Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Рецепция концепции алтарной преграды
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 04.12.2024, 21:59 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Литература, искусство

Рецепция концепции алтарной преграды

Автор: Екатерина Шеко, доцент, зав.кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ

Эта графическая реконструкция алтаря раннехристианской трехнефной базилики на холме Царевец в Великом Тырнове, начало VІ в. (автор реконструкции Н. Ангелов) послужила прототипом для новой алтарной преграды в Федоровском соборе Санкт Петербурга.

Реконструкция, сделанная карандашиком «на коленке», абсолютно условно, без особого старания. И вот, пожалуйста – точное повторение идеи, даже условно-приблизительные формы кивория воспроизведены в точности.

 

Вот что значит магия авторитетов! Попробуем проследить цепочку логических связей – начнем с главного авторитетного эксперта по древнерусскому и византийскому искусству – В.Н. Лазарева.
На его книгах выросли все поколения современных искусствоведов. Большинство диссертантов черпают базовые сведения из его работ, и это обосновано. Лучше пока никто не написал.
А главное – Лазарев не страдал «прискорбной тягой к богословию», столь распространенной среди современных искусствоведов, поскольку издавался для советского читателя.

Именно В.Н. Лазарев опубликовал реконструкции раннехристианских алтарных преград, с подписью «реконструкции Орландоса», которые теперь кочуют по изданиям и сетевым блогам.
Авторитет В.Н. Лазарева для нас непререкаем, а для самого В.Н. Лазарева непререкаем был авторитет А. Орландоса. Тем более, что эти реконструкции вполне ложились на теоретические выкладки еще одного авторитета – академика Императорской Академии наук Е.Е. Голубинского.
Голубинский утверждал: «Алтарь в древнее время был совершенно открыт для молящихся мирян, ибо нынешних иконостасов (о чем несколько ниже) вовсе не было» (с.174).
И далее – «Первенствующие христиане (как целое общество) не употребляли и не допускали в местах своих общественно-молитвенных собраний или церквах ни икон, ни священных изображений, во-первых, потому, что христианство вышло из иудейства. Иудеям дана была Богом заповедь: не сотвори себе кумира и всякого подобия и пр., и эта заповедь была понимаема первенствующими христианами вместе с самими иудеями не в том только смысле, что ею запрещается делать кумиры богов иных или демонов, а в смысле безусловного запрещения всяких изображений. Во-вторых, и главное, чрез допущение священных изображений христиане не хотели уподобляться язычникам, которые имели и чтили изображения своих богов, чтобы таким образом не приравняться к ним и не явиться как бы теми же чтителями камней и дерева».

«Первоначально в иконостасах икон не было» – повторяют как мантру все искусствоведы и любители иконописи.
А то, что иконоборчество изначально сосуществовало в древнеримском обществе наряду с иконопочитанием (которое тоже имело самое что ни на есть раннее происхождение как продолжение культа манов, чьи портретные изображения хранились в особых шкафах в каждом доме, как пишет Плиний) – это как-то упускается из виду.

Реконструкция алтарной преграды базилики IV века, сделанная Орландосом, стала хрестоматийной.

Хотя на этой реконструкции нет не только икон, но и самого Престола. В полукруглой апсиде – «сценический подиум». Справа - две ступени, ведущие непонятно куда. Решетка ограды реконструируется по нескольким маленьким фрагментам, найденным в отвалах археологического раскопа:

 

Кто же был А. Орландос, что его схематично-условные картинки стали азбукой для всех последующих реконструкций в материале? Русская wiki о нем не знает. Анастасиос Орландос – крупный греческий чиновник от археологии, потомственный, что называется «из хорошей семьи». С 1951 по 1979 (до самой смерти) он возглавлял Афинскую Академию и Асоциацию христианских археологов. Был директором Византийского музея Афин.

 

Разумеется, он имел возможность влиять, решать и определять. И даже если он сам был добросовестным и честным профессионалом, он был человеком своей эпохи, и тоже мог ошибаться. Именно его концепция легла в основу всей деятельности археологов в 50-70 х гг. ХХ века (а это, стоит помнить, - эпоха подготовки, проведения и последующей реализации курса II Ватиканского собора, приведшего к демонтажу традиционной католической литургии). Греки, конечно, православные, однако в археологии как науке главный тон в ХХ веке задавали не они, а ученые – немцы, англичане, американцы и иже с ними католики и протестанты. А. Орландос осуществлял научную фиксацию и транслировал открытия в свой сегмент влияния. Чтобы проследить эту цепочку «рукопожатий» не надо «стоять со свечкой» за спиной действующих лиц – все и так очевидно. Сейчас рецепция этой концепции добралась и до наших вновь строящихся алтарей...

 


Церковь святого Никиты близ Скопье
Автор: Екатерина Шеко
Храм был построен в 1316 г. под патронажем короля Милютина. Фрески XIV века были написаны известными художниками Михаилом Астрапой и Евтихием. Их подписи сохранились на щите изображения св. Феодора Тирона.

 


 

Борьба с пережитками
Автор: Екатерина Шеко
Борьба с пережитками традиционализма в Католической Церкви Франции ведется образцово-показательно. Разработаны специальные методики для "переубеждения" особо упертых и несговорчивых любителей историзма. Православная Церковь, активно изучающая новейший опыт западных конфессий, должна быть готовой к развитию подобного сценария (так, на всякий случай…).

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: jula (13.03.2017)
Просмотров: 2069
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz