Автор: В.И. Коцюба, преподаватель воскресной школы Казанского храма г. Павловский Посад
В 2018 году Русская Православная Церковь воспоминает столетие начала гонений на Церковь со стороны безбожной большевистской власти.
Первым из архипастырей принял мученическую смерть за Христа священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России»1 – эти слова митрополит Владимир произнес за полтора месяца до своей мученической кончины, последовавшей 25 января (7 февраля) 1918 г.
В истории Русской Православной Церкви митрополит Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) был единственным иерархом, который за время своего архиерейского служения последовательно занимал все три главные российские митрополичьи кафедры – Московскую, Петербургскую и Киевскую. С 1898 по 1912 гг. священномученик Владимир занимал Московскую кафедру и, таким образом, большую часть своего епископского служения провел на Московской земле. Во всех местах своей архипастырской деятельности, в Самаре, в Грузии, в Москве священномученик Владимир уделял большое внимание воспитанию детей и юношества. В годы Первой мировой войны, незадолго до начала страшных революционных потрясений и бедствий гражданской войны в России, в московском журнале «Голос Церкви», издававшемся Чудовым монастырем, вышел ряд статей митрополита Владимира, посвященных воспитанию детей. Почему Владыка в военное время обратился к данной теме, красноречиво свидетельствуют первые строки его начальной статьи «О причинах дурного воспитания в наше время»: «Недостаток доброго религиозно-нравственного воспитания нашего юнейшего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым во что бы то ни стало нужно бороться, в противном случае человечество неминуемо дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения»2. Эти слова священномученика Владимира показывают, что именно в неправильном воспитании детей он видел главный источник социальных и политических бедствий, постигающих всякое общество, когда в повзрослевших детях начинают проявляться горькие плоды такого воспитания. Потому святитель почел своим пастырским долгом обратиться со словом назидания, увещания и предостережения прежде всего к родителям и ко всем, от кого зависит воспитание детей.
О причинах нравственной испорченности детей
«В наше время отовсюду несутся жалобы на то, что большая часть нашего юношества дурно воспитана. Сами родители нередко жалуются на неблаговоспитанность своих детей» – так начал митрополит Владимир свое слово о воспитании. Но как для лечения болезни в первую очередь нужно постараться понять ее причину, так и для исправления невоспитанности молодого поколения, надлежит уяснить основную причину этой невоспитанности. И священномученик Владимир сразу прямо и ясно отвечал на этот вопрос: «родители виноваты более всего в том, что их дети дурно воспитаны». Но поскольку далеко не все родители, как тогда, так и в наше время, готовы согласиться с таким суждением, святой предлагал таким родителям задаться вопросом: а кто же виноват в дурной воспитанности их детей? И далее священномученик Владимир последовательно разбирал различные варианты ответа на этот вопрос.
1) «Может быть, вы хотели бы в данном случае свалить все на Бога и Ему приписать эту вину? Но разве не для того Бог Отец еще в раю узаконил нерасторжимость брака, чтобы дать возможность родителям лучше исполнить свою обязанность по отношению к воспитанию своих детей? Не для того ли Сын Божий Иисус Христос возвысил брак на степень Таинства и запечатлел его благословением Своей Церкви, дабы у вступающих в брак не было недостатка в необходимой благодати и помощи свыше при выполнении ими обязанностей брачного состояния, между которыми самая важная именно воспитание детей? А Дух Святой не для того ли очистил и освятил души ваших детей еще во Святом Крещении, дабы ослабить дурные влечения их сердца и сделать его способным ко всему доброму и благому, так что вам остается только продолжать то, для чего Он Сам уже положил основание и приготовил почву, сделав ее достаточно восприимчивою?» Этими словами священномученик показывал, что никак нельзя роптать на Бога, что дети не такие, какими должны быть. Таинства Церкви и родителям, и детям дают благодатные силы, одним – для доброго воспитания, другим – для его усвоения. Далее дело за родителями, и Господь спросит с них, как они выполняли это дело. Священномученик Владимир приводил слова Господа из книги пророка Исаии, обращенные к жителям Иерусалима: Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? (Ис. 5:4). Архипастырь пояснял, что под «добрыми гроздами» подразумеваются добрые дети, а под «дикими ягодами» – дурно воспитанные.
2) Следующее обвинение довольно часто можно услышать и в наши дни. «Но, может быть, в дурном воспитании ваших детей виноваты пастыри и учители, призванные вместе с вами на это дело?» – обращается к родителям митрополит Владимир и отвечает словами древнего римского ритора Квинтиллиана: «Дети не из школы впервые выносят дурные привычки, но они приносят их с собою в школу. Они перенимают их обыкновенно у своих родителей, которые подают им дурной пример. Здесь они видят и слышат ежедневно такие вещи, с которыми они в продолжение всей своей жизни не должны бы быть знакомы. Все это обращается у них в привычку».
Владыка указывал на три обстоятельства, которые значительно препятствуют положительному воздействию педагогов на учеников. Во-первых, дети попадают в школу с различными дурными наклонностями уже «огрубевшими», не столь податливым для воспитания, как в более раннем возрасте. Во-вторых, «в столь непродолжительное время, в течение коего дети находятся под руководством и надзором воспитателей или учителей, почти невозможно или до чрезвычайности трудно исправить то, что испорчено ранее». В-третьих, сами родители нередко противодействуют влиянию учителей и Церкви. Можно отметить, что родители, в наше время обвиняющие Церковь или школу в том, что последние не смогли хорошо воспитать их детей, совершенно не задумываются об этих обстоятельствах.
3) «Но, может быть, вы желали бы указать причину неблаговоспитанности детей в них самих?» Такой ответ некоторые выдвигают нередко для того, чтобы и в какой-то мере оправдать безнравственные поступки молодых людей. «Нет спору, – говорил святитель, – что сердце человека, а следовательно, и дитяти, испорченное наследственным первородным грехом, с самого рождения его склонно более ко злу, чем к добру. Но, однако, дитя, по учению нашей Православной Церкви, не настолько испорчено, чтобы оно совсем не было восприимчиво для добра и чтобы его нельзя было благоразумным воспитанием с самого раннего возраста направить к добродетели. Напротив, сердце дитяти, как говорит один из святых отцов3, подобно мягкому воску, на котором так же легко может запечатлеваться образ Бога, как и образ сатаны».
Священномученик Владимир в этом же пункте рассматривал еще одно часто приводимое объяснение испорченности детей. «Но ты, может быть, скажешь: мои дети были бы вполне честными, воспитанными и благонравными, но на улице и в школе они сходятся с испорченными и безнравственными детьми, под влиянием которых они грубеют, портятся и перенимают разные шалости и пороки?» Владыка приводил слова родителей, которые говорят: «Да времена-то наши стали далеко не таковы, как прежде.
Прежде, когда мы были молодыми, все было совсем другое, тогда и родители имели более весу и пользовались большим доверием и почтением». Священномученик Владимир обобщал эту возможную причину падения нравственности среди молодых людей как «испорченность духа нашего времени» и в отличие от своей позиции по предыдущим пунктам признавал действительным его вредное влияние на подрастающее поколение: «Нельзя не согласиться с тем, что в этом есть значительная доля правды. К сожалению, настоящее время действительно таково и господствующий дух нашего времени есть дух какого-то противления, произвола и самочиния. Ни власть родительская, ни власть церковная, ни власть гражданская – ничто не сохранило у нас своей обязательной силы и значения. Утрачен авторитет старших, родителей и светского начальства, подорвано доверие к пастырям и учителям. Что этот недобрый дух времени оказывает свое растлевающее влияние преимущественно на детей и на подрастающее поколение – это факт очевидный и не подлежащий ни малейшему сомнению». Но действие этого негативного фактора архипастырь не считал непреодолимым. «Ужели нет никакого средства идти против этого духа времени и отстранять от детей его гибельное влияние? И не в этом ли, собственно, и состоит задача домашнего воспитания? Конечно, если родители, особенно отцы, сами думают, что нельзя плыть против течения, то, понятно, они не могут предохранить от вредного его влияния и детей своих. Если отец сам увлечен новомодным просвещением и так называемым «прогрессом», если он сам нерадиво относится к своим религиозным обязанностям, сам редко посещает храм Божий, сам дозволяет себе легкомысленно и с насмешкою говорить о религиозных предметах при своих детях, то может ли он ожидать от них почтения и уважения к себе? Ибо если родители не почитают Бога и Его Церковь, то каким образом дети могут питать страх и уважение к своему отцу и к своей матери? Или если родители при детях дозволяют себе дурно говорить о духовной и светской власти и их распоряжениях, тогда и дети, естественно, потеряют уважение к родительской власти.
Вот почему, если хотите вы, христианские родители, чтобы растлевающий дух времени не касался ваших детей, то искореняйте его сначала сами в себе, держитесь крепко той доброй нравственности, которую содержат христианство и Православная Церковь Христова». «Итак, – подводил итог святитель, обращаясь к родителям, – видите, <…> что большая часть вины в неблаговоспитанности детей ваших ложится на вас самих и вы не можете сваливать эту вину ни на Бога, ни на учителей и законоучителей, ни на самих детей, ни, наконец, на дурной дух времени». Но митрополит Владимир говорил это не с тем, чтобы укорить родителей и оставить их в таком неутешительном состоянии.
Зная основную причину несчастья, легче бороться с ним. «Благоразумные родители! – обращался с любовью священномученик Владимир к своим взрослым читателям. – Если вы искренно осознали это, если прониклись убеждением, что дети ваши недостаточно благонравны, послушны и безукоризненны по вашей, главным образом, вине, то от вас зависит и предотвратить тяжелое несчастие нашего времени. Покайтесь пред Богом в своей вине и в глубоком раскаянии примите решимость лучше исполнять вашу обязанность по воспитанию детей и, насколько возможно, восполнить то, что опускали доселе.
Да поможет вам Бог в этом намерении и да благословит ваши труды в этом благом и спасительном направлении».
Наставления о христианском воспитании детей
В последующих статьях митрополит Владимир простым, но глубоким и мудрым, благочестивым словом учил тому, как следует по-христиански воспитывать детей, на что обращать внимание в первую очередь. Он писал: «по выражению Сираха, «начало премудрости – бояться Бога» (Сир. 1:15), поэтому первая добродетель, которую родителям нужно насаждать в сердцах детей своих, есть страх Божий, благочестие, набожность». Владыка подчеркивал важность приобщения ребенка к началам веры и нравственности с самого раннего возраста. «Религиозные наставления и впечатления, которые дитя получает от своей матери в самом нежном возрасте, которые он, так сказать, всасывает в себя вместе с молоком матери, остаются обыкновенно на целую жизнь». Семена добра, заложенные родителями, не оказываются напрасными и тогда, когда, к огорчению родителей, их дети, случается, а в наше время и нередко, с какого-то возраста охладевают к Церкви.
«Если же такое дитя впоследствии, обуреваемое страстями и соблазняемое дурными примерами, и сбивается иногда с истинного пути, то в большинстве случаев оно гораздо легче снова возвращается на него, чем то, которое осталось без первоначального религиозного воспитания». Митрополит Владимир в своих наставлениях неоднократно подчеркивал роль матери в воспитании детей. «От матери, а не от законоучителей и учителей дитя впервые должно получить религиозное наставление; у матери, а не в школе впервые оно должно научиться ежедневно молитвам православного христианина».
Владыка учит, «как достигнуть того, чтобы дети с детского возраста делались благочестивыми, или, как теперь говорят, верующими». Этого можно достигать двояким способом; во-первых, тем, чтобы родители, особенно матери, знакомили своих детей с самого раннего возраста с основными истинами нашей веры».
Первый способ включает в себя:
1. Беседы с детьми. «Пусть она чаще говорит им об Отце Небесном, Который так любит детей Своих и так много делает им добра. Пусть мать рассказывает своим малюткам о первых людях в раю, о том, как хорошо им жилось там, пока они во всем слушались Бога и были чисты, невинны и благочестивы, и о том, что на небе у Отца Небесного нам будет еще лучше, если только мы во всем будем слушаться Бога и родителей».
2. Посещение храма с детьми в церковные праздники. «Пусть разумная христианская мать равным образом пользуется различными праздниками, чтобы наставлять своих малюток в важнейших истинах нашей святой религии». «…Во вторых, детей нужно обучать не только истинам религии, но и упражнять с самых ранних пор в делах благочестия и молитв. Этой цели родители достигают тогда, когда они детей, наученных обыкновенным молитвам и благочестивым обрядам православного христианина, заставляют и ежедневно молиться вместе с собою, и принимать участие в доступных для детей обрядах». Владыка имеет в виду крестное знамение, посещение храма Божия, усвоение кратких главнейших молитв («Отче наш», «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», молитва утренняя, молитва вечерняя, молитва Ангелу-хранителю, «Богородице Дево, радуйся»). «Эти молитвы дети не только должны знать наизусть до вступления их в школу, но и читать их ежедневно за утреннею и вечернею молитвами. Особенно важно для детей, чтобы они с самых ранних пор приобретали навыки к совершению ежедневных молитв утром и вечером». Некоторые родители полагают ненужным для маленьких детей учить молитвы, поскольку ребенок еще не понимает их смысл. На это священномученик отвечал, что дитя «вполне, конечно, не будет понимать содержания каждой из этих молитв; но это и не необходимо. Столько, сколько нужно бывает понимать для того, чтобы благочестиво молиться, может уже и малое дитя. Если оно не может еще составить себе ясного понятия о Боге, то, по крайней мере, у него есть чувство о Нем. Как приятна Богу детская молитва, это Он сам высказал чрез псалмопевца, когда сказал: Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Пс. 8:3).
Особенно важно, как учил святитель, чтобы родители сами имели то, что они хотели бы видеть в своем ребенке. «Если мать сама не имеет духа благочестия, если она сама мало находит радости и удовольствия в молитве и религиозных упражнениях, тогда она, конечно, не может воспитать в благочестии и детей своих».
В своих статьях митрополит Владимир последовательно рассматривал вопросы о необходимости совместного воспитания со стороны семьи, школы и Церкви, рассказывал, как воспитывать в ребенке послушание, правдивость, способность к самоограничению, как бороться с пороками детей. Это все можно узнать из его поучений о воспитании, в наше время издаваемых как одно произведение. Священномученик Владимир оставил также сочинения, адресованные самим детям: «Евангелие детства. Пастырские беседы с детьми», высоко оцененные литераторами как «хорошая, умная и в то же время доступная по своему изложению книга для детей»4. Как показывает знакомство с сочинениями священномученика Владимира, посвященными воспитанию детей, наследие этого выдающего архипастыря Русской Православной Церкви сохраняет свою ценность и актуальность и для нашего времени. Очевидно, будет оно полезно и назидательно и для последующих поколений православных христиан. Усвоение этого наследия и стремление следовать наставлениям святого в воспитании детей вместе с молитвенным обращением к нему может служить достойным выражением почитания священномученика Владимира (Богоявленского), небесного ходатая за православных христиан в лике Новомучеников и исповедников Церкви Русской, оставившего православным родителям в назидание такие слова: «Лучшее наследство, которое могут родители дать своим детям, есть доброе воспитание».
1 Цит. по: Житие священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого // Священномученик Владимир (Богоявленский; 1848–1918), митрополит Киевский и Галицкий. К вам мое слово любви, вразумления и утешения…: Проповеди, слова, поучения. В 3 тт. Т. 1. Тверь: Булат, 2008. С.44.
2 Священномученик Владимир (Богоявленский) О воспитании // Проповеди, слова, поучения. В 3 тт. Т. 1. Тверь: Булат, 2008. С. 316. Далее цитаты в кавычках из этого издания.
3 Священномученик Владимир, очевидно, имел в виду слова святителя Димитрия Ростовского: «Юный отрок подобен доске, приготовленной для написания на ней иконы. Что на ней в начале иконописец напишет, честное или бесчестное, святое или грешное, ангела или беса, то и останется навсегда. Так и юный отрок: в каком обучении родители воспитают его, каким научат нравам, богоугодным или богоненавистным, ангельским или бесовским, в тех он и будет проводить всю жизнь свою» (Святитель Димитрий Ростовский. События в третьем столетии третьего тысячелетия / Келейный летописец. – Свято-Успенская Почаевская лавра, 2007. С. 202).
4 Цит. по: Литературная деятельность митрополита Киевского Владимира // Священномученик Владимир (Богоявленский; 1848–1918), митрополит Киевский и Галицкий К вам мое слово любви, вразумления и утешения…: Проповеди, слова, поучения. В 3 тт. Т. 1. С. 60.
Источник: mepar.ru
Духовно-нравственное воспитание детей и взрослых в православных воскресных школах
Несколько мыслей о воспитании детей
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|