Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю о расслабленном.
Деян. 9:32–42
Христос Воскресе!
Дорогие братья и сестры, Церковь продолжает читать Деяния святых апостолов за каждой Божественной литургией вплоть до дня Пятидесятницы. За это время мы услышим всю книгу Деяний.
В этом повествовании мы видим продолжение дела Христова. Каково наследие Христа, как сбывается Его обещание вернуться к людям и пребывать с нами до скончания века (Мф.28:20) и какова Церковь, которая строится так, что врата ада не одолеют ее (Мф.16:18)? Попробуем поразмышлять об этом.
Прошлая Неделя была посвящена памяти жен-мироносиц, которые несут мир в свои семьи и всё своё окружение (в отличие от "жен-миноносиц"). А нынешняя Неделя, как говорил наш преподаватель по Литургике, когда я учился в Богословском институте – чисто мужской день – Неделя о расслабленном. Так что, дорогие мужчины, поздравляю всех нас с профессиональным праздником!
Сегодня мы слышали два сюжета о расслабленных – из Евангелия и Деяний, хотелось бы их сопоставить. В предыдущей проповеди на отрывок из Евангелия говорилось о мужчине, который тридцать восемь лет находился параллельно со своим лежаком (в греческом оригинале даже звучание слова близко нашему "параллельный"). А в Книге Деяний упоминается Эней, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. И здесь мы не найдём какой-то предыстории, яркого диалога, заканчивающегося исповеданием веры и взрывного эпилога. Апостол Пётр кратко обращается к парализованному: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И тот поднимается на ноги (см. Деян.9:33–34).
Казалось бы, нашему сердцу хотелось бы этого одиоза, ведь мы читаем книги, смотрим художественные фильмы – эта ситуация должна быть эпичной, но – нет! Происходит иначе, и собственно, для взрослого честного человека, каковым каждый из нас может, надеюсь, себя считать, вовсе не нужно чужое мнение или какие-то пафосные жесты, визуальные эффекты, сопровождающие происходящее чудо, ведь главное происходит внутри. Главное чудо – это исцеление себя самого, победа над собой – тем, кто меня душит и мешает моему же духовному полёту.
Понятно, что в одиночку здесь не справиться. Но близкие тут не помогут, и единственный, Кто может это сделать – Бог. Ему не нужны слова и внешние эффекты, Он смотрит в сердце человека и видит его глубины. Поэтому Пётр не задаёт никаких вопросов, и всё, что должно было произойти в диалоге человека с Богом, происходит: "Именем Иисуса Христа встань и ходи!" Вся сила доверия человека своему Творцу и Создателю для Господа очевидна. Бесплатные шоу здесь неуместны.
Важно отметить, что и расслабленный, и другие герои евангельского повествования – люди, которые нуждаются в помощи. А ведь стоит только в нашей повседневной жизни присвоить человеку статус некой "неполноценности" из-за наличия каких-то внешних особенностей, как мы оказываемся в ловушке. Но Господь в Евангелии выдвигает контраргумент. К кому Он обращается? Совсем не к тем, кто "носит белый фрак", а именно к маргиналам и люмпенам: к мытарям и грешникам, к блуднице, которую должны были побить; к униженным и оскорбленным: несчастной кровоточивой и к человеку, тридцать восемь лет пролежавшему на кушетке, до которого никому дела нет и так далее. Потому что жизнь человека не определяется этим внешним положением, она гораздо богаче, ведь главное происходит незаметно для окружающих. Вера, духовный рост, стремление к вечной жизни развиваются в душе человеческой, но мы видим результат: все эти люди обращаются ко Христу и получают то, чего искали – победу над грехом и исцеление. Причем телесное исцеление здесь совсем не главное.
В этом смысле Евангелие должно помочь каждому из нас преодолеть эту "расслабленность", совершить в нашем сердце революцию – изменить отношение к ближнему, начиная с себя. И если эта победа будет совершена, весь мир окрасится красками Евангельской вести. Христос Воскресе!
О надежде и Божественной благодати
О призвании первых учеников Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|