Автор: священник Михаил Хайрутдинов
Cегодня Крестопоклонная Неделя (на церковно-славянском языке Неделя – это воскресный день), а следом наступит Крестопоклонная cедмица. Эта неделя Великого Поста посвящена Кресту Господню, Его Страстям, так же как среда и пятница в обычные дни, поэтому по уставу она более строгая. Кто может поститься строже в эти дни – хорошо, но это индивидуально.
Мы с вами знаем, что на крестах в древней Иудее распинали самых страшных преступников, и до Христа было казнено множество людей. Но самое знаменательное событие – когда распинается Тот, Который не сделал никакого зла, Праведник. С Ним распинаются два разбойника, в образах которых фактически заключено всё человечество – ушедшие и нынешние поколения.
Когда мы говорим «весы правосудия», всегда нужно вспомнить про Голгофу: один был распят справа, другой – слева. Тот разбойник, что слева, понимая, что злодей, что праведно осужден, глядя на своих судей и зная, что и они не праведны (потому что, какой грешник может судить другого грешника?), озлобляется на них. А оттого, что право судить дано им Самим Богом, он озлобляется и на Бога. Он восстает против правды и в этой озлобленности уходит в иной мир.
Другой разбойник, распятый справа, тоже понимает, что его осуждают такие же грешники, как он сам, но понимает ещё, что рядом страдает Тот, Кто ни в чем не виноват, Праведник. Его тоже осуждает неправедный суд, и, видя, как Он смиряется, разбойник осознает, Кто Он и просит Христа помянуть Его во Царствии Своем, когда Он придет туда.
Мы с вами всё время качаемся на чашах этих весов: с одной стороны, пытаемся Бога любить, а с другой – всегда ропщем. На что? На природу, погоду, на обстоятельства, а ведь всё это промысел Божий, и, значит мы восстаем против Христа! Нужно всегда оценивать, глядя на Крест, где я в данный момент – справа или слева? Может, с распинателями, которые привели Спасителя на Голгофу, потому что правду терпеть не могли? Правда не нужна была в этом городе, они подстроились под ложь, в ней и жили. Чтобы правда в глаза не светила, совесть не обличала, Христа вывели из Иерусалима и распяли.
Часто, когда грешим, мы оказываемся на их стороне, и чаша весов перетягивает в эту сторону. А нам нужно вести себя так, как Петр: отойди от меня, Господи, я человек грешный! (см. Лк. 5:8) Он не отгоняет Бога, а смиряется перед Ним, понимая, что с Ним рядом Тот, Кого он не достоин. Даже в глаза не достоин ему посмотреть, не то, что рядом стоять.
С таким же чувством мы должны подходить и прикладываться к Кресту и к любой святыне, отбросив свой эгоизм. Потому что там, где правда, не может быть эгоизма, он там просто не может жить. Вот, если мы отбросим эгоизм, очистим свое сердце от неправды, тогда мы сможем с Богом пребывать. А если мы всё еще остаёмся в этой нечистоте, правда нас будет жечь, нам захочется от неё отвернуться. Поэтому наша задача – следовать за этой правдой, очищать своё сердце покаянием и смирением перед Богом!
Отвергнись себя. Слово в 3-ю неделю Великого поста, Крестопоклонную
Читаем Евангелие. Неделя Крестопоклонная
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|