Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Толкование Псалтири. Псалом III
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 22.11.2024, 08:04 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Толкование Псалтири. Псалом III

Автор: Священник Димитрий Румянцев



На церковно - славянском языке

На русском языке
(перевод П.Юнгерова)

На русском языке (синодальный перевод)

Псало́м Дави́ду, внегда́ отбега́ше от лица́ Авессало́ма, сы́на своего́.Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми? Мно́зи востаю́т на мя, мно́зи глаго́лют души́ мое́й: несть спасе́нияeму́ в Бо́зе eго́. Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, сла́ва моя́ и вознося́й главу́ мою́. Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́яСвоея́. Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя. Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя. Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́леси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зу́бы гре́шников сокруши́л еси́. Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние Твое́.

Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего. Господи! Как умножились гонители мои! Многие восстают на меня. Многие говорят душе моей: «нет спасения ему в Боге его». Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим ко Господу я воззвал, и Он услышал меня от горы святой Своей. Я уснул, спал и восстал, ибо Господь защитит меня. Не убоюсь множества людей, кругом нападающих на меня. Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой! Ибо Ты поразил всех, напрасно враждующих против меня, зубы грешников сокрушил. От Господа спасение, и на народе Твоем благословение Твое.

Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего. Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге». Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

В толковании псалмов христианскими авторами ясно виден важнейший экзегетический принцип: прообразовательное значение священного текста. Так, будучи написаны в определенном историческом контексте, строки Библии пророчески возвещают новозаветные события и далее, уже более аллегорически, отражают различные состояния души человека. В псалмах, отражающих некую историческую действительность, христианские авторы усматривали пророчества о событиях Нового Завета, а в происходящем с Давидом могли видеть разные ситуации из жизни Иисуса Христа. Но истолкование не ограничивалось земной жизнью Спасителя. Даже более актуальным оказывался либо нравоучительный вывод из библейских строк, либо поиск вечного значения псалма, подходящего всем и всегда, отражающего важнейшие духовные движения человека. Третий псалом звучит на каждой Утрени в составе Шестопсалмия, отражая чувство брошенности и уязвимости человека, главная надежда которого может быть только на Бога: «Господне есть спасение». «Он приличествует не Давиду только одному, а и всякому подвергающемуся нападениям от врагов видимых и невидимых» (ЕвфимийЗигабен).

Как говорится в надписании третьего псалма (Псалом Давиду, внегдаотбегаше от Авессалома сына своего), он был составлен в связи с бегством царя Давида во время захвата власти его сыном Авессаломом (2 Цар. 15–18)1. Будучи гоним со стороны самого близкого человека, зная о предательстве Ахитофела — одного из своих приближенных, Давид воззвал к Господу, одновременно прообразуя отвержение Христа Израилем (который в Библии именуется сыном Божиим), предательство Иуды, страдание и воскресение Иисуса Христа2.

Историческое объяснение псалма имеет вместе и нравственное приложение. Давид был наказан за свое преступление: он разбил чужую семью — отправил Урию на смерть, а сам женился на его жене Вирсавии. От IV—V вв. до нас дошел текст под именем свт. Иоанна Златоуста, приписываемый ныне Астерию (IV–V? вв.), в котором содержится сугубо нравственное толкование псалма и утверждается, что «домашние бедствия суть плоды грехов». «Блаженный Давид в настоящем псалме имел целью научить добродетельной и целомудренной жизни, никогда не делать зла и не презирать законов Божиих, чтобы согрешивший не потерпел того же, что потерпел он сам. Давид бежал от сына своего, потому что удалился от чистоты; бежал от сына, потому что нарушил целомудренное супружество; бежал от сына, потому что убежал от закона Божия, который говорит: Не убий, не прелюбы сотвори (Исх. 20:13)… Многие ведь и ныне ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной от слуги, — и каждый мучится, досадует, сражается, при-чиняет войну и поражается войною; но никто не думает, рассуждая сам в себе, что если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы, — если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его»3.

Блж. Иероним говорит, что псалом можно отнести к Давиду или ко Христу, а через Него ко всем святым4. Вообще западные толкователи чаще подчеркивают связь псалмов с жизнью Иисуса Христа. В особенности 6-й стих (Аз уснух и спах, востах) получил христологическое объяснение, как возвещающий смерть и воскресение Христа. Так, блж. Августин говорит: «Не умолчали пророчества псалмов и о воскресении Его. Ибо о чем другом поется в псалме третьем от лица Его: „Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня“ (Пс. 3:6)? Разве кто-нибудь окажется до такой степени потерявшим здравый смысл, что подумает, будто пророк хотел представить нам как нечто великое то, что он уснет и встанет, если под сном этим не разумелась смерть, а под пробуждением — воскресение, которое в таких выражениях надлежало предвозвестить о Христе?» (О граде Божием 17, 18). Среди восточных это место находит похожее понимание. Так, Давид «научает, чем решится общая тягота человеческих бедствий, и при внезапном озарении Духом наученный таинству страдания Господня, приемлет на себя самое лице Владыки и говорит: «Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя» (Пс. 3:6). (Свт. Григорий Нисский. О надписании псалмов. 2, 10.)

Однако более распространенным подходом к восприятию третьего псалма стал поиск духовного смысла, актуального вне временных событий библейской истории. Толкователей часто привлекало соотнесение псалмов с внутренней жизнью души, отражение в них многообразного духовного мира. Свт. Афанасий говорит, «что псалмы для поющего их служат как бы зеркалом; в них познает он движения души своей… И слушающий читающего принимает псалом за песнопение о нем самом… И всякий, когда поет третий псалом, взирая на собственные скорби, заключающиеся во псалме слова почитает как бы своими»5. «Если гоним ты своими и много восстающих на тебя, — то говори третий псалом«6. Такой подход делает псалом более универсальным, применимым в любое время, отражающим вечные законы духовной жизни. Так, борьба с врагом, невидимая духовная брань — неизменный спутник человека на протяжении всей жизни.

Восточные толкователи в поисках вечного смысла Священного Писания более склонны относить содержание псалмов к внутренним движениям души. В особенности это ярко видно в комментарии на третий псалом свт. Григория Нисского: „Так первый псалом удалил человека от сродства со злом, второй, предвозвестив явление Господа во плоти и показав, что блаженство наше — упование на Него, указал, к кому должны мы прилепиться. Третий псалом предвещает предстоящее тебе от врага искушение, так что тебя, помазанного уже на царство за веру и соцарствующего с истинным Помазанником, намеревается свергнуть с сего достоинства не кто-либо внешний, но тот, кто от тебя самого происходит. Ибо не со стороны заимствованную имеет над нами силу неприятель, и не бываем мы свергнуты с своего достоинства кем другим, если сами при тяжких муках не соделаемся отцами злого порождении…“ Такое духовное толкование далее переходит у свт. Григория в аллегорию, иносказание, загадку: поскольку в первых псалмах не укреплены еще наши силы к борьбе, чтобы при нападениях противника лицом к лицу вступить с ним в битву; то слово показало боримым, что не маловажно для безопасности избегать нашествия подобного врага, примером из надписания, научая тебя, что, когда родится у тебя Авессалом, власатый пороками братоубийца, вознеистовавший на честный твой брак и на ложе нескверное; тогда бегай, как говорит Господь, из города в город (Мф. 10:23). Ибо бегством от лица такого сына — Авессалома, тому, кто собрал свои силы при помощи древа, привязавшего к себе лукавые власы Авессаломовы, можно тремя стрелами умертвить врага… стрела сия есть живое Слово Господне, острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4:12), слово же есть Христос; и в сем имени исповедуется таинство Троицы. В Нем познаем и Помазанного, и Помазавшего, и Того, Кем помазан». (О надписании псалмов. 2, 11.) Так, в этом случае мы уже сталкиваемся с крайностями аллегорического метода, усвоенного свт. Григорием, вероятно, от Оригена.

Теперь обратим внимание на некоторые детали.

Несколько неожиданным кажется надписание третьего псалма. Этот псалом — один из первых, а события, связанные с восстанием Авессалома, имели место далеко не в начале жизненного пути царя Давида и уж точно, например, после повода и написания псалма 50-го. В связи с этим рассмотрим один из общих вопросов псалтири, а именно последовательность псалмов, обратим внимание на их порядок. Они идут один за другим не в порядке исторических событий и, очевидно, не в порядке их написания. Но вряд ли можно говорить о случайном и беспорядочном расположении псалмов в этом древнем священном сборнике. На определенном порядке псалмов особо останавливается и свт. Григорий Нисский, он говорит о цели, которую преследует данный порядок: «иной основательно спросит и о том, почему порядок псалмопения не согласен с последовательностью истории. Ибо, если кто обратит вниманье на расстояние времени, в которое продолжалась жизнь Давида, и на последовательность событий, то не найдет, чтобы расположение псалмов согласовалось с порядком истории. Поэтому, обращаясь к первой цели нашего слова, скажем, что ни о чем этом не было заботы у нашего Учителя; а Учителем, думаю, должно наименовать Духа Святого, как говорит Господь: Тот научит вас всему (Ин. 14:26). Итак, Сим руководителем и наставником душ признается делом второстепенным все иное, попечение же у Него только о том, чтобы спасти блуждающих в суете жизни и привлечь к жизни истинной. Ибо для всякого дела, совершаемого с какою-либо целью, есть некий естественный и необходимый порядок, при котором последовательно с успехом исполняется желаемое… В первом отделе псалмопения отлучены мы от порочной жизни, а в следующих отделах непрерывною последовательностью уподобление доведено до совершенства. Поэтому порядок псалмов строен, потому что, как сказано, Духу желательно научить нас не простой истории, но души наши образовать добродетелью по Богу, как требует сего последовательное уразумение написанного в псалмах, а не какое нужно в исторической последовательности». (О надписании псалмов 2, 11.) Церковное употребление псалтири предполагает регулярное прочитывание всей книги подряд по порядку с известной периодичностью (один или два раза в неделю). Один ученый библеист так сформулировал мысль о важности последовательного чтения псалмов в данном в Библии порядке: «Полагаю, что Псалтырь действительно имеет определенный порядок, который сегодня вновь стараются открыть экзегеты, и этот порядок надо уважать. Имеется, как говорили отцы церкви, consequential между одним псалмом и другим, последовательное сцепление терминов и мотивов, которое обязывает и читателя к последовательности, к непрерывности чтения, становящегося некоей чередой (по-гречески аколуфиа). Через чтение сверху донизу всех давидовых псалмов в нас реализуется подлинный мессианский опыт, опыт следования за Мессией»7.

Характерной фигурой речи, отражающей особенности еврейского текста Библии, является следующий гебраизм в 5-м стихе: гласом моим ко Господу воззвах. Понятно, что взывать можно только гласом, но такое, вроде бы излишнее, повторение придает тексту особую поэтику, выразительность и усиление. Господь слышит Давида «от горы святыяСвоея», т. е. Сиона, как места особенного благодатного Своего присутствия.

Примечательно по своей выразительности выражение: «зубы грешников сокрушил еси» (Пс. 3:8). В Объяснении на псалмы свт. Афанасия приводится следующее объяснение: «Зубами же грешников называет или крепость согрешающих против него, или злословие их и хулы». Затем там же следует другое объяснение, приписываемое ныне Евагрию Понтийскому: «зубы грешников — бессловесные (или неразумные) помыслы, приходящие к нам по природе, пользуясь которыми наши враги часто приближаются к нам, чтобы снести плоти наша (Пс. 26:2), то есть рождающееся из плоти: явлена же суть дела плотская (Гал. 5:19), как говорит божественный апостол»8.Блж. Феодорит в своем Объяснении Псалтири так поясняет образ зубов: «лишил их всей крепости; образ выражения заимствован от зверей, которые, если лишены зубов, нимало не опасны и удобно одолеваются».

Священник Димитрий Румянцев,
магистр богословия


Источник: www.mepar.ru
Фото:
www.ganinayama.ru

  1. Блж. ФеодоритКирский замечает, что «по причине принесенного им теплого покаяния воздействовал в нем тогда Божий Дух».
  2. «В высшем пророческом смысле в псалме слышен глас Господа нашего Иисуса Христа к Богу Отцу во время Крестных страданий». Миллер Т. А. Комментарии // Учебная Псалтирь с параллельным переводом на русский язык. М., 2011. С. 661.
  3. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. — М.: Спасское братство, 2013. С. 8.
  4. Psalms 1–50. Edited by Craig A. Blaising and Carmen S. Hardin. Ancient Christian commentary on Scripture. OldTestament VII. 2008. P. 19.
  5. Послание к Марцеллину, 12.
  6. Там же, 15.
  7. Мелло А. Божья любовь в псалмах. М.: ББИ, 2014. С. 4–5. Ср. строки Д.Бонхёфера: «нельзя выбирать отдельные псалмы по своему вкусу, этим мы бесчестим библейский молитвенник и ведем себя так, будто мы лучше Самого Бога знаем, о чем нам следует молиться» (Бонхёффер Д. Псалтирь — библейский молитвенник. О душепопечении. М., 2006. С. 28). Речь идет не о том, чтобы не использовать отдельные псалмы, а о том, чтобы не пренебрегать остальными, как бы к нам не относящимися.
  8. Scholia in Psalmos. См.: PG 12, 1132. В Патрологии Миня эти строки находятся в произведениях Оригена.


Толкование Псалтири. Псалом I
Автор: священник Димитрий Румянцев
Русский, синодальный, перевод Псалтири, находящейся в составе Священного Писания Ветхого Завета, выполнен в отличие от церковно-славянской Псалтири по еврейскому тексту Библии, поэтому при сопоставлении его с богослужебной Псалтирью встречаются известные несоответствия, и он не способен до конца прояснить многих трудных мест



Толкование Псалтири. Псалом II
Автор: священник Димитрий Румянцев
Важным термином второго псалма является слово «Помазанник», оставленное в церковнославянском тексте без перевода — «Христос». Имея в виду долгую историю христологического понимания этого псалма, такой перевод не представляется натяжкой. Само ветхозаветное понимание помазанничества имело мессианское значение, будучи прилагаемо к царям, пророкам и священникам




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (20.10.2016) | Автор: Священник Димитрий Румянцев
Просмотров: 2253
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz