Автор: митрополит Сурожский Антоний
Одну из пасхальных икон, которая по-русски называется "Сошествие во ад", по-английски мы называем "Попрание ада, победа над адом".
Сошествие во ад
Середина - вторая половина XV в.
Новгородский музей
На этой иконе мы видим находящихся глубоко под землей, вдали от близких, вне мира человеческой любви и общения, тех, которые умерли и стали пленниками отчуждения - взаимного отчуждения и отчуждения от Бога. Но посреди них мы видим и Самого Господа Иисуса Христа, за руку воздвигающего Адама и Еву - и в их лице все человечество, выводящего их из отчужденности, из одиночества, из мрака в свет, в Царство вечной любви, в Царство, которое Крестом завоевал для нас Христос.
В каком-то смысле это дивный и трагический образ того, что случается на исповеди: священник, предстоящий на исповеди по образу Самого Бога, призванный сходить вместе с кающимся в самые потаенные закоулки боли, мрака, греха, поистине сходит во ад, изображенный на иконе. И видит он там нечто дивное и чудесное: в эти потемки сходит не только луч света, не только искра надежды; в этот густой мрак сходит Сам Господь Иисус Христос, исцеляя, спасая, принося утешение, подавая новую силу, принося радость спасения... Какое это диво - стоять перед Живым Богом, и как те, которые, умерев, встретили Господа Иисуса Христа, стоять лицом к лицу с Ним и от смерти возвращаться к жизни. Какое диво, что нам это дано!
Лазарь умер; Лазарь прошел через узкие врата смерти, тело его подверглось разложению, душа его сошла в область Божия осуждения. И внезапно достиг до него голос, голос творческого Слова Божия, без Которого ничего не стало из того, что есть: Лазарь, гряди вон/Гряди вон из смерти, прочь из тления, выйди из могилы и вступи снова в жизнь: во временную, преходящую жизнь земли как свидетель воскресения более существенного, более значительного, чем воскресение тела: воскресения души, которая познала мрак смерти и прошла через него.
Все мы в разные минуты жизни стоим перед судом Божиим; все мы подчас чуем, что нет вечной жизни в нас, что живем мы преходящей, недолговечной жизнью, и единственная возможность нам ожить - это жизнью Самого Бога, изливающейся в нас, и бьющей из нас ключом. Если только мы обернемся к Богу, если только мы откроем Ему эти глубокие и пугающие нас бездны нашего ада, его мрачные закоулки, то туда приходит Сам Бог, жизнь вторгается в самую смерть и мы оживаем новой жизнью - жизнью иной, жизнью воскресшего Христа, Который победил смерть, чтобы мы жили.
Будем же внимательны к своей жизни! Мы так часто закрываем глаза на все, что мрачно, уродливо и неприглядно; если бы только у нас было мужество распахнуть это уродство пред взором Божиим и сказать: "Господи, приди! Низложи, победи этот ад!" - тогда сам ад станет местом света, покаяние станет радостью, сокрушенность сердца соединит нас с Богом. Дай нам Господь мужество, дай нам Господь сознание нашей чести, сознание нашего величия, а также сознание величия и святости Божиих, причастниками которых мы призваны быть! Аминь.
9 мая 1982 г.
Из книги митр. Антония Сурожского "Во имя Отца и Сына и Святого Духа"
Клин, "Христианская жизнь", 2010
Великая Суббота - день поражения ада Автор: Протоиерей Борис Балашов И вот Тот, Кто казался Светом в мрачном и ожесточенном мире, убит, уничтожен. Этот Иисус, Которому многие поверили как Божественному Посланцу и Божиему Сыну, мертвый снят со Креста, обернут в погребальные пелены и положен во гроб - каменную пещеру в скале. Вход завален огромным камнем. Все кончено! Ученики в страшном унынии сидят дома взаперти, боятся, чтобы и до них враги Христовы не добрались.
Смысл Голгофы Автор: Протоиерей Борис Балашов Почему Бог до сих пор терпит зло?
Зло - это не только войны или порабощение человека человеком. Зло рождается внутри человеческой души в виде зависти, тщеславия, блуда, ненависти и т. д. и проникает во все человеческие отношения, даже сугубо личные, интимные. Отсюда, из тайников человеческой души, поднимаются волны зла и, умножаясь, порождают великие катастрофы.
Что же должен делать Бог для пресечения зла?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|