Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю о мытаре и фарисее.
Лк. 18:10–14
Фото иконы: valaam.spb.ru
Сегодня мы читали за богослужением небольшой отрывок из Евангелия от Луки, который напоминает нам о том, как важно правильно видеть и оценивать себя перед Богом. Рассказывая притчу о мытаре и фарисее, Иисус Христос берет пример из реальной жизни, относящийся не только к минувшей эпохе, но и к каждому из нас.
Два человека вошли в храм помолиться, один из них – фарисей – был ревнителем благочестия. Фарисеи ставили целью исполнение закона Божьего в максимально возможной степени. Они действительно старались его исполнять и делали много хорошего, но проблема вот в чем: важны не только те добрые дела, которые мы делаем, но и то, с какой целью мы их совершаем.
В Евангелии сказано, что, зайдя в храм, фарисей прошел вперед, ведь он человек достойный, и молился так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18:11), и это говорит о фарисее очень многое.
Представьте, приходит в храм православный человек и благодарит Бога за то, что он не вор, не хам, не блудник, – сразу возникает вопрос: «Какую же нравственную норму жизни он перед собой ставит?» Каждый христианин перед Причащением произносит слова молитвы «первый грешник аз есмь», только люди, настроенные фарисейски, делают это лицемерно.
Признавая себя первым грешником, такой человек на деле ощущает себя не таким уж грешным, как другие, которые гораздо хуже него. Фактически самодовольный человек лицемерит перед Богом. Что же может получить от Бога человек, который Ему врет? Как он будет причащаться? Христос, войдя в его душу, не сможет там остаться, потому что в ней нет места настоящей любви и подлинному смирению.
Фарисей делал много хорошего: постился дважды в неделю, чего закон от евреев вовсе не требовал, отдавал десятую часть своих доходов, исполняя заповедь Божью о содержании храма. Но упоминая об этом, Евангелие показывает нам, что он делал это всё так, чтобы быть самому довольным своей праведностью.
Хорошие дела должны делаться от любви к Богу и людям, а не из самодовольства и тщеславия. Христос говорит, что милостыню надо творить тайно – так, чтобы левая рука не знала, что делает правая (Мф.6:3), то есть забывать добрые дела сразу же, как сделал, и больше о них не вспоминать.
Когда мы говорим о таком доброделании, сразу приходит на ум образ матери. Представим себе маму, которая говорит ребенку: «Я тебе борщ сварила 1880-ый раз, штаны постирала в 2000-ый и так далее…» То есть, она делает что-то и считает, а потом предъявляет ему эти цифры. Умеет ли она любить? Нет, она работает за плату, которую надеется получить от Бога. Но при таком отношении к своему материнскому служению она не получит ничего.
«Все должно быть иначе», – говорит Христос. Если, к примеру, больной человек, лежа на койке, будет утверждать, что он лучший бегун в мире, ему вряд ли кто-то поверит. Почему же мы не можем сказать перед Богом, что мы прекрасные, святые люди, если мы, в общем-то, делаем много хорошего? Мы больны грехом, и это можно очень легко заметить, оставшись с собой наедине: какие мысли в первую очередь у нас появляются? Какими помыслами наполняется душа?
Самооценка – это очень важный аспект нашей духовной жизни. Если человек не видит за собой греха, это не значит, что он безгрешен. Когда убийца находится в камере-одиночке, он не совершает преступлений потому, что для этого нет подходящих условий. Так и со грехом. Это касается не только наших поступков, но и мыслей, и чувств – нашего внутреннего состояния. Ведь тело останется на земле, а душа, отягченная грехами, не сможет войти в радость общения с Богом в Царствии Небесном.
А что же второй человек из притчи, мытарь? Он действительно был грешником, который не делал и части тех добрых дел, которые совершал фарисей. Профессия мытаря или сборщика налогов была самой презираемой в древней Иудее. Система сбора налогов в Палестине, находящейся под властью Римской империи, была такова, что мытари имели возможность обманывать людей, обирая их. В начале года в казну нужно было сдать фиксированную сумму налога, а потом в течение года собирать ее с населения, при этом сборщики налогов произвольно увеличивали сумму собираемых денег. С одной стороны, это давало повод для постоянного жульничества, а с другой – вызывало недовольство простых людей. Кроме того, мытари собирали налоги в казну оккупантов, поэтому их все ненавидели.
Но этот мытарь, будучи презираемым и грешным человеком, всё же иногда вспоминал о своей бессмертной душе. Ведь, когда в ней неладно, сытость не приносит счастья. Он понимал, что живет недостойно, вспоминал о Боге и приходил в храм. Он становился позади всех, не смея поднять глаз на небо от стыда, потому что видел себя, каков есть на самом деле, и осознавал свою греховность. Мытарь ни о чем не просил, но, осознавая, что Бог – любящий, бил себя в грудь, повторяя: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк.18:13) Однако, ожидая милости от Бога, мытарь понимал, что он и сам должен проявлять ее к другим.
Каков итог? Фарисей, постившийся и молившийся, регулярно совершавший добрые дела, ушел, не услышанный Творцом, а мытарь был оправдан и помилован Богом. «Оправдан» не в юридическом смысле, а в христианском – то есть, оказался приобщенным к правде Божией. Что-то в нем изменилось, он ощутил милость Господа, она пришла к нему, хотя вроде бы, ничего хорошего он пока не сделал.
Но вспомним разбойника, распятого справа от Христа, который тоже сумел себя правильно оценить и стать другим. Покаяние – это не просто исповедание греха, а перемена всего умонастроения человека, поэтому оно так действенно.
Нам много дел предстоит сделать, и пост является важной частью нашей духовной жизни. На Неделе о мытаре и фарисее Церковь отменяет постные дни в среду и пятницу, чтобы мы понимали, что постясь или делая что-то доброе, нельзя этим гордиться.
Это не значит, что впредь вообще не надо поститься и заповеди исполнять, но весь вопрос в самооценке. Как я себя оцениваю перед Богом? Вот, к примеру, иду я по улице, вижу пьяного на земле и говорю: «Господи, спасибо, что я не алкоголик», а может, Господь мне ответит: «Этот пьяный человека вчера от смерти спас, а ты – нет. Ты его унижаешь, а себя превозносишь. И снова причащаться будешь, называя себя первым грешником?»
В Писании четко сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5), то есть свои дары. Осознавая себя больным духовно, грешным человеком, мы только так и можем начать путь к Богу, и устранять препятствия на этом пути. Почему каждый должен себя видеть первым грешником? Потому что мы свою душу по-настоящему не видим. Вода в луже тоже отражает солнце и небо, но если прутиком по ней ударить, такая муть поднимается, что ни о какой чистоте речь уже не идет. Подобное происходит и с нашей душой.
Когда мы гордимся, мы выпускаем джинна из бутылки, поднимается вся грязь со дна нашей души, а когда мы смиряемся, признаем свое недостоинство и стараемся волю Божью исполнять, происходит обратное. «Как мы воюем с грехом в себе?» – вот главный вопрос, особенно сейчас, при подготовке к посту. Как нам к Богу идти? Быть самодовольным или видеть свои недостатки?
Когда человек приходит к врачу, он рассказывает не о том, что у него хорошо, а о том, что болит. А то так недолго и помереть от язвы желудка, к примеру, думая о том, что руки и ноги в порядке. Грехи разными могут быть, но нам надо быть похожими на Бога, быть с Ним, чтобы Его благодать была в нас и согревала, чтобы Он приходил и в нашем сердце устроил Себе жилище. Аминь.
Притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14)
Подготовка к Великому посту. Притча о мытаре и фарисее Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|