Автор: диакон Иоанн Иванов
Если икона - это молитва, выраженная через изображение, то в настоящее время только восточно-православное религиозное искусство можно назвать иконописью, а католическое, латинское, возникшее после разделения в Церкви в XI веке, - только живописью.
Икона родилась в первые века жизни Церкви, и ее живописный язык окончательно сформировался к концу первого тысячелетия христианской эпохи. Задача традиционной православной иконы - являть в земном мире красоту и реальность мира Небесного Царства.
Византийская и древнерусская икона - символична и канонична. Католический же живописец остается в своих формах всегда более или менее натуралистичным. В Западной Церкви древний иконографический язык оказался забытым, и художники Западной Европы были в значительной степени вольны давать свою художественную интерпретацию ветхозаветным и христианским сюжетам. Постепенно такая религиозная живопись все дальше отходила от собственно иконописи и создавала то, что называется картинами на религиозные темы. Картина - средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные общественные умонастроения. Икона - средство для общения с Богом и Его святыми.
Однако стоит заметить, что ряд католических икон почитается и в православии, равно как и в католическом мире есть особо почитаемые православные иконы.
Икона Божией Матери "Умиление"
Так, например, прп. Серафим Саровский молился перед иконой "Умиление Серафимо-Дивеевская", которая является изводом (вариантом) Виленской-Остробрамской иконы, находящейся у католиков, но восходящей к древнему времени православия на литовских землях.
Виленская-Остробрамская икона
Хотя эта икона написана явно под западным влиянием, она со времен прп. Серафима Саровского стала широко известной и в православии. Или икона "Гефсиманское моление" - она тоже написана в католической традиции, но ее почитают и в православии. Среди католиков же очень почитаемы Казанская, Владимирская иконы Божией Матери и др.
Казанская икона Божией Матери
С практической (внешней) стороны разницу между иконами определить может любой человек. Нимб (условное обозначение сияния вокруг головы изображений Христа, Богоматери и святых, символизирующее их святость) в католической традиции представляет собой изображенный в перспективе круглый плоский предмет, как бы висящий над головой. В восточно-православной традиции нимбы описывают вокруг головы круг, свечение, сияние в виде круга. Такие нимбы представляют собой нечто неразрывно связанное с фигурой. Нимб "католический" - это венец святости, данный святому в качестве награды, как бы приложенный, а нимб "православный" - венец святости, рожденный изнутри. Другими словами, "католический" нимб - это корона, данная праведнику за его труды, "православный" нимб - свет Божественной славы, который родился внутри святого, и этот Божественный свет составляет единое целое с преображенной плотью святого.
Клинская икона Божией Матери Автор: Ольга Тишкова История появления Клинской иконы весьма загадочна. Существует народное предание, что икона была написана за одну ночь неизвестным художником в зале ожидания железнодорожного вокзала в Клину. Это было накануне крушения поезда, в котором ехал император Александр III с наследником престола царевичем Николаем и всей своей семьей. Неизвестный художник просил людей в эту ночь молиться перед иконой. Как известно, после крушения поезда семья императора осталась жива. А иконописца с тех пор никто не видел
Иконы Божией Матери Автор: Протоиерей Борис Балашов Реалистическая живопись и фотопортреты запечатлевают определенные моменты из нашей земной жизни. Традиционная православная икона ставит совершенно иные цели: через живописный образ явить свет Царства Вечной Божией Любви, в котором нет ни тени зла и греха, но всё сияет святостью и совершенством.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|