Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

"Слава Тебе, Господи Боже, за всё"
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 21.11.2024, 15:59 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Из церковной жизни

"Слава Тебе, Господи Боже, за всё"

13 августа Русская Православная Церковь празднует память священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, священномученика Сергия (Шеина), архимандрита, и мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (1922). В этом году исполняется 100 лет со дня их мученической кончины.

Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, в миру – Василий, родился в 1873 году под Каргополем, в семье священника. Ин­те­рес Ва­си­лия Ка­зан­ско­го к ду­ше­по­лез­ным кни­гам и усер­дие в изу­че­нии цер­ков­ной гра­мо­ты пред­опре­де­ли­ли вы­бор жиз­нен­но­го пу­ти: по­сле окон­ча­ния Пет­ро­за­вод­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии он по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. Будучи сту­ден­том ак­тив­но участ­во­вал в де­я­тель­но­сти «Об­ще­ства рас­про­стра­не­ния ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­но­го про­све­ще­ния в ду­хе Пра­во­слав­ной Церк­ви», ор­га­ни­зуя бе­се­ды сре­ди ра­бо­чих. В 1895 го­ду он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ве­ни­а­мин и был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а в сле­ду­ю­щем го­ду – во иеро­мо­на­ха. По окон­ча­нии Ака­де­мии в 1897 го­ду со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия иеро­мо­нах Ве­ни­а­мин был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем Свя­щен­но­го Пи­са­ния в Риж­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию.

В 1902 го­ду, по­сле воз­ве­де­ния в сан ар­хи­манд­ри­та, на­зна­чен рек­то­ром Са­мар­ской, а через три го­да – Санкт-Пе­тер­бург­ской Се­ми­на­рии. Свя­щен­ник по при­зва­нию, ар­хи­манд­рит Ве­ни­а­мин вско­ре был воз­ве­ден на бо­лее вы­со­кую сту­пень пас­тыр­ско­го слу­же­ния: 24 ян­ва­ря 1910 го­да в Свя­то-Тро­иц­ком со­бо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры он был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Гдов­ско­го, Пе­тер­бург­ско­го ви­ка­рия.

Он все­гда на­хо­дил путь к серд­цам про­стых лю­дей, за что был ис­кренне лю­бим паст­вой, на­зы­вав­шей его «наш ба­тюш­ка Ве­ни­а­мин». Еван­гель­ская про­сто­та свя­ти­те­ля, от­зыв­чи­вость, сер­деч­ность, до­ступ­ность в со­че­та­нии с от­кры­тым ли­цом, ти­хим, про­ник­но­вен­ным го­ло­сом и всё осве­щав­шей улыб­кой, рас­по­ла­га­ли к нему да­же ино­вер­цев.

События 1917 года вызвали перемены и в жизни Церкви: после Февральской революции правящие архиереи стали избираться на епархиальных съездах клира и мирян. Выборы в Петрограде прошли спокойно – подавляющее большинство голосов было отдано викарному епископу Вениамину. С 6 марта он – архиепископ Петроградский и Ладожский, а 13 августа, накануне открытия Священного Собора Российской Церкви, назначен митрополитом Петроградским и Гдовским.

Священномученик Вениамин,
митрополит Петроградский и Гдовский

Митрополит Вениамин благословил передачу ценностей, не имеющих богослужебного употребления. Он считал помощь бедным своим пастырским долгом, однако власти лишь искали предлог расправиться с Церковью. Изъятие ценностей сопровождалось волнениями народа, но серьезных беспорядков, острых столкновений и арестов еще не было. Чувствовалось приближение расправы. Ее ускорило опубликованное 24 марта 1922 года в "Петроградской правде" письмо двенадцати лиц – организаторов обновленческого раскола: они обвиняли все верное Святейшему Патриарху Тихону духовенство в сопротивлении изъятию церковных ценностей и в участии в контрреволюционном заговоре против советской власти. 29 мая 1922 года последовал арест митрополита Вениамина, а 10 июня того же года началось слушание дела, к которому было привлечено еще восемьдесят шесть человек.
Святитель Вениамин на процессе был, как и всегда, простым, спокойным, благостным, убеждающим в невиновности других людей. Перед лицом ожидавшей его смерти он, обращаясь к трибуналу, произнес: "Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение (святитель при этом широко перекрестился) и скажу: "Слава Тебе, Господи Боже, за всё".

Архимандрит Сергий (в миру Василий Павлович Шеин) родился в 1866 году в деревне Колпна Новосельского уезда Тульской губернии. В 1893 году окончил училище правоведения. Был членом IV Государственной Думы, входил в состав секретариата Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Был заместителем председателя правления Общества объединенных петроградских православных приходов. Был по­след­ним, при­вет­ство­вав­шим Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на на его из­бра­нии 21 но­яб­ря 1917 го­да. В день па­мя­ти свя­то­го бла­го­вер­но­го Ве­ли­ко­го Кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го (30 ав­гу­ста 1920 го­да) Ва­си­лий Пав­ло­вич при­нял по­стриг с име­нем Сер­гий в честь пре­по­доб­но­го Сер­гия, игу­ме­на Ра­до­неж­ско­го. Вско­ре он при­ни­ма­ет свя­щен­ни­че­ский сан и воз­во­дит­ся в сан ар­хи­манд­ри­та, а в ап­ре­ле 1921 го­да на­зна­ча­ет­ся на долж­ность на­сто­я­те­ля Пет­ро­град­ско­го Пат­ри­ар­ше­го Тро­иц­ко­го по­дво­рья на Фон­тан­ке. Доб­ро­со­вест­но неся крест сво­е­го мо­на­ше­ства, го­ря ду­хом, отец Сер­гий был, по его соб­ствен­ным сло­вам, лишь сла­бой физи­че­ской ни­тью при­вя­зан к ма­ловре­мен­ной зем­ной жиз­ни.

10 июня 1922 го­да в Пет­ро­гра­де на­чал­ся «об­ви­ни­тель­ный про­цесс по де­лу о со­про­тив­ле­нии изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей». От­цу Сер­гию, в част­но­сти, вме­ня­лось в ви­ну член­ство в Об­ще­стве Пра­во­слав­ных при­хо­дов. Ви­на его усу­губ­ля­лась так­же «отяг­ча­ю­щи­ми об­сто­я­тель­ства­ми», та­ки­ми как дво­рян­ское про­ис­хож­де­ние и выс­шее об­ра­зо­ва­ние. Да­вая по­ка­за­ния, отец Сер­гий был ис­пол­нен чув­ства глу­бо­ко­го внут­рен­не­го до­сто­ин­ства, но без ма­лей­ше­го на­мё­ка на вы­со­ко­ме­рие и пре­зре­ние к тем, кто так это­го за­слу­жи­вал. Сво­их на­цио­на­ли­сти­че­ских убеж­де­ний он не пы­тал­ся скрыть. На во­прос о его от­но­ше­нии к зло­бо­днев­ным про­бле­мам цер­ков­но-об­ще­ствен­ной жиз­ни отец Сер­гий со­вер­шен­но ис­кренне от­ве­чал: «Цер­ковь на­столь­ко бо­га­та раз­но­сто­рон­ней ду­хов­ной жиз­нью, что мож­но най­ти в ней ин­те­рес и удо­вле­тво­ре­ние и вне во­про­сов цер­ков­но-об­ще­ствен­ной жиз­ни».

Со­ка­мер­ни­ком от­ца Сер­гия на Шпа­лер­ной ули­це в до­ме пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния  был про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Чель­цов, ко­то­ро­му он усту­пил свои бо­лее удоб­ные на­ры, оправ­ды­ва­ясь тем, что «мо­на­ху не по­до­ба­ет нежить­ся». В ка­ме­ре они вме­сте чи­та­ли ака­фи­сты, слу­жи­ли па­ни­хи­ды по умер­шим близ­ким. От­цу Ми­ха­и­лу до­маш­ние пе­ре­да­ли в ка­ме­ру VI-й том со­бра­ния тво­ре­ний Свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­усто­го, но он, отяг­чён­ный ду­ма­ми, не смог его чи­тать. Отец Сер­гий, на­про­тив, уте­шал­ся чте­ни­ем Зла­то­усто­го и бе­се­до­вал о про­чи­тан­ном с от­цом Ми­ха­и­лом. Пе­ред рас­ста­ва­ни­ем отец Сер­гий ис­по­ве­дал­ся у про­то­и­е­рея Ми­ха­и­ла. В даль­ней­шем всю свою жизнь отец Ми­ха­ил бла­го­да­рил Гос­по­да за крат­кое зна­ком­ство с от­цом Сер­ги­ем. По­след­ние сло­ва от­ца Сер­гия, ска­зан­ные ком­му­ни­сти­че­ским па­ла­чам бы­ли: «Я ни с кем не бо­рюсь — толь­ко с са­мим со­бою».

Мученик Юрий (Юрий Петрович Новицкий) ро­дил­ся 10 но­яб­ря 1882 го­да в го­ро­де Ума­ни Ки­ев­ской гу­бер­нии. Окон­чил 1-ю гим­на­зию и в 1908 го­ду юри­ди­че­ский фа­куль­тет Ки­ев­ско­го уни­вер­си­те­та. С 1913 го­да до­цент, за­тем – про­фес­сор ка­фед­ры уго­лов­но­го пра­ва Пет­ро­град­ско­го Уни­вер­си­те­та.
По­сле 1917 го­да Юрий Пет­ро­вич, бу­дучи про­фес­со­ром Пе­да­го­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та до­школь­но­го об­ра­зо­ва­ния, яв­лял­ся ор­га­ни­за­то­ром и учё­ным сек­ре­та­рём Пет­ро­град­ско­го Пе­да­го­ги­че­ско­го ин­сти­ту­та со­ци­аль­но­го вос­пи­та­ния и де­фек­тив­но­го ре­бён­ка. Кро­ме это­го, он ор­га­ни­зо­вал Ко­стром­ской ра­бо­че-кре­стьян­ский уни­вер­си­тет, был чле­ном Со­ве­та Пет­ро­град­ско­го Бо­го­слов­ско­го ин­сти­ту­та. С 1920 по 1922-й го­ды яв­лял­ся пред­се­да­те­лем прав­ле­ния Об­ще­ства объ­еди­нён­ных Пет­ро­град­ских пра­во­слав­ных при­хо­дов.

Юрий Пет­ро­вич был аре­сто­ван в мае 1922 го­да. При­знать се­бя ви­нов­ным на су­де от­ка­зал­ся, дер­жал­ся спо­кой­но и ров­но. 

Мученик Иоанн (Иван Михайлович Ковшаров) ро­дил­ся в Одес­се в 1878 го­ду в ме­щан­ской се­мье, юрист по об­ра­зо­ван­но, быв­ший при­сяж­ный по­ве­рен­ный. Был юрис­кон­суль­том Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры в Пет­ро­граде. Вес­ной 1918 го­да он был из­бран ко­мис­са­ром по епар­хи­аль­ным де­лам «для пред­ста­ви­тель­ства и за­щи­ты об­щих прав и ин­те­ре­сов» Пет­ро­град­ской епар­хии. В 1922 го­ду му­че­ник Иоанн был аре­сто­ван по «де­лу о со­про­тив­ле­нии изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей».

Из восьмидесяти семи арестованных по этому делу трибунал приговорил к расстрелу десятерых обвиняемых.

Подсудимые встретили приговор спокойно и с достоинством. О настроении святителя Вениамина в камере смертников лучше всего говорит его предсмертное письмо, направленное благочинному отцу Петру Ивановскому. В нем владыка Вениамин писал:

«В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. <…> Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение и требование смерти, (под) якобы народные аплодисменты, людскую неблагодарность, продажность, непостоянство и тому подобное, беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за самою Церковь.

Страдания достигли своего апогея, но увеличивалось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос – наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее иметь надо нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией.

Странны рассуждения некоторых, может быть и выдающихся пастырей (разумею Платонова): “надо хранить живые силы”, то есть их ради поступаться всем. Тогда Христос на что? Не Платоновы, Чипурины, Вениамины и тому подобные спасают Церковь, а Христос. Та точка, на которую они пытаются встать, – погибель для Церкви. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя. Теперь время суда. Люди и ради политических убеждений жертвуют всем. Посмотрите, как держат себя эсэры и т.п. Нам ли, христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества, даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века! Благословение духовенству!»

5 июля 1922 года трибунал объявил приговор, а в ночь с 12 на 13 августа того же года митрополит Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров обри­тые и оде­тые в лох­мо­тья, бы­ли рас­стре­ля­ны, по неко­то­рым све­де­ни­ям, на окра­ине Пет­ро­гра­да на стан­ции По­ро­хо­вые. На братском кладбище Александро-Невской Лавры воздвигнут крест над символической могилой новомучеников Российских.

Память священномучеников митрополита Вениамина, архимандрита Сергия, мучеников Юрия и Иоанна празднуется 13 августа (31 июля по ст.ст) и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.


По материалам статьи протодиакона Владимира Василика «Голгофа Святителя Вениамина»
Источник: pravoslavie.ru


Из истории советской антицерковной и антирелигиозной политики (1917–1923 гг.)

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Из церковной жизни | Добавил: jula (13.08.2022)
Просмотров: 407
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz