Автор: А. А. Лазорцева, Н.Л. Андреева
Трудно найти человека, который не знал бы популярной фразы "все болезни от нервов". Она как нельзя лучше отражает специфику возникновения и развития такого достаточно распространённого нарушения речи как заикание. Среди ваших друзей или знакомых разного возраста наверняка найдётся кто-нибудь, страдающий этим недугом. Работа по его преодолению носит длительный характер и не всегда приносит желаемые плоды. Однако в наших силах не допустить его возникновения, и важная роль в этом отводится профилактической работе.
Профилактику заикания надо начинать еще до рождения ребенка, с первых дней развития плода. Полноценное питание матери, здоровый образ жизни, строгое выполнение рекомендаций врача - залог нормального развития центральной нервной системы, а значит и снижения риска различных нарушений, в том числе и речевых.
С первых дней жизни младенца важно соблюдение режима, основанное на биоритмах именно вашего ребёнка, а не на слепом следовании рекомендациям знакомых и книг. Тесное общение с мамой и папой, спокойное, ласковое отношение, неторопливая мелодичная речь просто жизненно необходимы в общении с любым ребенком. На всех этапах развития, особенно ранних, ребенок - зеркало своего окружения, так как подражает действиям и речи взрослых.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, помните, пожалуйста, что любое грубое слово, неурядицы в семье, общая нервозная обстановка отражаются на малыше и часто служат первым толчком к развитию заикания.
На значительном практическом опыте нашей работы мы можем с уверенностью утверждать, что заикание не возникает просто так, "от испуга", как принято говорить в нашем повседневном обиходе. Здесь более уместна такая народная мудрость, как "где тонко, там и рвётся". Часто нервная система малыша просто не справляется с интенсивной нагрузкой и даёт сбой при малейшем психо-эмоциональном воздействии (травма, смена обстановки, посещение спектакля и т.п.). Значительный риск по возникновению заикания представляет собой и двуязычие в семье, а также раннее начало обучения иностранным языкам, особенно в период активного овладения родной речью (2-4 года). В любом случае при тех или иных опасениях стоит обратиться к логопеду, который подскажет, насколько они обоснованы.
Коррекционно-развивающая работа с заикающимися малышами 2-4 лет в основном носит профилактический характер, так как в этом возрасте трудно рассчитывать на сознательную деятельность ребёнка, но, используя способность к подражанию, можно воспитывать плавную, свободную речь по образцу с использованием некоторых элементов логопедического воздействия.
А вот уже в 5-6 лет занятия со специалистом являются обязательными, и в идеале должны проводиться на фоне медикаментозного лечения и физиотерапевтического воздействия.
Появление и усиление заикания, по мнению многих учёных и логопедов-практиков, связано с определенными возрастными этапами. Особый этап - 7-8 лет, когда ребенок поступает в школу. Обилие новых требований, непривычное окружение, полная смена привычной обстановки могут спровоцировать появление заикания у ребёнка с неокрепшей нервной системой. Особенно внимательными должны быть родители старательных и ответственных детей, так как они в силу своих психологических особенностей более подвержены невротическим проявлениям. Важно не пропустить первые признаки развивающегося заикания (запинки, растягивания слов, застревание на одном и том же звуке, судорожные движения губ, языка, дыхательной мускулатуры и т.д.) и своевременно обратиться к логопеду, занимающемуся именно этой проблемой. В данной ситуации время обращения играет важную роль, потому что чем дольше ребёнок говорит неправильно, тем сложнее преодолеть патологический стереотип речи.
Непростой, можно даже сказать драматический, период - это возраст 11-12 лет, когда ребенок начинает глубоко осознавать свой дефект. Именно в это время начинают формироваться специфические психологические особенности личности (замкнутость, неуверенность в себе, стойкое снижение настроения), накладывающие негативный отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. А в 14-15 лет, когда возникают проблемы переходного возраста, все эти проявления только усиливаются и ещё больше отдаляют подростка от общения со сверстниками, столь важного в этом возрасте.
Существует множество различных традиционных и авторских методик преодоления заикания (методики Рау, Селивёрстова, Шкловского, Арутюнян, "видимая речь" и т.д.). Как правило, курс преодоления заикания у взрослых недёшев. В основе ряда методик лежит массированное психологическое воздействие на личность человека. Эффективность методов тоже во многом зависит от личности, как пациента, так и врачующего. Очень осторожно следует относиться к методикам, в основе которых лежит модный метод нейро-лингвистического программирования.
Самое главное, помните: лечить заикание можно и нужно начинать как можно раньше. В среднем 70% заикающихся детей дошкольного возраста при своевременном и последовательном воздействии избавляются от этого дефекта навсегда, у 20 % наблюдается улучшение и лишь у 10 % заикание может остаться навсегда.
Н.Л. Андреева, учитель-логопед высшей квалификационной категории
ГБУ СО МО КРЦ "Радуга"
А.А. Лазорцева, директор ГБУ СО МО КРЦ "Радуга", учитель-логопед
Фото: А.А. Лазорцева
Радуга надежды
Как молиться о ребенке? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|