Автор: протоиерей Борис Балашов
В первое воскресенье Великого Поста Святая Православная Христова Церковь празднует «Торжество Православия». На первый взгляд, этот праздник может показаться абсурдным. Какое «Торжество Православия» мы в настоящее время можем праздновать? Большое количество храмов находятся в разоренном и руинированном состоянии. Православная Россия потеряла 90% своих православных святынь – икон, которые создавались столетиями. Громадное количество людей, предки которых тысячу лет жили в Православии, не имеют и не хотят иметь никакого понятия о вере, не только не знают заповедей Божиих и молитв, но и не умеют даже перекреститься. Со страниц современной прессы и голубых экранов проповедуются разврат, насилие, убийство и служение «золотому тельцу».
За два тысячелетия своей истории Церковь пережила множество кровавых гонений и ересей, искажавших саму суть Христова Евангелия. В какие-то моменты казалось, что правая вера во Христа уже умерла, так как оставалось только небольшое количество людей, хранивших ее неповрежденной. Но тем не менее, истинная вера выживала и снова крепла и умножалась. Только живой и жизнеспособный организм способен выживать во всяких экстремальных ситуациях. Таким и является Богочеловеческий организм – Церковь Христова. Как общество, она состоит из людей. Любые человеческие общества, как свидетельствует история, рано или поздно разлагаются и разваливаются. Почему же просуществовала два тысячелетия и живет доныне Церковь?
Причина в том, что один из членов этой Церкви – Человек, Который является воплотившимся, то есть принявшим человеческую природу, Богом. Он – Богочеловек Иисус Христос – Глава и Член этого живого организма Церкви. Им и через Него Церковь живет, растет и существует. Как Бог Иисус Христос непобедим, поэтому в принципе непобедима и Его Церковь.
Как бы человек не хотел быть верным своему Спасителю, сколько бы не напрягал свою волю, он бывает легко побеждаем, если не Сам Господь дает ему силу, если не благодать Божия будет сражаться за него. Торжество Православия – это победа Божия в немощи человеческой, над нами и в нас, среди нас уже в течение прошедших двух тысячелетий.
Праздник Торжества Православия был установлен в IX веке, когда в Церкви была одержана духовная победа над разрушительной ересью иконоборчества.
В принципе иконоборцы не отрицали возможности существования в храмах изображений на евангельские и иные темы. Отрицалась сама возможность поклонения иконам, то есть признавалась возможность художественного творчества в религиозной сфере, допускалась возможность живописными изображениями рассказывать о священных событиях, но не более. Церковь же утверждала иное. Она смотрела на икону, как на видимый образ Невидимого Бога, Который воплотился и стал видимым Человеком. Икона – это утверждение истины подлинности и реальности воплощения Бога. Ведь Иисус Христос в видимом и осязаемом Человеке открыл людям Бога.
После Пятидесятницы родилась Христова Церковь. Благодатью Святого Духа Церковь в душах уверовавших писала образы Христа. Так Церковь создавала свои первые живые иконы – образы Христовы в сердцах человеческих. Через Своих апостолов и других членов Своей Церкви Иисус Христос в разных народах и странах стал создавать такие образы в душах вчерашних язычников и безбожников.
Через своих членов: апостолов и евангелистов – Церковь создала свою истинную словесную икону: Священное Писание – Евангелие. Оно через придуманные людьми буквы в словах открывает нам Бога. И эти иконы можно создавать на разных языках и разными системами письма: буквами, иероглифами. И именно сама Православная Церковь, а не чуждые ей филологи и переводчики, может эти образы создавать на разных языках. Может потому, что Она знает Христа, живет с Ним и в Нем. И именно поэтому Церковь способна созидать истинные образы Христовы через благодатных проповедников и песнописцев.
Но Бог стал описуемым именно потому, что Он воплотился. Поэтому Церковь может создавать человеческим художественным языком красок Его живописные образы.
Их истинность не только в высоком художественном творчестве, но и в действии благодати Святого Духа через душу и руки христианина-иконописца.
Иконы, созданные внутри Православной Церкви ее членами открывают истину, являют правдивые образы Богочеловека, Богоматери и святых. Эти образы во время молитвы христиан становятся «окошками» в мир Славы Божией, помогают людям общаться с Богом и «горним миром».
Торжество Православия в том еще и состоит, что Церковь Христова живет в единении со Своим Главой Иисусом Христом и может создавать Его правдивые образы и в душах, и буквами на бумаге, и красками на досках и церковных стенах. Церковь учит, что «честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу». Мы не раскрашенную доску целуем, а образы Христа, Богоматери и святых. Так же и на воскресной всенощной после чтения Евангелия верующие с благоговением прикладываются к Евангелию, лежащему на аналое посреди храма, как к словесной иконе Христовой.
Все эти словесные и живописные иконы, образы Христовы, Православная Церковь использует для того, чтобы в сердцах Своих членов живописать подлинный образ Господа нашего Иисуса Христа.
Торжество Православия проявляется в том, что Христова Православная Церковь знает Христа и способна созидать Его, а значит – совершать спасение членов Церкви и вводить в жизнь Церкви тех, кто ищет истину и бессмертие.
Из книги протоиерея Бориса Балашова "На камне или на песке", с. 224–227 (Издательство "Христианская жизнь", 2009 г.).
Торжество Православия (из книги В. А. Никифорова-Волгина "Родные огни")
Торжество Православия. Митрополит Сурожский (Антоний)
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|