Автор: Свящ. Н.Добронравов
Мы указали, с какою заботливостью относились к болящим древние пастыри церкви и посещая их, и ухаживая за ними, и даже занимаясь их лечением. Но они не могли всецело отдаться этому делу, вследствие сложности своих пастырских обязанностей. При этом само собой понятно, что диаконам, пресвитерам и епископам не всегда было бы удобно посещать болящих женщин и служить им, потому что отсюда могла бы возникнуть худая молва. Поэтому болящих христиан и особенно женщин, вместо пастырей, посещали также диаконисы. Так, по "Апостольским Постановлениям", обязанностью диаконис было "посещать христиан, помогать им и служить".
Покончили свое существование диаконисы на Востоке, как обыкновенно полагают, к XIII в., а на Западе - в IX в.
Кроме диаконис, у древних христиан рано образовалось особое общество параволанов, которые специально принимали на себя заботы об уходе и лечении больных. Уже самое название их говорит о самоотверженности, с какою они предавались избранному ими делу. Греческое слово parabolanoV происходит от parabolan ergon, опасное дело, и от paraballesqai (=parabouleuesqai), подвергать себя опасности, - и поэтому означает человека отважного, который не боится подвергать свою жизнь разным опасностям. Параволаны были поставлены в числе низшего клира и обязывались законом ходить за больными, но не принимать никакого участия в общественных делах.
Когда параволаны прекратили свое существование, осталось в точности неизвестным. Обыкновенно предполагалось, что в VI в. их уже не существовало.
В Западной Церкви параволанов не было; но там были другие общества, например, "copiatae", "lecticarii" или "fossarii", главною обязанностью которых было собственно погребение умерших, но, конечно, они не уклонялись также и от ухода за больными.
После известного Миланского эдикта епископам представилась возможность открывать больницы для христиан, когда это оказывалось нужным. При этом должно заметить, что у древних христиан, как восточных, так и западных, больница чаще всего помещалась в странноприимной или богадельне, почему назывались также ксендохией (греч.) или госпиталем (лат.).
Громадную больницу построил вблизи города Кесарии свт. Василий Великий вскоре после вступления своего на епископскую кафедру, то есть около 372 года. Кроме многих комнат для разного рода больных, тут находились помещения для священников, врачей, слуг, которые должны были ходить за больными. В свою больницу свт. Василий принимал вообще всех немощных и несчастных, но главным образом назначил ее для прокаженных.
В Константинополе, полагают, первая больница была устроена еще при св. Константине Великом. При Юлиане Отступнике их было уже немало.
Весьма часто строились ксенодохии с больницами при монастырях. Известно, например, что св. Евфимий Великий (377-473 гг.) построил странноприимный больничный дом в своей Лавре. Особенным благоустройством отличалась больница в Студийском монастыре в конце VIII в. и начале IX в. при св. Феодоре Студите. "У нас нет, - говорит он, - наемных рабов (в больнице), на одно то определенных, чтобы прислуживать, как это бывает у мирских людей; но мы сами себе и рабы, и господа, услуживающие и приемлющие услуги, - причем каждый смотреть должен, чтобы больше услуживать, чем принимать услуги безвременно".
Миряне своими денежными пожертвованиями охотно помогали пастырям Церкви и настоятелям монастырей в деле построения больничных домов. Нередко являлись такие благотворители, которые строили обширные госпитали на свой счет без всякого вспомоществования от других. Об императоре Юстиниане Кирилл Скифопольский сообщает, что св. Савва Освященный (439-532 гг.) просил его "выстроить во Святом граде (Иерусалиме) одну больницу для больных странников"; и "император приказал построить посреди Святого града больницу сперва для ста человек и определил тысячу восемьсот пятьдесят монет на полное годовое содержание ее, но потом приказал построить больницу для двухсот человек и прибавил на содержание ее еще столько же полного и постоянного оклада".
Старались заботиться о болящих восточные христиане и в более позднее время, то есть начиная с XI века. В монастырских уставах этого периода мы встречаем предписания о самом рачительном уходе за больными. Во второй половине XI в. Никон Черногорец в свой Устав вносит из Студийского устава целую главу "о больнице, и странноприимстве, и о старых и больных", из которой ясно можно видеть, как заботливо относились к болящим в указанное время.
В половине XI в. обширная больница вместе с богадельней и странноприимной была устроена императором Константином Мономахом (1042-1054 гг.) при основанном им монастыре св. великомученика Георгия в Манаганах. Также император Алексей I Комнин (1081-1118 гг.) в последние годы своей жизни выстроил в Константинополе на свои собственные средства громаднейшую больницу, в которой, как сообщает дочь императора Анна Комнина, находили себе приют слепые, хромые, глухие и другие больные. Но особенной благоустроенностью отличались филантропические учреждения Пантократорского монастыря в Константинополе, основанного императором Иоанном Комнином (1118-1145 гг.).
Заведуя больницами, епископы обыкновенно избирали смотрителями их лиц духовного звания, и, конечно, людей достойнейших, отличавшихся благочестием и желавших со своею любовью и усердием послужить болящим. В частности, известно, что свт. Иоанн Златоуст, устроив в Константинополе больницы, для каждой из них назначил по два благочестивых пресвитера.
Западные христиане, сострадая больным и бедным своим собратьям, устраивали для них больницы так же часто, как и восточные. Обыкновенно больницы назывались на Западе госпиталями и, подобно восточным ксенодохиям, служили также странноприимными, богадельнями и т. п.
В последней четверти IV в. выстроены были госпитали около Рима уже упоминавшимся римским патрицием Паммахием и одновременно в самом городе - Фабиолою, известной благотворительницей.
О богадельне и больнице, построенной Фабиолой, блаж. Иероним пишет: Фабиола "все, какое было у ней имение (а оно было огромное и соответствовало ее происхождению), раздробила по частям и продала, и, обративши в деньги, употребила его на нужды бедных; и первая из всех учредила больницу, чтобы собирать сюда бедных с улиц и согревать истощенные недугом и голодом члены нищих".
В то самое время, когда Паммахий и Фабиола строили благотворительные дома, блаж. Иероним и Евстохия основали странноприимную и больницу в Вифлееме для паломников, которые начали толпами стекаться во Святую Землю даже из Галлии, Британии, Армении, Понта, Эфиопии и Индии. Все они были принимаемы даром, и благочестивая Евстохия с удовольствием думала, что если бы Иосиф и Мария опять посетили Вифлеем, то им бы не пришлось теперь искать себе убежища в скотной пещере. Когда у Евстохии и блаж. Иеронима не хватило средств довести до конца постройку, то первая принуждена была обременить себя долгами, а второй послать своего брата Павлиниана в Далмацию с целью продать личное наследство Иеронима, состоявшее из немногих полуразрушенных хижин.
Во Франции было много госпиталей уже в V столетии. Это можно заключить из того, что по духовному завещанию епископа Турского Перпетуя, умершего в 491-м году, на них была истрачена большая денежная сумма. В VI столетии, именно в 504 г., при посредстве короля Хильберта архиепископ Сакердо устроил "Божью гостиницу" в Лионе.
В Испании больницы появляются в VI в.
В 580 г. Мазона, епископ города Мериды, при реке Гвадиане в Эстремадуре, сам хорошо изучивший медицину, устроил, как пишет о нем диакон Павел Меридский, "ксенодохий, обогатил его большими поместьями, и, назначив слуг и врачей для ухода за пришельцами и больными, постановил, чтобы врачи непрестанно обходили весь город, и если где найдут какого-либо больного, раба ли, или свободного, христианина ли, или иудея, относили в ксенодохий и там, полагая его на приготовленной на подстилке постели, кормили его вкусной, питательной пищей и ухаживали за ним, пока, при помощи Божией, он не выздоровеет".
У германских племен госпитали возникли не ранее VII в. Епископ Метенский Хродоганд в своих правилах епископам и настоятелям монастырей предписывает устраивать приюты для бедных, странных и больных и определяет, что такие приюты должны находиться недалеко от церквей или монастырей, чтобы настоятелям и инокам можно было чаще приходить омывать ноги призреваемым бедным и больным, во исполнение слова Господа: Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
Вообще должно заметить, что в IX и X столетиях в Западной Церкви считалось обычаем каждому монастырю непременно иметь свою больницу, так называемую инфирмарию, для иноков и служащих при обители. Как известно, отец западного иночества св. Венедикт Нурсийский предписывал инокам всегда заботиться о болящих; и это его правило на Западе не забывалось.
По материалам статьи:
Свящ. Н.Добронравов. Уход за больными в древнем христианстве. // Московские Церковные Ведомости. - 1902. №51-52; 1903. №37
Фото из сборника "Клин православный"
Источник: http://www.mepar.ru/)
Начало статьи
Утешение и надежда. Церковь преподобномученицы великой княгини Елисаветы при доме-интернате для престарелых и инвалидов
Больничный храм св. прп. Агапита Печерского пос. Голубое
Первая Литургия в новом православном храме в д. Тиликтино Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|