Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.
Мф. 6:22-33
Дорогие братья и сестры! Мы сегодня слышали евангельский отрывок, затрагивающий несколько тем, взятых из Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа. Давайте очень кратко обратимся к первой из них – теме света.
Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6:22-33) Здесь идет речь о свете, который носит человек. Если человек ошибается, он может принять свой внутренний свет за истину, которая окажется на самом деле тьмой. «Так какова же тьма?», – вопрошает Господь.
О свете мы рассуждать уже привыкли. Несмотря на то, что в жизни человек ищет путь наименьшего сопротивления по принципу «имидж – ничто, жажда – всё, не дай себе засохнуть» и пытается набрать 100 просмотров холодильника за день, он никуда не уйдёт от главного, что есть в нём – от души. Вся мировая культура с древнейших времен и до настоящего времени воспевает именно человеческую душу, поэтому для человека этот образ света – как источника жизни души – очень хорошо понятен.
Вспомним строки Иосифа Бродского:
Слепые блуждают ночью
Ночью намного проще
Перейти через площадь
Слепые идут наощупь
Духовная слепота – вещь катастрофически страшная для человека. Мы можем, конечно, как-то двигаться и в темноте, наощупь, но присутствие света позволяет даже в сером цвете различить множество оттенков, кроме того, свет рождает тени, а значит, любой объект становится более объемным, мы способны воспринять его полнее и точнее, а значит глубже понять.
Что это значит применительно к нашей духовной жизни? Человек не равнозначен другим животным, он создан по Образу Божию и призван достичь богоподобия. А значит, его выделяет из животного мира именно цель, смысл жизни, который можно выразить словом бессмертие, что означает жизнь с источником вечности – Богом.
Здесь особенно важно не перепутать свет и тьму, не потеряться в контурах, очертаниях, игре красок. История человечества показывает, насколько легко можно ошибиться и выбрать то, что вовсе не соответствует цели нашего существования.
Чем заполнить 70-80 лет своей жизни? Можно исходить из того, что люди вокруг – только батарейка, ресурс для достижения личных целей. Можно потратить жизнь на борьбу с «Теорией заговора» или посвятить её изучению факторов продления молодости. Но в каждом случае это будет ошибка, когда я обманулся в темноте, приняв за истину очередное искушение.
Иисус Христос, обращаясь к нам со Своей «инструкцией», говорит: светильник для тела есть око. А Сент-Экзюпери в «Маленьком принце» устами Лиса напоминает о том, что нашим оком является сердце. Именно оно видит и не обманет. Сердце человека, которое пронизано светом Христова Евангелия, ошибается редко, поскольку оно соединено с Источником света. Только оно способно уловить игру контрастов, увидеть контур, очерченный этим светом – ярким светом Христова учения. И, конечно, не соединившись с Источником света, заблудиться легче, потому что «слепые блуждают ночью». Аминь.
«Евангелие с кратким толкователем» протоиерея Бориса Балашова
О темном и светлом оке Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|