Елена Кислова
Ни об одном русском царе не создано столько мифов, и ни один не был так оболган. Может быть, потому, что боль от осознания того, какую Россию мы потеряли, еще не прошла. Удивительно, но, несмотря на огромное количество появившейся исторической и мемуарной литературы, в которой пытаются объективно представить период правления последнего из династии Романовых, для многих посетителей выставки увиденное на ней стало откровением.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|