Автор: Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский
11 сентября, когда Церковь вспоминает Усекновение главы святого пророка Иоанна Крестителя, которого считают покровителем православных трезвенников, в России проходит День трезвости. Начало традиции было положено в 1913 году, когда по инициативе служителей Православной Церкви был проведен первый День трезвости. В марте 1914 года Святейший Синод принял решение о ежегодном праздновании Всероссийского Дня трезвости. Дата была выбрана в честь праздника Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи (по новому стилю – это 11 сентября), во время которого следует соблюдать строгий пост.
Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский
Сегодня во всех православных храмах земли Русской возносится усердное моление Господу Богу об избавлении нашей Отчизны от страшного, лютого врага – пьянства народного, которое широкой волной разлилось по всему лицу необъятной Руси и затопило не только низкие и бедные крестьянские хижины, но и высокие чертоги богачей, в бурных потоках которого гибнет все народное благосостояние, и, что всего страшнее, – гибнет душа христианская. Посему-то и я в сей, знаменательный для нашей Отчизны, день считаю своим пастырским долгом призвать вас, возлюбленные о Христе чада мои, к святой трезвости.
Страшное для Отчизны бедствие война со внешними врагами: десятки тысяч человеческих жизней поглощает это бедствие, на много лет расстраивается внешнее благосостояние страны и благополучие ее жителей, но прекращаются военные действия, наступает желанный мир, и мало-помалу восстановляется благосостояние государственное, и мирным неусыпным трудом граждан вновь утверждается сила и мощь государства.
Ужасное бедствие для страны и ее жителей – это голод или какая-либо страшная эпидемическая болезнь: холера, чума, моровая язва и т. п. Сколько людей опять похищают они из сей земной жизни, сколько горя и плача порождают они в той местности, где свирепствуют с особой неудержимой силой! Но, при дружных усилиях людей науки и представителей власти, эпидемия или голод ослабевает, а затем и совершенно прекращаются, и страна скоро и заметно оживляется, – вместо умерших подрастают новые поколения; с течением времени беда проходит, и горе людьми забывается... Но во сколько же раз страшнее и по существу своему и по своим последствиям то народное бедствие, которое именуется пьянством!.. Ведь и война, и смертоносная болезнь, и голод – все это угрожает людям только материальными лишениями или прекращением телесной земной жизни для многих, а пьянство – это ужаснейшее бедствие, от которого погибают люди и телом и душой... Пьяница, растрачивая свои телесные силы, губя свое здоровье, вместе с сим губит и душу свою: помрачает рассудок, наполняет сердце нечистыми желаниями, заглушает голос совести своей, делается способным на всякое бесстыдство, часто решается на самые страшные преступления... У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые сидят долго за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного, говорит премудрый Соломон (Притч. 23:29–30). Кто в поле замерз? Пьяница. – Кто без огня сгорел? Пьяница. – Где драки и убийства? Среди пьяниц. – Кто умер без покаяния? Пьяница. – Для кого затворены двери Царствия Божия? Для пьяницы. Не обманывайте себя, – говорит слово Божие, – пьяницы Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6:10). Неисчислимы беды, происходящие от пьянства народного, и для целого государства, для всей страны нашей...
Народ наш, богато одаренный от Бога и здравым смыслом и физической силою, все более и более растрачивает в разгуле эти врожденные богатства души и тела, делается малоспособным к работе, теряет любовь к труду, а вместе с сим, конечно, разрушает и все свое благополучие... С развитием пьянства народного увеличиваются и преступления в народной жизни. Исследователи алкогольного вопроса говорят нам, что почти 70 процентов всех преступлений совершается в пьяном угаре, что до 60 процентов всех сумасшедших потеряли рассудок от злоупотребления вином... Но едва ли не всего страшнее то, что пьяницы губят и свое потомство, заранее обрекая его на хилое здоровье, на недолговечность, на полное вырождение.
Поистине ужасно, что в наше время при наборе солдат бракуется по физической неспособности более половины призываемых – и это среди простого крестьянского люда, который издревле отличался крепким, богатырским телосложением и громадной физической силой... Страшно становится за будущность нашей Отчизны!..
А между тем к страшному бедствию народного пьянства со всеми его ужасающими последствиями до сих пор люди относятся как-то особенно равнодушно... В то время, когда разнообразные общественные силы направляются на те или другие дела благотворения, когда чуть ли не с каждым днем появляются новые благотворительные учреждения, имеющие своею заботою спасение здоровья и имущества граждан, облегчение участи больных, неимущих, голодных, лишенных крова и обездоленных судьбою, – дело народного отрезвления до сих пор сочувствием не пользуется, и борьба с народным пьянством составляет предмет заботы только весьма немногих обществ церковных и светских, которые на всем необъятном пространстве нашей Отчизны теряются как очень редкие оазисы в бесконечной пустыне. Поистине, не в том есть беда, что народ наш пьет, что пьют почти все русские люди, пьют и богатые, и бедные, и знатные, и простые, пьют и мужчины, и женщины, пьют и старики и даже дети... А в том беда, что никто не видит в этом беды особенной, что все закрывают глаза свои от губительных последствий пьянства народного потому, что и сами заражены уже ядом алкогольной отравы и с ранних лет детства усвоили себе привычку к этой отраве. Ведь без этой алкогольной отравы у нас не обходится ни одного общественного собрания, ни одного семейного торжества, ни одного даже церковного праздника... Не только в среде простонародья, но и во всех слоях современного общества питейные обычаи так крепко укоренились, что всякое противление им считается чуть не преступлением. Настает ли праздник церковный или гражданский, совершается ли какая-либо торговая или иная сделка, справляется ли какое-нибудь семейное торжество, рождается ли человек или умирает, всегда и во всех случаях люди считают обильное винное возлияние необходимою принадлежностью всех таковых торжеств... И до чего доходят в этом случае люди: если кто вздумает ныне устроить собрание или трапезу без вина, то его упрекнут в скупости, в недостатке радушия, гостеприимства... Попробуйте отказаться от винопития среди пьющих, и вас заподозрят в кичливости и нелюбезности, или в трусливой слабости; христианский праздник без обильного винопития не считается даже и за праздник, и непьющий человек достоин в глазах пьющего чуть ли не презрения... А между тем Спаситель говорит нам: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством и печальми житейскими и найдет внезапу день той (Лк. 21:34). О, если бы сей Божественный глас глубже и глубже проникал в наше сердце! О, если бы мы среди обуявших нас греховных привычек, среди укоренившихся в жизни питейных обычаев, постоянно прислушивались к предостерегающему гласу Господа: Смотрите, не отягчайте сердца ваши пьянством! (Лк. 21:34)
Поборники питейных обычаев в оправдание их ссылаются обычно на то, что они пьют умеренно, что их винопитие не есть пьянство, что питие вина умеренное не только не вредно, но даже и полезно для организма человеческого, что вино, употребляемое вовремя и в умеренном количестве, создает только веселое настроение, при котором люди скорее сближаются, лучше знакомятся, делаются более откровенными друг с другом, что винопитие поддерживает, таким образом, среди людей дух общения. При этом некоторые готовы даже в оправдание свое ссылаться на слова Псалмопевца, на сына Сираха и на равноапостольного просветителя Руси св. князя Владимира.
Не стану подробно говорить о том, что в основе всех этих рассуждений лежит простое заблуждение, что алкоголь может быть при умеренном употреблении полезен для нашего организма. Современная наука с несомненностью установила тот факт, что алкоголь есть яд, и что всякое, даже и малое, употребление его безусловно вредно для нашего здоровья... Забывают такие поборники питейных обычаев, что они примером своим прежде всего соблазняют молодое подрастающее поколение, что, глядя на людей, почтенных и возрастом и общественным положением, начинают пить и молодые люди и, будучи на самых первых порах только умеренно пьющими, при естественной для юного возраста склонности к увлечениям, делаются, благодаря дурным примерам старших, горькими пьяницами. Забывают такие любители дружеской беседы с винными возлияниями, что и для них самих привычка самого умеренного винопития может быть началом гибельного пьянства; ведь ни один пьяница не сделался таковым вдруг и сразу; ведь и все, погибающие от вина люди, начинали с одной рюмочки и постепенно переходили от умеренности к полному невоздержанию. Не смотри же на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше. Впоследствии как змей оно укусит тебя и ужалит, как аспид (Притч. 23:31–32). Пусть не ссылаются радетели питейных обычаев и на Псалмопевца и сына Сирахова, говорящих, что вино веселит сердце человека (Пс. 103:15; Сир. 32:31; 41:20): ветхозаветные мудрецы говорят здесь о вине – чистом виноградном соке, а не о водке и не о таких крепких спиртных напитках, которые отравляют в настоящее время пьющих.
Все народы Востока (иудеи, греки и римляне), если и считали вино необходимой принадлежностью стола своего, то пили его несравненно умереннее, чем обычно это делается у нас, и при этом всегда и значительно разбавляли вино водою, считали даже безумным того, кто пьет вино неразбавленное; а у нас пьющие стремятся пить такое вино, в котором как можно меньше воды, а больше спирта. Правда, что князь Владимир говорил, что «для Руси есть веселие пити», но опять забывают, что он говорил в этом случае не о водке, и говорил в то время, когда был еще язычником... Следовательно, все эти ссылки потребителей хмельного на Слово Божие и на пример св. князя Владимира нимало не оправдывают установившихся у нас питейных обычаев. Если же обратим внимание на то, каким великим соблазном является для простого слабого волею народа это поддержание издавна сложившихся в нашей русской жизни обычаев винопития, поддерживаемых и ревниво охраняемых даже и высшими слоями общества, нашей интеллигенцией, то уразумеем, какой великий грех совершают сии последние, ревниво охраняя и поддерживая в народе пьяные обычаи. Глядя на умеренно пьющих (да и не всегда только умеренно) образованных и в достатке живущих людей, невежественные в большинстве своем и бедствующие простые рабочие и крестьяне предаются бесшабашному разгулу и беспробудному пьянству. А вспомните, что говорит Христос: Горе человеку, имже соблазн приходит (Мф. 18:7.) Иже аще соблазнит единого от малых сих; лучше было бы, если бы мельничный жернов висел на выи его и потонул бы он в пучине морской (Мк. 9:42.). Внемлите и слову апостола Христова: Лучше… не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (Рим. 14:21).
Неужели же и после сего можно говорить о безвредности и даже полезности поддержания наших питейных обычаев, так соблазнительных для народа, гибнущего в пучине пьянства? Поистине святой долг каждого любящего Родину русского человека не поддерживать в народной жизни господство пьяных обычаев, а всячески бороться с ними, исторгать их из повседневной жизни. Пора же, наконец, нам опомниться, пора всем нам проснуться от той равнодушной и спокойной спячки, благодаря которой пьянство в жизни народной разливается все более и более, как стремительный, бурный поток. Отечески молю вас, возлюбленные о Христе пастыри Церкви, станьте на святое дело отрезвления народного со всею возможною для вас ревностью и усердием. Ведь спасать народ от гибельного порока пьянства со всеми его ужасающими последствиями – это первее всего ваш долг, ваша святая обязанность. Зовите ваших пасомых на путь трезвой, трудовой, честной жизни своей усердной молитвой, своими вдохновенными словами, а главное – примером собственной трезвой, неблазненной жизни!
Пастырским долгом своим считаю обратиться и ко всем вам, имущие и образованные люди, с призывом бороться всеми возможными для вас силами с страшным недугом народного пьянства. Просвещайте невежественных русских людей, по недоразумению видящих в алкоголе своего друга, а не врага, считающих его необходимым спутником своей жизни. Спасайте гибнущий в волнах пьяного моря русский народ, спасайте его примером собственного воздержания, искоренением и из вашей среды укоренившихся здесь обычаев винопития, и для вас самих пагубного, и для других соблазнительного.
Помогайте, добрые русские люди, всем тем, кто вступил на поприще борьбы с народным недугом, кто деятельно зовет народ к отрезвлению, просвещая его в деле познания истинных гибельных свойств алкоголя, устраивая для него библиотеки, читальни, беседы и чтения, организуя в его среде различные братства, общества и кружки трезвой жизни. Своею посильною лептой на дело борьбы с народным недугом вы несомненно проявите свою христианскую любовь к страждущим и сделаетесь достойными великой награды, обещанной Христом всем благодеющим, всем сострадательным к несчастью ближнего: аще кто напоит чашей студеной воды (Мф. 10:42)...
Наконец ко всем вам, возлюбленные чада мои, ко всем преданным пороку пьянства, мое пастырское слово увещания: Бодрствуйте! Трезвитесь! (1 Петр. 5:8). Ищите врачевства от вашего тяжкого недуга прежде всего в горячей молитве Господу Богу, Его Пречистой Матери, Великому поборнику поста и воздержания, не вкушавшему в жизни своей ни одной капли вина и сикера, Предтече Господню Иоанну, да поможет вам благодать Божия отстать от вашей порочной привычки к вину и да устрашит вас, немощных волею, люди праведный гнев Божий за то, что, предаваясь пьяному разгулу, губите душу свою, губите себя и ваши семьи, чад ваших, делаетесь как бы участниками того кровавого пира, на котором погиб и величайший из праведников на земле великий Предтеча Господень Иоанн, принесенный в жертву сластолюбию и неистовству пьяного повелителя Ирода. Да сохранит вас Господь от такового неистовства! Спасайтесь, возлюбленные чада мои, спасайтесь!
Впервые опубликовано в «Московских Церковных Ведомостях»
№34 от 24.08.1913 г.
Источник: mepar.ru
Самоизбавление от алкогольной, табачной, наркотической и иных видов зависимостей
Предлагаем вашему вниманию интервью с ведущим курса, Фузеевым Николаем Юрьевичем, руководителем реабилитационного центра в Сергиевом Посаде и благотворительной общественной организации «Трезвое поколение столицы»
За трезвый образ жизни
Автор: Ирина Филиппова, Василий Кузьмин
Во Всероссийский день трезвости в Успенском храме усадьбы Демьяново в очередной раз состоялся молебен с принесением обета трезвости, а затем прошла мини-конференция с участием гостей - членов клубов трезвости из других городов
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|