Автор: Протоиерей Борис Балашов
Бегают по земле разные животные. У них может быть великолепное зрение, тонкий слух, чуткое обоняние. Благодаря всему этому богатству, данному им Богом, они находят себе пищу и избегают опасностей.
Дорогие друзья, а ведь глядя на эти живые существа, начинаешь завидовать им: нам бы такую остроту чувств и ловкость! Но увы, в этом их человеку не обогнать. А кто же сильнее: мы или они? Тут нельзя не признать, что, пусть не обладая такими дарами, как эти существа, человек все же сильнее их. Чем? Ответ, кажется, банальный: умом, то есть возможностью логически думать - рассуждать.
Рассуждение - это взвешенное рассмотрение различных вариантов решения каких-либо задач, в том числе жизненных, психологических и духовных. При этом, в зависимости от ситуации, тем или иным обстоятельствам отдается приоритет. Основная проблема при этом - правильный выбор приоритетов.
Когда нам приходится двигаться по трудным дорогам, на которых нас подстерегают опасности, очень важно внимательно смотреть на то, что перед нами, и оценивать увиденное, чтобы постоянно выбирать наиболее безопасный и верный путь. Так бывает, когда мы оказываемся в неизвестном нам лесу, на болоте, в горах…
Тут очень важна рассудительность. И надо понимать, из чего мы исходим: нужно ли прорываться к поставленной цели как можно скорее любой ценой или важно прийти живыми, здоровыми и без потерь.
Если путник в незнакомом лесу не будет очень внимателен к тому, что видят его глаза, то он может легко упасть в яму или утонуть в болоте. Думаю, что все с этим согласятся.
Наши глаза способны воспринимать свет и в этом свете видеть окружающую нас действительность. Но ведь человеческие пути пролегают не только в окружающем пространстве: не менее трудны и намного более опасны наши жизненные пути. Но здесь наши глаза уже не могут помочь нам сделать правильный шаг. И роль глаз на дорогах нашей жизни выполняет наша рассудительность.
К примеру, я сам определяю себе, какую специальность хочу приобрести. Решив это, выбираю учебное заведение, где можно научиться такой специальности. Но это еще не все. Мне следует хорошо разузнать, на каких условиях в это учебное заведение можно поступить, оценить свою учебную подготовку на текущий момент, понять, на что мне следует обратить внимание на занятиях, как лучше подготовиться к поступлению. Но на этом роль моей рассудительности не заканчивается. Я должен отодвинуть со своего жизненного пути в данное время на второй план те дела и те увлечения, которые мешают мне двигаться к намеченной цели.
Аналогичная работа моих рассуждений должна проходить и в таком вопросе как устроение личной жизни и создание семьи.
Много можно увидеть привлекательных девушек с очень красивой фигурой, глядя на которую замирает сердце. Немало красивых привлекательных лиц с очень выразительными глазами или удивительно сочными губами. Порой молодому человеку трудно оторвать глаза от милых девичьих лиц. Но какая поставлена задача: найти красивую жену? А тут припоминается, почему-то, что мать говорила в детстве странные слова: "Красивая жена - чужая жена". Да и красавицы-то часто бывают уж очень самовлюбленными и думающими только о своей внешности, и в народе почему-то говорят: "С лица не воду пить".
С какой-то девушкой очень весело пообщаться, потанцевать, потусоваться. Она вполне современная, раскрепощенная. У нее и до меня было много друзей. Она легко знакомится, с ней весело и интересно в компании, с ней-то уж не соскучишься. Странно, но старший друг шепчет мне на ухо: "С такими хорошо гулять и веселиться, а только жениться-то лучше на других".
Поневоле начинаешь задумываться и рассуждать: "Будет ли эта девушка верным другом на всю жизнь? Сможет ли она быть такой хорошей женой и матерью, как моя мама?" Ох, уж эти рассуждения... После них почему-то начинаешь замечать, что личико красивое, талия тонкая, а душа - черствая и злая. А ведь так хочется доброй красоты, чтобы приветливыми были и лицо, и глаза, но не для каждого встречного-поперечного.
Здравые и серьезные рассуждения помогают избегать жизненных ошибок и разумно строить свою жизнь. Возьмем, к примеру, человеческие отношения. Вот я поссорился со старым верным другом. Что с ним случилось? Нахамил и нагрубил мне ни с того, ни с сего. Я стерпел. Так он еще и такое про меня сказал, что и вспоминать противно! Все кончено, с таким хамом я больше никаких дел иметь не хочу и не буду. Все ясно! Но вот что-то во мне протестует. Остановлюсь-ка я, подумаю, порассуждаю. Конечно, все это плохо, он ведь никогда таким не был... А может, у него большие неприятности и вследствие каких-то проблем на время "отказали тормоза"? Если внимательно оглянуться назад, то ведь у меня тоже бывали такие поступки, о которых и вспоминать стыдно, а мы с ним столько лет знаем друг друга, в разных обстоятельствах бывали, не раз он меня выручал. Что же, из-за одного срыва оттолнуть и потерять верного друга? Теперь-то он уже наверняка жалеет о своем поступке, я же его хорошо знаю. Может быть, все-таки что-нибудь случилось? А если, несмотря ни на что, он увидит мое хорошее отношение, ему будет легче говорить со мною. По крайней мере, я должен сделать все, чтобы сохранить дружбу.
Разве такой ход рассуждений не помогает создать условия для примирения с близкими? Разумеется, тут играют роль приоритеты: что дороже мне - самолюбие или дружба? Рассудительность помогает искать и находить правильные пути в жизненных ситуациях.
Но думать приходится и так: для чего и зачем я живу? Как быть с жизнью моей собственной души? Как пройти жизненные трудности и не сломаться при этом? Как найти Бога и построить с Ним свои отношения? И здесь тоже роль глаз, рассматривающих дорогу, выполняют наши рассуждения. Что же для меня является самым главным: всё и сейчас? А вообще, разве это возможно: все ценности жизни получить "по щучьему велению"? Что-то я этого не встречал в жизни у других. Если "всё" - то это мелочевка; если "сразу" - то это ненадолго. Так может, в жизни надо выбирать самое главное? Самое главное - это жизнь. Если Иисус Христос действительно Воскрес, то есть победа над смертью, есть жизнь вечная! А разве существует на свете что-то более дорогое?
Если жизнь вечная - это самое важное, то следует бороться со всем, что тому препятствует. Поэтому мы и говорим о духовной войне человека со всем тем, что недостойно вечности и бессмертия.
Таким образом эти качества человека - рассуждение и рассудительность - являются важнейшими в жизни, определяющими сам ход жизни и весь жизненный путь. Они и называются добродетелью рассуждения или рассудительности.
Однако, когда мы говорим о рассудительности как о добродетели, мы должны признать, что недостаточно видим ее проявление вокруг нас. Если в научном мире рассудительность занимает серьезное место, то в политическом - уже не в такой степени. Еще реже мы видим здравые рассуждения в мире человеческих взаимоотношений. И уж совсем мало - в духовной жизни людей.
Как это можно объяснить? Мне думается, что чем более рассуждения включают в себя духовно-нравственные оценки, тем беспомощнее они становятся. Почему?
Во-первых, чтобы здраво рассуждать, проблему надо знать и понимать. Во-вторых, чтобы что-то видеть, надо иметь хорошее зрение. Хорошие очки не помогут яснее увидеть мир человеческих отношений. Органы видения мира духовного - не только ум, но и в еще большей степени - человеческое сердце как центральный орган души. А именно его-то рабочее состояние зависит от того, в какой степени оно систематически очищается от духовной грязи, то есть от грехов.
Как это понять? Приведем пример. Мы едем поздним вечером или ночью на машине. Плохая погода, на дороге грязь. Едем - и фары выключены, а буквально в десяти метрах ничего не видно. Что же, будем пенять на погоду? А может, лучше фары хорошенько почистить от грязи и делать это систематически? Тогда и обзор будет лучше, и безопасность в дороге будет значительно выше. Вот также и в духовной жизни. Чтобы правильно видеть и оценивать человеческие отношения и наш духовный мир, нужно постоянно бороться за чистоту сердца и периодически его промывать в искреннем покаянии в исповеди и Причащении. Вообще же дар глубокого рассуждения - это не только плод чисто человеческой деятельности. На самом деле это дар - дар Божий. Его Господь дает тем, кто ищет в своей жизни исполнения воли Божией и хочет жить для бессмертия.
Фото: Геннадий Алексеев
Бодрствуйте…
Господь - знамя мое Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|