Автор: Ирина Филиппова
Не так давно в нашей стране отмечался День учителя. Праздник этот особенный, потому что нет в нашем обществе ни одного человека, равнодушного к этой профессии. Каждый из нас когда-то учился в школе, где не только приобретал знания о мире, но и получал первые уроки жизни. Они никогда не забываются, как не забывается и образ первого учителя. Именно он становится для детей первым авторитетом вне семьи, помогает разобраться в огромном разнообразии мира.
Тамара Александровна Тукан - один из ведущих педагогов православной классической гимназии "София". Здесь она проработала уже 10 лет. Самые первые ее первоклассники в этом году уже закончили школу. Тамара Александровна - "Отличник народного образования Молдавской ССР". В 2006 году за многолетнюю деятельность на ниве церковного воспитания она была награждена Русской Православной Церковью орденом Святой равноапостольной княгини Ольги III степени. Мы побеседовали с Тамарой Александровной в преддверии Дня учителя и попытались разобраться в тонкостях этой нелегкой профессии.
- Тамара Александровна, почему Вы выбрали главным делом своей жизни учительство?
- С детства я любила возиться с малышами. Бывало, выйду гулять во двор и нянчусь со всеми подряд соседскими детьми, а их бабушки говорят: "Из тебя получится настоящая учительница". Сама я коренная клинчанка, училась в школе № 5 в Майданово и очень хорошо помню свою первую учительницу. Ее звали Евстолия Алексеевна Панова. Для меня она всегда была примером для подражания, поэтому уже в начальной школе я была точно уверена, какую профессию выберу. Потом еще один педагог повлиял на мой выбор - учительница географии Галина Константиновна Паршуткина. Благодаря ей я полюбила географию, но склад ума у меня все-таки математический, и поступала я в педагогический институт на физико-математический факультет. По конкурсу, правда, не прошла, и год проработала лаборантом, после чего в институт учиться уже не пошла, а поступила в Истринское педагогическое училище. Туда я шла совершенно осознанно, потому что, во-первых, мне очень хотелось работать с младшими классами, а, во-вторых, училище отличается от института более подробным изучением методики преподавания, что просто незаменимо на практике.
После окончания училища уехала по распределению в Молдавию, где начала учить малышей. Там вышла замуж, родила двоих детей. В Клин вернулась уже в конце 80-х. С 1989 начала работать в первой гимназии, а в 2000 году пришла работать в православную гимназию "София", где работаю по сегодняшний день.
- Вы уже много лет преподаете. Начинали еще в советское время, потом была перестройка, 90-е годы. Сейчас мы живем уже в высокотехнологичном XXI веке. Вносит ли время какие-либо коррективы в работу учителя?
- На мой взгляд, методика преподавания не должна меняться. Сегодня, уже в начальной школе, нам предлагают самые различные программы обучения. Но, в конечном итоге, на всех олимпиадах и экзаменах результаты рассматриваются по единому стандарту. Мое мнение - не надо детям в начальной школе давать то, что они в силу возраста понять не могут. Знания ребенка зависят не от того, какую ты книжку перед ним положил, а как ты смог объяснить материал.
Я думаю, коррективы, в первую очередь, должны вноситься в воспитательный процесс. Сейчас мы, например, сталкиваемся с тем, что уже во втором классе дети начинают говорить о сексе, разбираются в "модных" общественных течениях. Зачастую в таком возрасте у них уже развит прагматизм, стремление к обладанию материальными благами. В связи с этим и меняются задачи учителя. Помимо знаний, как пищи для ума, учитель должен еще попытаться дать ребенку пищу и для души, а это можно сделать только через воспитательный процесс.
- Что является движущей силой Вашей работы?
- Возможность видеть результат своего труда и отдачу от детей, которых учу. Понятно, что не все дети одинаково способные, но для меня важен любой. Обычно, когда я беру первый класс, всегда начинается паника: "Нет, я, наверное, не смогу их ничему научить!" Но проходит время, и я уже вижу, что труды мои не напрасны. Мне тяжело смотреть, когда у ребенка что-то не получается, поэтому всегда стараюсь, чтобы он понял и обязательно усвоил материал. Конечно, бывает и руки опускаются, но мое счастье, что я работаю в православной гимназии. Здесь я научилась не ждать похвалы, приобрела способность видеть свои ошибки, а самое главное - научилась вере, без которой невозможно полноценное восприятие мира.
- За столько лет работы был ли у Вас самый запомнившийся класс?
- В гимназии № 1 в 1998 году я взяла первый класс, в котором мальчиков было в два раза больше, чем девочек. Это был очень дружный класс, причем дружили все: и дети, и родители. И даже после окончания начальной школы, когда детей распределили по направлениям, они все равно дружили. В 2008 году, после учебы в школе, все они поступили в очень престижные ВУЗы, но самое удивительное - дружат между собой до сих пор.
- Что бы Вы посоветовали тем молодым людям, которые выбрали для себя профессию учителя?
- Профессия учителя предполагает огромную ответственность. Сейчас сложилась такая тенденция, что из школы убирают пожилых, опытных учителей, а молодежь в школу не идет: и зарплата не та, и труда надо много приложить на подготовку к урокам, и нервы свои тратить не хочется. А у доски нельзя работать спустя рукава. Учитель - это призвание. Быть учителем - значит гореть, а не тлеть. Поэтому молодым специалистам, приходящим на работу в школу, хотелось бы посоветовать вырабатывать ответственность, учиться терпению, трудолюбию. Ну а главное пожелание - искренне любить свою работу.
Фото: Геннадий Алексеев
Ох, уж эти двоечники!
Как молиться о ребенке?
Верующий ребенок в обычной школе Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|