Автор: Михаил Молотников
10 ноября Церковь празднует память одного из самых образованных людей своего времени, выдающегося богослова, духовного писателя, проповедника, миссионера и просветителя.
Будущий святитель родился в 1651 году близ Киева в семье ратного сотника Саввы Туптало; в крещении получил имя Даниил. Мальчика в основном воспитывала мать – женщина глубоко верующая и добродетельная. Чтобы дать сыну хорошее образование, родители определили его в Киевское Братское училище, основанное митрополитом Петром Могилой (впоследствии на основе этого училища была сформирована Киевская Духовная академия).
В процессе обучения раскрылись незаурядные способности одаренного юноши. Он изучил несколько языков и ряд классических наук, творения святых отцов, старался как можно чаще бывать на богослужении, учился умной молитве.
В 1665 году поляки захватили Киев и сожгли Братскую обитель и училище. Даниил был вынужден возвратиться в родительский дом. Здесь он с усердием занимался самообразованием и постепенно утвердился в решении принять монашество. На восемнадцатом году жизни, получив родительское благословение, юноша отправился в Киевский Кириллов монастырь, где в 1668 году принял постриг с именем Димитрий. Молодого инока отличали пламенная ревность о Боге, смирение и скромность. В 1669 году Димитрий был возведен в сан иеродиакона, а в 1675 году – в сан иеромонаха. Видя духовные дарования о. Димитрия, черниговский архиепископ Лазарь определил его проповедовать при своей кафедре. Пламенные проповеди молодого священника обнаруживали в нём ревностного, образованного и чуткого пастыря.
В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, с большим успехом проповедуя слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. В 1681 году он был возведён в сан игумена и назначен сначала в Максаковский Преображенский, а затем в Батуринский Николаевский монастырь. В 1684 году его вызвали в Киево-Печерскую лавру. Настоятель ее, архимандрит Варлаам, зная высокий духовный настрой своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил о. Димитрию составление Четьих-Миней (Житий святых) на весь год. Так начался грандиозный двадцатилетний труд, потребовавший огромного напряжения сил по сбору и обработке множество различных источников.
В 1686 году по благословению митрополита Гедеона игумен Димитрий снова возглавил Батуринский Николаевский монастырь, затем – еще ряд обителей. В 1697 году его возвели в сан архимандрита и назначили в Елецкую Черниговскую обитель, с 1699 года – в Спасский монастырь Новгорода-Северского. В 1701 году его вызвали в Москву, где он встретился с государем Петром I и в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в Тобольск. Царю был нужен человек праведной жизни, который смог бы стать просветителем язычников. Вскоре из-за слабого здоровья святителя перевели в Ростов Великий (Ярославский). С 1 марта 1702 года он стал жить в этом городе, много сил отдавая церковно-литературным трудам. Владыка неустанно заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, старообрядческим расколом, основал славяно-греческое училище, в котором сам и преподавал.
В 1705 году святитель Димитрий был вызван в Москву, где в течение двух лет занимался просветительской деятельностью, проповедовал, боролся с сектантскими движениями. В 1707 году он вернулся в Ростов. За три дня до своей кончины служил в храме, но на проповедь сил уже не было. Утром 28 октября 1709 года его нашли молитвенно стоящим на коленях, но уже бездыханным.
Святитель был погребен в любимом им ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, где и сейчас почивают его мощи. Их обрели нетленными в 1752 году, а в 1757 году состоялась общероссийская канонизация святителя.
Императрица Елизавета повелела изготовить для мощей святого серебряную раку. Однако на торжествах в 1763 году по случаю переложения их в новую раку присутствовала уже Екатерина II. В 1760 году в честь святителя была названа только что основанная крепость святого Димитрия Ростовского, ставшая основой Ростова-на-Дону. В 1999 году в этом городе перед кафедральным собором был установлен памятник святителю.
Четьи-Минеи – главный литературный труд святого Димитрия – содержали 664 жития святых. Он выдержал множество изданий и стал самым любимым житийным сборником в России, который, после Евангелия, имел огромное влияние на русское общество. Язык и сюжеты «Житий» получили высокую оценку многих классических русских писателей XVIII–XX веков. Ф. М. Достоевский писал: «По всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются… Я сам в детстве слышал такие рассказы… Слышал я потом эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное».
Помимо «Житий святых» святитель Димитрий оставил после себя множество поучений, проповедей, молитв, стихотворений, песен. Пьесы Димитрия Ростовского «Рождественская драма» («Ростовское действо») и «Успенская драма» исполняются и по сей день. Им составлены летописи «О славянском народе» и незаконченная «От начала миробытия до Рождества Христова». Среди наиболее известных трудов святителя можно назвать «Алфавит духовный» (поучения и увещания к исполнению заповедей Господних, расположенные в алфавитном порядке), «Руно орошенное» (о почитании Богородицы и Ее икон), «Апология» («Разговор утешающего со скорбящим»), «Краткий катехизис» («с вопросами и ответами о вере зело полезный»).
Академик Д.С. Лихачёв считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы». В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой аскетической, нестяжательной жизни, примером доброго и любвеобильного пастыря.
Память святителя празднуется 21 сентября (4 октября) в день обретения мощей, 28 октября (10 ноября) в день преставления, 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня (23 июня) в Соборе Сибирских святых.
Святыни древнего Ростова
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|