Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Свобода быть со Христом
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 23.11.2024, 11:11 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Свобода быть со Христом

В Великий Четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками, на которой было установлено Таинство Причащения. Предлагаем вашему вниманию беседу с клириком Скорбященского храма г. Клина протоиереем Александром Союзовым об этом главном Таинстве нашей веры.

– Когда мы говорим о Тайной Вечере, часто вспоминаем одноименную роспись Леонардо да Винчи. Все участники трапезы изображены по одну сторону стола, чтобы были видны их лица. Мы склонны навешивать ярлыки, но здесь Иуда показан как человек, переживающий духовный кризис. Что же происходило в его душе?

– Иуда, по сути, выражал мысли всех апостолов, которые следовали за Христом в Иерусалим: в первую очередь они видели в Нём Владыку, Царя, точнее, кандидата на престол иудейский, который свергнет иго оккупантов, в результате чего иудейский народ заживёт наконец счастливо. Не случайно апостолы спорят, кому сесть справа от Христа, кому – слева, размышляют, какой пост при царском дворе они смогут занять. Мы знаем, что Иуда был казначеем, Иоанн Богослов называет его ещё и вором, видимо, это был известный апостолам факт. Однако Христос не собирался стать царьком иудейским, и это смущает апостолов. Возможно, Иуда своим предательством хотел побудить Христа к действиям. И Леонардо изображает его – Иуды – переживания: ведь если бы ему полностью был безразличен Учитель, вряд ли бы он потом пошёл возвращать первосвященникам деньги, полученные за Христа.

Всегда проще навешивать ярлыки, но, если вернуться к картине Леонардо, есть предание о том, что и Христос, и Иуда были написаны с одного и того же человека, только с разницей в три года. В западном мире в эпоху Возрождения иконопись уже трансформировалась в религиозную живопись. Художники писали «портреты» святых либо с натуры заказчика, либо находили благовидных, благочестивых людей. Так, по преданию, певчий, с которого был написан лик Христа, спустя три года был найден на улице спившимся, и на основе этого портрета уже создавался образ Иуды.

– Очень непросто выбрать Христа, когда вопрос действительно насущный, мне кажется, даже подсознательно большинство из нас надеется, что раз мы со Христом, всё и в этой жизни будет хорошо. А Господь говорит о другом. Многие ли решатся пострадать за Христа, если будет возможность прожить земную жизнь счастливо, в покое и достатке? Фактически, перед таким выбором стояли апостолы.

– Думаю, нельзя так ставить вопрос, потому что нельзя загадывать, как мы поведём себя в той или иной ситуации. Мы можем приобретать навык жизни с Богом, как сказано в Евангелии «верный в мелочах будет верным и в большом». Так,  1917-й и последующие годы многих христиан и в первую очередь священнослужителей радикально развернули от личного благополучия к мученичеству. Думаю, эти святые не задумывались, как они себя поведут, это мера взросления. Как с тем разбойником на кресте, который находился по правую сторону: он никогда не стал бы святым, если бы не случилась жизненная катастрофа, которая поставила вопрос ребром, и на грани предельного выбора человек избрал правильный путь. Потому что умирать всё равно придётся, но вопрос в том, ради чего. Можно пожить предателем ещё лет двадцать-тридцать, просто доживая свою жизнь, либо сделать выбор в пользу Христа и стать святым.

– Предательство Христа – то, что каждый из нас делает по сути, постоянно, мы все распинаем Его своими грехами. Но чаще вместо личного покаяния осуждаем другого?

– Это происходит  потому, что человек забыл о своём предназначении. Человек создавался, чтобы войти в Троицу, стать стать одним из Них – богом. Но он заземлился грехопадением, утратил главный смысл своей жизни. Появились другие цели, может и необходимые, но не первостепенные – продолжение рода, стяжание материального достатка, чтобы обеспечить себя и своих близких, продление жизни, но главной целью жизни должна быть связь с Богом, обожение, то есть уподобление Ему. Если этого нет, все остальные цели начинают разваливаться. И вот, если человек не движется к этой главной цели, тогда он предаёт Христа, и та Жертва Христова (указанный Им путь преодоления тления и смерти), которая была совершена ради каждого из нас, становится бесполезной конкретно для тебя. Понятно, что люди, которые это понимают, стараются следовать за Христом, прилепляться к Нему, но опять же, свободный выбор Бог у нас не отнимает. У Иуды была возможность этого выбора и у нас он есть: остаться в животном состоянии или с Божией помощью преобразиться.

– Симеон Новый Богослов в числе тех, кому причащаться запрещено, упоминает «обидчиков, гордецов, завистников, злопамятливых...», то есть всех нас, но при условии, что люди «не плачут о грехах своих». А почему не смог покаяться Иуда и почему вообще человек оказывается неспособным к покаянию?

– Часто в этом контексте говорят о непростительных, то есть смертных грехах, совершив которые человек из этого состояния уже выйти не может, не способен покаяться. На самом деле Бог готов простить любого, и Иуду смог бы принять и простить. Покаяние – внутреннее состояние, оно становится возможным, если человек оказывается способным переменить настрой души, если он разворачивает ум ко Христу ("перемена ума" – дословный перевод греческого слова "метанойя", означающего "покаяние"). Разворот от греха ко Христу, а не "простите меня" понарошку. Прощения я попросил, а в душе ничего не изменилось. Не Бог тебя прощает, ты сам себя не можешь изменить, вот в чём проблема. Проблема "смертных грехов" в том, что человек укореняется в них глубоко и выйти из этого состояния ему бывает сложно.

– Наверное, для человека, находящегося в таком духовно тяжелом состоянии, главная причина нераскаянности – отсутствие веры в то, что Христос сможет помочь и захочет это сделать. Но Иуда, как вы сказали, вообще не мыслил такими категориями. А чем отличается поведение Петра?

– Это тоже предательство, но из малодушия.

– Возможно, это результат внутренней незрелости? Если бы Господь попросил его о помощи – другое дело. А ведь Пётр знает, что Учитель способен и бурю усмирить, понимает, что Ему ничего не стоит разогнать врагов одним движением мысли...

– Да, можно, конечно, говорить о том, что ещё не сошёл Дух Святой на апостолов, и о том, что ученики находились в смятении, не понимали, что происходит. Провокация, которую совершил Иуда, в надежде, что Христос наконец возглавит повстанческое движение, не удалась. Мы видим, что и у солдат, пришедших арестовывать Христа, было ожидание, что Он сейчас переломит ситуацию, помните, ведь они падают ниц. Перед каким преступником спецназ опускается на колени? И только после третьего раза Христа арестовывают, вяжут и уводят. Понимание, что Царство Его не от мира сего придёт позже. До последнего у людей была надежда, что всё-таки это царство будет на земле. Как и в наше время, мысли о вечности приходят в последнюю очередь. Но для нас главное в этой ситуации – не осудить Петра.

– Что значит причаститься недостойно, во осуждение?

– Ты причащаешься недостойно, когда отделения тебя от греха не происходит. На исповеди грех озвучил, а решимости не возвращаться к нему не набрался, покаяния по сути нет. Батюшка Серафим очень кратко и чётко обозначил: праведников отличает от грешников решимость больше не грешить. Грешат все, если не делами, то словами, если не словами, то мыслями – борьба с помыслами идёт до смертного одра. Но одно дело, когда человек живёт с этим и не пытается расстаться, и совсем другое, когда он пытается изменяться, просит помощи у Бога, принимает нравственные решения и выбирает "не грешить". Понятно, что такой человек во время Причастия получает благодать и соединяется с Богом, а если продолжает упорствовать, то остаётся в угнетённом состоянии. Что происходит? Грех, оставшийся в душе, встречается со Христом и выжигается часть души.

– Иногда люди путают "причаститься недостойно" и "я не достоин причащаться". Такой тупиковый законодательный подход: "Я не сделал того-то и того-то, а значит, причащаться не достоин" и в результате, причащаются редко. Но определение "Святые Дары" говорит о том, что это дар благодати Божией, и заслужить его в полной мере вообще не может никто...

– Да, потому что сама Евхаристия – взаимное дарение. Бог дарит себя людям, люди дарят себя Богу. Законодательный подход здесь неприемлем. Отношения с Богом – отношения с Отцом. Как любящий отец может и будет ставить правила своему ребёнку, но никогда своего ребёнка не бросит, даже, если он убежал очень далеко, как блудный сын, и всё равно будет переживать, искать его, и примет его, если тот захочет вернуться. Почему мы, например, не отпеваем самоубийц? Потому что душа человека находится в таком состоянии, что любое прикосновение к ней вызывает озлобление и раздражение. Человек, покусившийся на свою жизнь – самый главный дар, полученный от Бога и родителей – по сути, плюёт в их сторону, хотя может и не осознавать этого. Это состояние "кокона": "Не учите меня жить, я всё знаю!". Одиночество, отчаяние, озлобление как раз и приводят человека в состояние «непростительного» греха.

– Как часто нужно причащаться? В разные времена святые и Церковь давали разные ответы на этот вопрос.

– Всё зависит от того, насколько много времени человек может посвятить своему обожению. Если он свободен от других дел, то может причащаться хоть каждый день, но нужно помнить о том, что это очень высокое состояние души. Если ты живёшь в скиту или монастыре, ушёл от грубых грехов, и они остались на уровне помыслов, которые ты исповедуешь постоянно и борешься с ними, это реально. Но в нашем случае мы рекомендуем, в зависимости от возможностей и духовной потребности, причащаться раз в месяц, раз в две недели или каждую неделю. Это как на Светлой седмице: вот она – благодать, причащайся сколько хочешь, а все так устали, что Пасху дождались и расслабились. Тебе дали возможность всю неделю жить со Христом! А человек не всегда выдерживает такой накал, и остывание наступает буквально на второй-третий день. А с другой стороны, мы знаем святых, как например Мария Египетская, чьё имя будет вспоминаться Великим постом, которая за всю жизнь причастилась дважды – в начале и в конце духовного пути.

– Почему во время Великого поста литургия совершается на буднях в среду и пятницу?

– Как раз для тех, кому не хватает служб воскресных и субботних, чтобы поддержать человека в самые строгие дни поста, когда людям это укрепление особенно необходимо.

– Многие из последователей Христа пришли в недоумение, когда услышали, что кто не будет есть Плоти Его и пить Kрови Его, тот не получит вечной жизни. "Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать..." (Ин. 6:60). Как объяснить простым языком, в чём суть таинства Причащения?

– Не случайно многие отошли, соблазнившись, ведь для обычного человека это были действительно странные слова. В древнем мире существовали религии, практиковавшие человеческие жертвоприношения, даже с актами каннибализма, которые в некоторых отдалённых племенах есть и по сей день, поэтому недоумение понятно: "А что сейчас будет происходить?". Но разъяснение последовало на Тайной Вечере. Тайной – потому, что это был канун Страданий и Смерти Христа, и фактически иудеи охотились на Него, чтобы арестовать. И этот арест последует вскоре, потому что Иуда не только замыслил предательство, но уже получил заветный мешочек с серебряниками.

Христос подаёт ученикам не Свою кровь и плоть, а хлеб и вино, вкушая которые они соединяются в таинстве Причастия с Богом. И тут ставятся очень серьёзные вопросы: с чем соединялись ученики и с чем соединяемся мы? Понятно, что в отличие от учеников мы знаем: есть Личность Бога, а есть Природа Божественная. Человеческая природа во Христе была соединена с Его Божественной природой, в которой Отец, Сын и Дух Святой нераздельны. В Причастии Христос становится Проводником Божественной природы, но подаёт её, скрывая за видимыми веществами – хлебом и вином, чтобы не лишить человека свободы воли и выбора. Потому что если человек однажды увидит тот Огонь, которым он причащается, он автоматически перестанет быть свободным. По этой же причине Христос не становится планетарным Императором: если бы Он это сделал, люди пошли бы не за Ним, а за подающимися благами. А ведь важно, чтобы человек сам сделал выбор, без стимулирования чудесными событиями и знамениями. Причащаясь, человек соединяется с Божественной природой, и происходит обожение. Отсюда, если человек покаялся и причастился, эта лёгкость, радость, ликование, которые мы можем испытывать.

– Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор. 11:26). Это о том, что земная форма Вечери Господней получит завершение в вечности, по Втором Пришествии Христа?

– Именно завершение, потому что вечность наступает уже в момент Причастия, почему мы и говорим о необходимости причащаться регулярно. А как без этого обходиться? Мы не можем этого полноценно почувствовать, или ощущаем очень редко. Например, известно событие явления Духа Святого через Серафима Саровского Мотовилову, когда приоткрылась божественность святого, или евангельское событие Преображения, когда фаворский свет воссиял апостолам через Христа. Но опять же, всё это лишает нас свободы: мы как апостолы рухнем на колени перед Христом, потому что выдержать это сияние человеку нелегко.

– Вспоминается евангельский сюжет о срывании колосьев (Мф. 12:1-8), когда Иисус Христос с учениками в субботу идут засеянными полями, и ученики, взалкав, начинают срывать колосья и есть. Еще далеко – примерно год – до скорбных событий последних дней земной жизни Христа, и представляется сияние этого дня, радость и чувство свободы, которое их переполняет. И хотя неподалёку «в кустах» прячутся фарисеи, бродят как тени, ученики не испытывают страха, потому что понимают главное: они вместе со Христом! Какова символика этого отрывка?

– Самый главный его смысл – свобода от закона. В пример приводится ветхозаветный царь Давид, который тоже не должен был есть хлебы предложения, приготовленные в храме для Бога, но он ел сам и накормил своих воинов. Это свобода, но не в том смысле, в котором её понимает большинство из нас. Это свобода быть святым, быть со Христом. Не свобода творить, что хочу, а свобода выполнять замысел Божий вопреки всем рогатинам, кольям и палкам в колёсах, которые нам со всех сторон пытаются подсунуть.

– Мне кажется, большинство из нас находится в состоянии учеников, ведь в христианстве многие недавно. Как все ученики Христа, мы многого не понимаем, и как говорится в тропаре праздника Преображения, воспринимаем учение Христово и соединяемся с Ним в Причащении «якоже можаху», то есть «насколько способны воспринять», но мы идём за Ним...

– Есть такие мудрые слова: «Православие – рубаха навырост». Тебе даётся риза, до которой ты, естественно, ещё не дорос. Но она настолько красивая, сверкающая, что ты постарайся ей соответствовать! Стань святым!

 

Беседовала Юлия Павлюк

 


Вопросы священнику: исповедь и причастие
Зачем каяться в грешных мыслях?

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: jula (03.04.2022)
Просмотров: 485
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz