Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

"Трезвитесь, бодрствуйте...". Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 22.11.2024, 15:50 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

"Трезвитесь, бодрствуйте...". Часть 2

Автор: Борис Соколов

Совершенно очевидно, что весь окружающий нас мир с человеческой точки зрения (и развитие наук - физики, астрономии, математики, биологии и др. - это только подтверждают) есть поразительное, невероятное и непрекращающееся чудо. Однако в данном случае мы исключим из рассмотрения чудо мироздания, чудеса промышления, благодати, Евхаристии и т. п., а ограничимся рассмотрением некоторых необычных, участившихся за последнее время явлений, которые часто называют "мироточением" и другими подобными терминами.

Достаточно подробные описания и аккуратный анализ происходящего в России массового мироточения икон даны, например, в работах А. М. Любомудрова [1, 2] и А. Г. Воробьевой [1], которыми мы и воспользуемся. (Под мироточением условно будем понимать любое загадочное появление жидкостей на предметах религиозного предназначения, ясно сознавая при этом необоснованность этого термина до официального заключения Церкви по каждому случаю.)

Проанализируем некоторые факты, сопровождающие появление различных жидкостей на иконах, крестах, фотографиях и т. д. в свете учения Святой Православной Церкви, учения святых отцов ее [3].

Трезвитесь, бодрствуйте

Характерной, обращающей на себя внимание, особенностью этих явлений является их безымянность, анонимность, неясность смысла. Трудно представить, что, если мироточит икона Богородицы, то это чудо творит Богородица, а если икона Спасителя или, например, царя-мученика, то это их знамения. А как быть, когда в одном и том же месте одновременно мироточат самые различные иконы? Означает ли это, что, например, и Господь, и Богородица и разные святые одновременно хотят что-то возвестить людям? Но только не очень понятно - что именно и кому конкретно. А ведь мироточат и "писанные на дереве и отпечатанные типографским способом иконы и даже их фотографии, мироточат оклады икон и стекло, покрывающее их, мироточат металлические кресты…" [1, с. 182] и даже стены [7]. Какие же конкретные личности, скрывающие себя, стоят за этими явлениями?

Часто иконы мироточат не только у людей, считающих себя православными, но и в церквях, и в кельях монахов. И в католическом мире мироточат и кровоточат иконы и статуи. А ведь сказано: "Не нужны там знамения, где приемлется слово…" [3, с. 22], то есть там, где уже проповедано Святое Евангелие, там, где есть иконы, где нет нужды в утверждении свидетельств о Боге, в среде верующих людей, к которым не относятся слова Господа: Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес (Ин. 4, 48).

Следует также помнить, что не только у христиан, но и в восточных религиях происходят слезоточения, кровоточения, млекоточения - от статуй и скульптурных изображений" [1, с. 170], то есть там, где религиозные верования возникли не от проповеди и знамений Христа и Его апостолов, а от плотского мудрования. Плотское мудрование - "это образ мыслей о Боге и о всем духовном, заимствованный человеком из его состояния падения, а не из Слова Божия" [3, с. 7]. Разве не очевидно, что появление жидкостей на предметах религиозного назначения в самых различных религиях, сектах, среди язычников и т. д. не может свидетельствовать об истинности того или иного верования? Ведь истина бывает только одна. В этом явлении можно усмотреть стремление уравнять истинную веру с другими "плотскими мудрованиями", а в конечном итоге растворить истину в гораздо большем объеме человеческих измышлений и заблуждений и исказить ее. А ведь дьяволу как раз и "нужна религия, только как можно более универсальная, аморфная, адогматическая, туманная, как можно более расплывчатая, чтоб привлечь возможно большее число людей к поклонению антихристу…" [8, с. 14].

Поэтому вполне допустимо заключить, что эти явления могут не быть знамениями, а иметь совсем другой смысл и цели. Ведь истинные чудеса всегда понятны и, как уже отмечалось, могут происходить только там, где есть вера. В безверии, маловерии возможны только ложные чудеса, а потому массовое появление в православной среде загадочных мироточений не может не настораживать. Ведь известно, что "…чудеса и деяния антихриста приведут в затруднение самих избранных Божиих" [3, с. 11].

В различных районах России и, в частности, в Ивановской епархии зафиксировано новое необычное явление, когда любые иконы, побывавшие в определенной келье, доме, квартире начинали мироточить. Появляются как бы своеобразные гнезда мироточений, где как бы "облучаются", "заряжаются" (а скорее всего - заражаются!) иконы, принесенные любыми людьми. Если же (довольно редко) принесенные иконы не начинали мироточить, то в глазах окружающих это знак недостойности их владельца. Таких "индуцированных" на мироточение икон насчитывается уже десятки тысяч. А ведь за 2000-летнюю историю Церкви подобные случаи (мироточение или слезотечение) были исключительно редким событием [1, с. 155] и, вероятно, поэтому, по сути дела, серьезно не исследовались.

Когда человек жаждет "чуда", и "чудо" ему посылается, и при этом число жаждущих увеличивается и все они также получают "чудо", то это приводит к выводам о том, что мы имеем дело с сознательным привлечением внимания масс людей к этим явлениям. Если же сами эти явления непонятны и не могут быть объяснены, как необходимые для укрепления веры и спасения человека, сохранения единства Церкви Христовой, то надо насторожиться, так как нет таких чудес, которые не могли бы подделать духи злобы. Ведь чтобы прельстить и избранных, бесы должны и могут проявляться в явлениях, предметах и веществах, которые не отпугнут верующего человека. В частности, в предметах, привычно окружающих христианина: иконах, крестах и т. п. Но эти явления могут способствовать прельщению людей и удалять их от вековых заветов Церкви, направленных на спасение души. Например, поклонение самому явлению будет занимать больше внимания, времени и сил, чем молитва, постоянный самоконтроль, забота о ближнем и т. д. А ведь само "желание видеть знамение служит признаком неверия…" [3, с. 49].

Как показывает жизнь, мироточивой иконе нередко придается большее значение, чем немироточивой, то есть иконам придается разная степень благодатности; одна икона становится объектом большего поклонения, чем другая, и при этом затмевается сам образ, на ней изображенный. А это граничит уже с идолопоклонством, то есть подменой обращения ко Христу, Богородице или какому-либо святому, обращением к определенному предмету церковной жизни, который выделяется из других только тем, что на нем появилась какая-либо жидкость.

Имеются описания нескольких случаев исцеления людей после помазания их выделившейся из иконы жидкостью. Однако это не всегда является свидетельством воли Божией, поскольку "плотское мудрование признает недуги бедствием, а исцеление от них, особливо чудесное, величайшим благополучием, мало заботясь о том, сопряжено ли исцеление с пользой для души или с вредом для нее" [3, с. 38]. Ведь широко известны случаи "исцелений" от знахарей, колдунов и экстрасенсов и их печальные духовные и физические последствия. Кстати, нельзя забывать, что имеются случаи, когда мироточение отрицательно сказалось на здоровье целой семьи, то есть ухудшилось и физическое, и душевное состояние ее членов [2].

Как отмечалось в "Гласе тихом" [1], это непонятное и неоднозначное явление "мироточения" чаще происходит не в тех храмах, которые функционировали до начала 90-х годов, а в восстанавливаемых или во вновь открываемых, там, где только лишь налаживается церковная жизнь и соборная молитва. Хорошо ли это? От Бога ли это? Ведь уже имеются многочисленные факты в публикациях, в радиопередачах, в Интернете, в частных беседах о проявлениях гордыни, тщеславия, раскола, духовных и физических заболеваниях там, где мироточат иконы и кресты, у хранителей таких икон и у тех, кто безоговорочно принимает это явление как безусловную Божию милость. А ведь "истинные праведники постоянно помышляют, что они недостойны Бога", - говорит Исаак Сирский [3, с. 34].

При анализе мироточения по работам авторитетного специалиста и собирателя свидетельств о чудесных явлениях А. Любомудрова [1, 2] был использован лишь фактический изложенный материал, но, безусловно, интерес представляет отношение к нему самого автора.

Приведем некоторые его высказывания.

"Сегодня мы являемся современниками другого потрясающего чуда - повсеместных знамений от икон, начало которых можно с полной определенностью отнести к 1991 году". "Это небывалое явление в истории страны - несомненный исторический факт, имеющий огромное духовное значение. Это явный глас Божий, обращенный ко всему народу русскому. На что указует он? К чему призывает, от чего предостерегает? Наверно, ответить на эти вопросы в полноте пока невозможно".

Далее автор констатирует, что видимых плодов воздействия знамений среди людей не наблюдается, общего воцерковления народа не происходит. Наблюдается несколько типов отношений людей к чуду мироточения. Для малой части верующих - это деятельный отклик, имеющий своим последствием возрождение и укрепление человека. Для других - это оккультно-потребительское отношение, то есть стремление вылечить болезнь. Для третьих - отстраненно-любопытствующее, то есть без духовных последствий. И, наконец, для четвертых - отношение равнодушно-безразличное. Автор сожалеет, что такое эпохальное явление, эта милость Божия недостаточно оценена людьми, но, правда, в другом разделе своей работы напоминает заветы отцов Церкви о необходимости различения духов, о ложных чудесах и возможности впасть в прелесть. "…Несомненно одно: тяжкое духовное поражение получит человек, если воспримет истечение влаги на своей иконе "как признак угодности его молитвы"" [1, с. 171]! Как можно заметить, у автора противоречивое, неопределенное отношение к данному явлению. Со своей стороны осмелимся напомнить, что истинное знамение всегда бесспорно, понятно, милосердно, адресно и поэтому не может оставить людей равнодушными. А вот непонятное, неоднозначное, хоть и распространенное явление со временем становится неинтересным, так как не затрагивает души людей.

Сомнения в оценке явления мироточения еще более заметны в другой работе А. Любомудрова "Мироточение икон в восприятии современников" [2]. Автор, в частности, пишет: "Даже священники не исключают возможности того, что некоторые случаи мироточений есть разновидность полтергейста (в переводе с нем. - игра духов). Как известно, полтергейст тесно связан с конкретными персонами и происходит большей частью только в их присутствии".

Это враждебное человеку явление известно с незапамятных времен. Одно из довольно полных его определений, найденное в Интернете, таково: "Полтергейст - аномальное явление, заключающееся в самопроизвольном перемещении предметов, их исчезновении и возникновении в новом месте, появлении предметов, воды или других жидкостей, резком изменении температуры, возникновении необъяснимых звуков, надписей, неприятного ощущения чужого присутствия, странных световых эффектов, вспышек света, расплывчатых человеческих силуэтов или маленьких мохнатых зверьков".

А вот как описывается мироточение в одной из публикаций [7, с. 89]: "Пришли мы однажды в церковь и увидели на стене выше икон надпись "Любовь". Кто же написал это слово так высоко, да в закрытой церкви? А слово медленно расплывалось, таяли очертания букв. Но повыше первого слова вдруг начало выступать второе - "Бог". Нам было известно, что мироточат иногда иконы, но чтобы мироточила стена?.. На наших глазах происходило чудо, а мы, люди, не умеющие ни вместить, ни осознать его, боялись даже верить собственным глазам… На следующее утро с поверхности икон обильно истекало миро. Служащий священник бережно собрал его и помазал себя и нас. К концу дня мироточили уже несколько икон". В этом отрывке можно усмотреть схожесть описанного события с разновидностью полтергейста без элементов устрашения, но с очевидной целью привлечь внимание. Далее в этой публикации говорится, что старец категорически не благословил интересоваться явлением. И вскоре мироточение прекратилось. Там же подчеркивается, что "мироточение как таковое не затрагивает канонических основ нашей веры и точного, однозначного определения не имеет. Несмотря на это подавляющее большинство православных твердо уверены в несомненном Божественном участии в подобных чудесах…" Ведь "каждое чудо у Бога обязательно направлено к нашему спасению и всегда адресно", но так ли это в данном случае? Что же касается кровоточивости икон, в частности, в одной из квартир г. Клина, то автор считает, что трудно признавать чудесным зрелище, когда святой лик на иконе покрыт кровью, зачастую скрывающей изображение. С ним вполне можно согласиться, ведь надо еще помнить, что душа всякого тела есть кровь его (Лев. 17, 14), кровь есть душа (Втор. 12, 23), Кровью Христовой мы причащаемся. А чья кровь-душа скрывает от нас святое изображение? И в чем здесь смысл?.. Автор утверждает, что в этих вопросах "соблазняются не только миряне, но и монахи и священники, а порой и владыки" [7, с. 91], и призывает к осторожности и благоразумию.

Рассматривая духовное состояние современного мира и влияние на него ложных направлений душевной деятельности человека - лжерелигии и лженауки, - архимандрит Лазарь указывает: "Лженаука изучает удивительнейшие законы природы, ее взаимосвязи, силы, проникает в ее тайники, находит тончайшие, сложнейшие закономерности, гармонию, цельность во всех направлениях… но вслед за этим она не возводит нашего восхищения и благоговения перед чудом видимого - к его Творцу… мол, это уже не область науки". "Сходная тактика и у лжерелигии: она демонстрирует перед человеком явные знамения из другого, неведомого ему мира, причем всегда делает нажим на чудесность, на таинственность явления, заставляет ожидать и нетерпеливо желать еще и еще подобных же чудес. Лжерелигия также не говорит ничего определенного или же говорит очень расплывчато об источнике этих чудодейственных сил и этим самым располагает человека преклоняться и почитать неким божеством совершенно неведомое ему "духовное" существо" [8, с. 12].

В заключение надо признать, что для правильной оценки современных необычных явлений, в частности, когда на предметах религиозного назначения выделяются различные жидкости и прочее, необходимо тщательное исследование и осмысление каждого конкретного случая. Поскольку далеко не каждое из явлений, названных в публикациях чудесными, отвечает признакам истинных чудес. Ибо лучше, считая себя недостойным знамений, отнестись с недоверием и подвергнуть изучению истинное чудо, чем поспешно обольститься лжечудесами, что приведет только к погибели. Как об этом предупреждает святитель Феофан Затворник: "Кто не захочет узнавать козни и сети врага спасения, тот неминуемо падет в них и уже не встанет".

Еще в 1916 году протоиерей Стефан Остроумов писал [5], что "весьма желательна беспристрастная, спокойная, основанная на логике и точном знании критика чудес и событий, выдаваемых за чудесные. На помощь естественным наукам здесь должна придти история, языковедение, психология и медицина" и т. п. Причем, факт существования заведомо ложных чудес не должен влиять на объективность и тщательность исследований.

Трудно не согласиться с такими утверждениями.

Начало статьи

Использованная литература
1. Глас тихий. "Паломникъ". М., 2000.
2. Искушения наших дней. "Даниловский благовестник". М., 2003.
3. О чудесах и знамениях. Из сочинений еп. Игнатия (Брянчанинова). Ярославль, 1870.
4. Чудо. Богословский взгляд и личный опыт. Составил священник Михаил Шполянский. "Отчий дом". М., 2003.
5. Прот. Стефан Остроумов. Мысли о чудесах. Киев, 2004 (По изданию "Христианская жизнь". Киев, 1916).
6. Чудеса и знамения в Церкви Христовой. "Отчий дом". М., 2001. (По изданию "Голос Церкви". 1916).
7. Дорога к старцу. "Благовещение". СПб., 2004.
8. Архим. Лазарь. Ангелу Лаодикийской церкви. Издание Сретенского монастыря. 1999.

Фото: www.imbroken.ru

Как относиться к чуду?
"Но только всемогущею силою Божиею…"
О достоверности чудес


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (25.02.2011) | Автор: Борис Соколов
Просмотров: 2136
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz