Автор: протоиерей Борис Балашов
Пост – это тоже праздник. Не в том смысле, что мы в это время веселимся, а в силу того, что можем оторваться от обычного времяпрепровождения и вести иной образ жизни. К сожалению, в связи с духовным упадком и полным незнанием своей веры, люди сейчас зачастую весь пост сводят к ограничениям в еде. Это, конечно, уже не пост, а просто диета. Многие на исповеди каются в нарушении режима питания, а правильно ли они живут по Божьим меркам, совсем не задумываются.
Диета тоже имеет право на существование, но если мы вспомним о том, какой смысл в понятие «пост» заложено в Библии, даже в Ветхом Завете, мы поймём, что смысл этих дней совсем в другом. Посту посвящена пятьдесят восьмая глава Книги пророка Исаии, написанная за восемь веков до Рождества Христова, и в ней нет о еде ни одного слова! Прочтем из неё отрывок:
Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву – на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнёт голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днём, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетённых отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Ис. 58:1–8).
Исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других – вроде мы и постимся, а исполнения воли Божьей не ищем, живем своими эгоистическими интересами и создаем трудности для других людей. Можно даже ничего не есть, но продолжать ссориться, выяснять отношения и думать, что это пост. Это же языческий пост, а не пост истинного Бога! Таков ли тот пост, который Я избрал? – от имени Бога вопрошает пророк Исаия. Нет, он иной! Господь каждого призывает начать с себя: простить долги и разделить хлеб с голодным, помочь нуждающимся, поддержать унывающих.
Пост выражается в особом образе жизни, когда человек ставит своей целью усердно исполнять волю Божью, творить дела милосердия и исправлять свои грехи и ошибки. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твоё скоро возрастёт, и правда твоя пойдёт пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя (Ис. 58:9). Вот, о чём говорит Библия, Ветхий Завет. Так мы и до этого ещё не доросли, что же говорить про Новый Завет.
Пост – это время усиленного исполнения воли Божьей, борьбы со своими страстями, настоящего смирения, чтобы хоть как-то духовная жизнь в нас могла пробиваться, происходило подлинное соединение с Богом. А всё, что касается питания, решается индивидуально – по мере сил и возможностей, по этим вопросам всегда можно посоветоваться со священником.
Как, например, благословлял питаться семинаристов Патриарх Алексий I (Симанский)? Первая неделя Великого Поста, Крестопоклонная и Страстная недели – без рыбы, прочие – с рыбой, за исключением среды и пятницы. Это ослабленный, вполне посильный для большинства людей режим питания. Будем же помнить, что христианский пост должен иметь духовно-нравственное содержание. Это не только воздержание от еды, но и богоугодный образ жизни!
"Великопостный образ жизни, быт"
"Постимся постом приятным"
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|