Автор: протоиерей Борис Балашов
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8).
Далее говорится: И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт. 2, 15).
Рай – сад Едемский – насажден Творцом специально для человека, чтобы он мог жить в нем в деятельностном общении с Творцом, в блаженстве и благородном труде, не как иждивенец, а как хозяин, возделывая и храня этот сад.
Славянский перевод Библии определяет рай не географически, а качественно. Слово Едем (по-еврейски – Эден) переводится как нега, довольство, услада, сладость, роскошь.
Глубинное же значение понятия рая раскрывается только в Новом Завете: блаженство – счастье общения с Богом должно быть всегда изначальным и постоянным состоянием духовной жизни человека.
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла... И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 9, 16–17).
Как понять этот текст? В буквальном смысле, что на земле росли два особых дерева, обладавших таинственными свойствами, или символически?
Если понимать этот текст о двух деревьях в буквальном, «ботаническом» смысле, то прежде всего возникает вопрос: что стало с ними после изгнания прародителей из рая? Погибли они или все еще растут, затерявшись в каких-то лесах, выросших за время человеческой истории на месте рая? Неужели древо жизни так и растет где-то в глуши, преодолев время и став долговечнее американских секвой? Или оно, по общим законам природы, состарилось, одряхлело и, в конце концов, засохло и превратилось в прах? Но ведь не может засохнуть и умереть древо жизни! Высыхает и отмирает только то, чему не предназначено войти в Вечную Жизнь (см. Ин. 15, 1–6).
Библейский рассказ о древе познания добра и зла также нельзя понимать буквально, это не просто растение, наделенное смертоносными свойствами. Бог говорит человеку: От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17).
Когда случилась трагедия грехопадения и наши прародители вкусили плод смертоносного дерева, то это не прервало их жизнь. По словам книги Бытия, Адам жил после этого еще 930 лет. Поэтому слова Бога о смерти сразу после вкушения плодов запретного дерева никак нельзя понимать буквально.
Таинственным представляется нам и то, что Бог говорит: не просто умрешь, а смертью умрешь. Зачем такое удвоение смерти?
Как видно из текста Священного Писания, человеку дается заповедь, которую можно выполнить или не выполнить, но при этом невыполнение ее грозит смертью. Тем самым древо познания добра и зла противопоставляется древу жизни, и таким образом в сознание человека одновременно с инстинктивным желанием жить входит еще и возможность выбора между добром и злом.
Заповедь дается в такой форме, чтобы человек мог сам осознать ее смысл и решиться добровольно ее исполнить. Но добровольность исполнения заповеди, предполагающая свободу собственного выбора, допускает и ее неисполнение. Если есть свобода, всегда остается возможность неправильного выбора, ошибки.
В Библейском повествовании о первых людях просматривается духовная история всего человечества. Заповедь была дана значительно раньше Закона, который был заключен с одним только еврейским народом до пришествия обещанного Мессии. Поэтому апостолы и говорили, что если язычники, не знающие закона и Священного Писания, творят добрые дела, то это равносильно знанию Закона. Обычно этот голос Божий, дающий заповедь, звучащий в душе человека, называют совестью. Суть совести – в «различении» добра и зла, в «опознании» зла и его обличении в себе. Он и сейчас звучит в душе каждого человека, если только он не утратил способности слышать его.
Теперь немного подробнее о самой библейской терминологии. Бог запрещает человеку вкушать от древа познания добра и зла. Следовательно, мы должны уяснить себе, как понимать эти символы – вкусить и познать.
Вкусить на древнем языке, как, впрочем, и на современном русском, далеко не всегда означает только принятие пищи. Иногда оно может иметь и другое значение, например, испытать что-либо. На образном языке слово вкусить означает познать или приобщиться. То же самое мы находим и в библейских текстах.
В Евангелии от Иоанна: Кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек (Ин. 8, 52). В том же смысле выдержана и вся речь Иисуса Христа о вкушении хлеба небесного, о вкушении Его Плоти и Крови в шестой главе Евангелия от Иоанна. То же слышим и в поучениях святого апостола Павла: Христу предстояло вкусить смерть за всех (Евр. 2, 9).
В древнееврейском языке слово познать имеет смысл не гносеологический, а, так сказать, органический.
Пример: Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина (Быт. 4, 1). В супружеском соединении два человека становятся чем-то единым. Это уже одна плоть. Следовательно, еврейское познать означает некое органическое слияние двух в одно. Другими словами, познать означает принятие в себя другого естества, которое до этого было совершенно обособлено.
Однако слово познать может иметь и возвышенное значение в смысле некоего органического единения. На Тайной Вечере Господь говорит: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). В этих словах Иисус Христос говорит о глубоком и органичном единении человека со своим Первообразом. Этот же смысл прочитывается и в притче о виноградной лозе, как о полнейшем органичном единстве учеников Христовых со своим Учителем в живом организме Церкви.
В христианском понимании богопознание означает органическое единение с Богом в лице Христа-Богочеловека. Это единение таинственно. Поэтому слова вкусить от древа познания добра и зла означает в своей душе опытно испытать и добро, и зло. Сотворенному Богом человеку предназначено вкушать только от древа жизни, то есть вкушать – воспринимать в свою душу то, что предлагает ему Бог добровольно, и свободно осуществлять это в своей земной жизни.
Православная Церковь понимает богопознание именно как органичное единение человека с Богом.
Бог запрещает душе человека смешивать добро со злом, то есть «пускать» в свою душу не только добро, данное Богом, но и зло, Богом запрещенное. Так, например, человеку нельзя пить из стакана молоко, если в нем налито еще и машинное масло.
Бог не угрожает – смертию умрешь, а предупреждает о последствиях. Мать запрещает ребенку весело играть с газовой плитой или с уксусной эссенцией не потому, что она такая жестокая: она знает, чем такая игра может закончиться.
Нарушение Божиего замысла о человеке имеет своим естественным последствием смерть духовную, то есть разрушение внутреннего мира человека, искажение в нем образа Божия и смерть телесную, выражающуюся в болезнях, старении и смерти человеческого организма.
Таким образом, человеку указан путь жизни и дано предостережение о пути к смерти.
Из книги протоиерея Бориса Балашова «Христос и мы».
Фото: Юлия Павлюк
Два Завета Автор: Протоиерей Борис Балашов
В так называемых заповедях блаженства Иисус Христос показывает путь духовной жизни христианина: как человек должен жить, чтобы обрести радостную и блаженную жизнь Небесного Царства. Но этот жизненный путь человека нисколько не противоречит смыслу ветхозаветного закона: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все».
Ищите прежде Царства Божия и правды его Автор: Протоиерей Борис Балашов Как может человек соединиться с Богом? Ключ к пониманию находим у апостола Иоанна Богослова: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. В какой мере человек научится любить, в той мере он пригоден для вечности. Если любовь не стала главным содержанием человеческого сердца, главным содержанием его души, то нечего делать ему в вечности. Не потому, что его туда не пустят, но потому, что ему самому там нечего делать. Как человеку с расстроенным зрением нельзя смотреть на яркий свет, и он вынужден ходить в темных очках, так же и человеку, неспособному любить по-настоящему, болезненно, невозможно находиться в области того Света, Который есть Бог, есть Любовь. Выходит, главная задача человека в этой земной жизни - НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ. А значит, ценность приобретает все то, что способно его этой любви научить, то есть каждый эпизод человеческой жизни, каждая ситуация, каждое событие, каждая встреча - это и есть, с одной стороны, урок для человека, а с другой, в то же время и экзамен, потому что мы проверяем, насколько по-настоящему научились любить.
И самым строгим, самым лучшим экзаменатором здесь становится для человека семейная жизнь.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|