Автор: Виталий Питанов
Итак, кем были те существа, которых Ванга принимала за посланцев свыше, и какова духовная природа их откровений? Мы знаем, что Ванга была малограмотной (она даже не умела писать, вместо подписи ставила отпечаток пальца[28]), слепой и бедной женщиной из глухой болгарской провинции. Она не имела ни опыта христианской духовной жизни, ни познаний, которые могли бы помочь ей в критической оценке непонятных явлений, внезапно властно вторгшихся в ее жизнь.
Дом, в котором Ванга жила, по ее мнению, был построен на месте древнего языческого капища. Сохранились свидетельства о том, что многие люди, приходя в это место, чувствовали себя угнетенно. Как мы уже писали, в своей практике ясновидения Ванга активно использовала сахар, позволявший ей увидеть прошлое и будущее человека. Известно, что сахар имеет кристаллическую структуру, а, как утверждают экстрасенсы, говоря о Ванге, "свой магический кристалл был у каждого уважающего себя колдуна или волшебника"[29]. Нет сомнений в том, что сами экстрасенсы считали Вангу колдуньей. Источник ясновидения Ванги экстрасенсы оценивали так: "Как объяснить ясновидение Ванги, когда она видит умерших родственников и получает от них сведения? ... Лучше всего эти явления объясняет гипотеза существования информационного банка Земли - своеобразного информационного банка"[30]. Гипотеза вполне в духе общеоккультных представлений.
Из откровений Ванги можно выделить, как минимум, несколько заявлений, которые прямо противоречат Божественному Откровению. Например, ее утверждение о предопределенности человеческой судьбы. Прежде всего, если судьба человека предопределена, то многие советы самой Ванги выглядят непоследовательно. Вот, например, один случай из ее практики: некий врач собирался поехать отдыхать на море, Ванга рекомендовала ему этого не делать, а поехать в горы. Врач не прислушался к ее словам, поехал на море, сразу после этого заболел и умер[31]. Если жизнь человека предопределена, то что может в ней изменить следование советам, если ничего - то зачем советы давать? Ведь, по мнению самой Ванги, никто не свободен в своих действиях. Вместе с тем, из учения о предопределенности судьбы следуют серьезные нравственные выводы. Если человек не волен в своих поступках, то кто виновен в его злых деяниях? Очевидно, не он. Но если есть Бог, который управляет человеком и полностью лишает его свободы нравственного выбора, то кто виновен в творимом зле, как не Он? Вряд ли сама Ванга осознавала логические следствия из своих собственных откровений. Показательна и туманность предсказаний Ванги: если судьба человека предопределена, и силы, "одарившие" Вангу способностью ясновидения, точно знали, что произойдет, что мешало предсказаниям быть четкими?
Изучая практику прорицаний Ванги, нетрудно заметить, что по сути она являлась марионеткой этих таинственных сил, говоривших через нее, когда они сами желали, и оказывавших чрезвычайно негативное влияние на состояние ее физического здоровья. Мы не можем считать источником предсказаний Ванги Бога. Во-первых, изучая образы библейских пророков, мы видим, что Бог не использует человека как марионетку. Даже если человек уклоняется от исполнения воли Божией (см. Иона. 1:1-3; Иер. 20:7-9), Бог ждет его согласия, так или иначе пытаясь привести волю человека к согласию со Своей. Пророчества Бога через Его избранника не есть результат насилия Бога над человеком. Во-вторых, даже почитатели Ванги признают существование значительного процента лжепророчеств, произнесенных ею. Но мы знаем из Священного Писания: "Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его" (Втор. 18:22). Далее, Ванга не скрывала своего общения с мертвыми. В Священном Писании тоже можно найти примеры такого общения, например, волшебница из Аэндора вызвала дух пророка Самуила по просьбе иудейского царя Саула (см. 1 Цар. 28:14). Помимо того, Ванга уважала деятельность экстрасенсов[32], хотя она чужда христианству. И наконец, ярого борца с христианством[33] и основоположника оккультного учения "Живая этика" Николая Рериха Ванга считала пророком.
Да, Ванга занималась прорицаниями, и часть ее предсказаний сбывалась, но с точки зрения библейского учения этот факт сам по себе еще не доказывает духовную чистоту источника предсказаний, например, в Библии мы читаем о служанке, одержимой "… духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим" (Деян. 16:16). Подчеркнем, что дух прорицательный покинул женщину после повеления апостола Павла, произнесенного им именем Иисуса Христа: "Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И [дух] вышел в тот же час" (Деян. 16:18). Учитывая симпатии Ванги к оккультизму и экстрасенсорике, можно сделать вывод, что в основе ее духовного феномена действовали те же силы, которые питают оккультизм и магию, а потому, будь Ванга на месте той новозаветной служанки, ее постигла бы та же участь. Впрочем, на эту тему можно даже не гадать. Однажды, случайно оказавшись недалеко от креста, имевшего частицу Честного и Животворящего Креста Господня, Ванга потребовала, чтобы его от нее удалили, так как она не может прорицать. Известно, что если рядом с Вангой начинали читать православные молитвы, она также теряла свой дар[34]. Признание Ванги в кругу экстрасенсов и колдунов, магический характер ее целительства не оставляют сомнений в том, что к ней вполне применимы следующие слова Священного Писания: "…не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это (выделено нами. - В.П.), и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего" (Втор. 18:10-13). После смерти Ванги, по свидетельству ее сестры Любки, по Ванге служились заупокойные сорокадневные Литургии, но покойная прорицательница явилась во сне Любке и сказала: "Любка, хватит, хватит литургий. Я на дне ада, и мне это не помогает, только больше сгораю"[35].
Поклоники Ванги пытаются ее представить чуть ли не бессребреницей. Нужно заметить, что это не соответствует действительности. Каждый посетитель Ванги платил государству десять левов (средняя зарплата в Болгарии в то время составляла 150 левов), до 1990 года государство получило от приходящих к Ванге людей более девяти миллионов левов[36]. Государство предоставило Ванге личного телохранителя. Посетители платили не только государству, но и самой Ванге и ее окружению. В середине 1970-х годов болгарские спецслужбы с целью проверки доходов Ванги провели у нее обыск, в результате которого было найдено около 90 тысяч левов[37]. Как аргумент в ее защиту используется тот факт, что Ванга построила церковь. Но и здесь не все так просто. Церковь была освящена во имя св. Параскевы Болгарской, ее строительство началось в 1991 году. Сама Ванга назвала строительство церкви "жертвоприношением". Закладной камень церкви был положен 20 августа 1992 года тогдашним Неврокоским митрополитом Пименом, но нужно отметить, что в тот год в Болгарской Церкви произошел раскол, а митрополит Пимен был одним из организаторов этого раскола. Строительством церкви занимался "Фонд Ванги", причем в течение всего периода строительства не прерывалась череда скандалов, связанных с разворовыванием денег, жертвовавшихся на постройку храма. Сам храм, не отвечая церковным канонам и будучи построен в духе конструктивизма, вызвал у верующих людей смущение. Тем более, что представители "Фонда Ванги" заявляли, что они строят "европейскую общечеловеческую церковь". В 1994 году алтарь храма был освящен каноническим Неврокопским митрополитом Нафанаилом, но несмотря на это, им сразу же стали распоряжаться раскольники и члены "Фонда Ванги". В настоящее время этот храм превращен в туристический центр. Одно из почетных мест в этом храме занимает портрет Ванги[38].
Конечно, читатель может возразить, что Ванга стремилась делать добро и, судя по всему, будет прав. Но ведь и сатана принимает вид ангела света (см. 2 Кор. 11:14). Именно поэтому Православие предупреждает всех христиан хранить трезвенность и бдительность: "Пока не очищено сердце от страстей, не следует доверять никаким …мечтаниям или видениям. Это предостережение действенно. Не выпускайте его из виду, ибо оно основано на показаниях святых отцов и может служить для вас в случае недоразумений благонадежнейшим средством к истреблению в душе самомнения, тщеславия и гордости"[39]. Годы жизни, проведенные в покаянии и молитве, - путь православного подвижника к очищению от страстей. Постижение очищенным разумом и сердцем смысла Священного Писания дает ориентиры для различения Ангелов Божьих и бесов. Но всего этого не было у Ванги, поэтому как для нее, так и для всех тех, кто полагался на ее водительство, дар Ванги - не Божие благословение, а, скорее, проклятие, соединявшее через Вангу обращающихся к ней за помощью людей не с Богом, а с бесами. Как Ванга, так и ее последователи, за мишурой дешевых предсказаний не разглядели главное: силу, от которой эти предсказания исходили, силу, которая в обмен на временное облегчение болезни или рассказ о нескольких моментах будущего, да и то далеко не всегда сбывавшийся, получала главное - доверие человека, а значит, и доступ к его душе. Но для протянувшего руку дьяволу хотя бы раз в жизни иллюзорна надежда, что на ней не останутся следы его когтей.
В завершение статьи скажем несколько слов о том, как обстоят дела у людей, считающими себя последователями Ванги. "Фонд Ванги" активно воюет с ее родственниками за право наживаться на ее имени. Родственники, в свою очередь, активно сотрудничают с болгарским оккультистом Петром Дыновым, создавшим организацию "Белое братство". Помимо того, их ближайшие связи включают в себя контакт с сектой лжехриста Виссариона и с сектой Мегрэ (Пузакова) "Анастасия"[40]. Так что духовные наследники Ванги идут по стопам своего кумира, судя по всему, нимало не смущаясь его духовной участью.
[28] Архимандрит Варнава Сатиров. Ванга - весть со дна ада / Тоталитарные секты и демократическое государство. Новосибирск. Книжица. 2005. С.130.
[29] Белявская В.Ф. Практические советы великой Ванги. Минск. Литература. 1997. С.51.
[30] Там же. С.216-217.
[31] Стоянова К. Ванга. О болгарской ясновидице и прорицательнице. Рига. 1991. С.71.
[32] См.: Питанов В.Ю. Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики
http://www.pravklin.ru/publ/12-1-0-755
[33] См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства
[34] Архимандрит Варнава Сатиров. Ванга - весть со дна ада / Тоталитарные секты и демократическое государство. Новосибирск. Книжица. 2005. С.131.
[35] Архимандрит Варнава Сатиров. Ванга - весть со дна ада / Тоталитарные секты и демократическое государство. Новосибирск. Книжица. 2005. С.131.
[36] Там же. С.128.
[37] Там же. С.128.
[38] Там же.С.129.
[39] См.: Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь.
[40] Архимандрит Варнава Сатиров. Ванга - весть со дна ада / Тоталитарные секты и демократическое государство. Новосибирск. Книжица. 2005. С.131.
©Питанов В.Ю.
Фото: www.pravoslavie.ru
Начало статьи
Духовный опыт как источник истины
Священное Писание о магии и оккультизме Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|