Автор: Михаил Молотников
Сельцо Бирево получило наименование по фамилии его владельцев, которыми в 1556 году были Арап, Истома и Замятня Васильевичи Биревы из крещеных татар.
Документ 1624 года сообщает, что рядом с Бирево и деревней Троицкой, лежащей чуть севернее Бирева, стоял деревянный храм Живоначальной Троицы (в полуразрушенном состоянии) на пустоши Лужниково во владении Сергея Мятлева.
К 1716 году относится запись: "В том селе церковь деревянная во имя Покрова Пресвятой Богородицы. При той церкви во дворе поп Семен Иванов". Покровская церковь была построена (или возобновлена) в 1715 или 1716 году.
В 1800 году деревянная церковь сгорела, и к 1804 году на средства семьи Насоновых (по другим источникам - помещика Вимберга) завершено строительство каменной церкви в честь Живоначальной Троицы. В праздник Святой Троицы 1804 года церковь была освящена. Силуэт храма, расположенного на вершине невысокого пологого холма, в стороне от села, на погосте, господствует над окружающей равнинной местностью и виден за несколько километров.
Церковь, построенная в стиле ампир, первоначально имела небольшую трапезную. Отдельно стоящая колокольня была воздвигнута, вероятно, позднее.
Интерьер храма украшал великолепный иконостас с позолотой и настенные росписи.
Ближайшие храмы - Никольский в с. Березино и Свято-Димитриевский в с. Донхово (нынешнее Аксеново) - находились в 5 верстах от Бирево.
В сентябре 1824 года в церкви был устроен придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Строил его и должен был освящать насельник Николо-Пешношского монастыря иеромонах Максим. Но по причине его болезни придел был освящен 14 октября 1824 года священником Воскресенского собора г. Клина Иоанном Озерецким.
В 1840-х годах между храмом и колокольней была построена новая трапезная.
Во второй половине XIX века церковь была обнесена кирпичной оградой.
В 1910 году была проведена страховая оценка строений, принадлежащих Троицкой церкви. Из этой оценки следует, что в храме было три престола, колокольня имела два яруса, рядом с храмом находились дом священника, кирпичная сторожка, построенная в 1899 году, и кирпичная часовня, построенная одновременно с храмом в 1804 году (длина ее составляла 7 м, ширина - 8 м).
Настоятелем церкви в 1910 году был священник Иоанн Троицкий, псаломщиком - Николай Соколов, старостой - Герасим Наумов.
В церкви с 1921 года псаломщиком, а с 1922 по 1927 год диаконом служил священномученик Сергий Гусев. В 1927 году его перевели в Воскресенскую церковь Николо-Железовского погоста Клинского района (с. Шипулино). В сентябре 1934 года о. Сергий был рукоположен во священника к этому храму, а 8 октября 1937 года арестован и приговорен к расстрелу. Священник Сергий Гусев был расстрелян 31 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Причислен к лику святых. Память его - 31 октября по н.ст.
В конце 1920-х годов были разобраны верхние ярусы колокольни и срублен свод ее первого яруса.
Около 1935 года в церкви недолгое время служил преподобномученик Гавриил Гур.
20 июля 1940 года Троицкая церковь с. Бирёво по решению властей была закрыта и передана местной школе. Позднее в здании храма разместилась стеклодувная мастерская.
В 1950-х годах к западному фасаду колокольни был пристроен деревянный сарай, заложены верхние окна храма, а нижние восточные превращены в двери.
В 1967 году мастерская выехала из здания храма, а церковь оказалась никому не нужной и стала постепенно разрушаться.
Когда в 1997 году жители Бирева обратились к благочинному Клинского округа с просьбой восстановить церковь, храм представлял собой печальное зрелище: от него остались только стены со сбитыми фресками, развороченные дверные и оконные проемы, разбитые полы и крыша без креста.
За неделю до праздника Пасхи жители села - и молодые, и пожилые, и даже дети - расчистили храм от мусора. В Великую субботу, 25 апреля 1997 года, более 100 сельчан с детьми пришли в свой храм помолиться и освятить куличи и пасхи. Впервые за многие годы в церкви зазвучали слова молитвы перед принесенными иконами, в руках молящихся горели свечи.
В этом же 1997 году в храме возобновились регулярные богослужения. В зимнее время они проводились в местном сельском клубе, в котором действовали православные библиотека и аудиотека.
В 2000 году была зарегистрирована православная община, и началось восстановление оскверненной святыни. За прошедшее время полностью заменена крыша храма, вставлены окна и двери, на окна изготовлены по старому образцу решетки. Храм оштукатурен снаружи и изнутри, трапезная часть изнутри побелена. Отремонтирован каменный пол в летней части храма, а в зимней настланы новые деревянные полы.
Служба сейчас совершается в трапезной части, в приделе, в котором в ближайшее время планируется сделать иконостас.
Около церкви сохранились две небольшие кирпичные полуразрушенные сторожки, расположенные с юго-западной и северо-западной стороны от нее. Одна из них сейчас восстанавливается. С восточной стороны церковного участка находится кладбище.
Настоятелем храма является клирик Скорбященской церкви г. Клина протоиерей Алексий Тюков.
Из сборника "Клин православный"
Клин, "Христианская жизнь", 2012
Годы гонений на Клинской земле Автор: Игумен Тихон (Полянский) Сегодня становятся вновь известными имена и подвиги святых страдальцев. В лике новомучеников и исповедников прославлены пастыри, иноки и послушники, проходившие свое служение в обителях и храмах Клинского благочиния.
Подвиг мученичества и исповедничества, после девяти столетий истории Русской Церкви - случай скорее исключительный. Претерпеть мученичество и страдания, по масштабам не уступающие, если не превосходящие известные в римскую эпоху гонения на христиан, стало уделом большинства русских святых XX века. Сегодня наше общество только начинает осознавать величие Голгофы, на которую взошли те люди, которых П.Д. Корин назвал "Русью уходящей". Но эта Святая Русь не была "уходящей" в далекое прошлое, как того хотели ее гонители и палачи.
Клинские храмы: взгляд в глубину веков Авторы: Ю. П. Большаков, Н. А. Большакова До революции в Клинском уезде было 68 приходов. Центр благочиния находился в Троицком соборе. А до того, как собор появился, эту роль выполняла Успенская церковь, что на ул. Папивина. Она являлась главным храмом Успенского монастыря - древнейшего очага нашей культуры. Не случайно и улица, и переулок на бывшей его территории называются Школьными: именно здесь, при монастыре, появилась в Клину первая школа - церковно-приходская, первая богадельня и больница.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|