Автор: Александр Дворкин
"Институт Самовосстановления Человека" является эклектической сектой, устроенной по принципу сетевой тренинговой компании и сочетающей элементы психокульта, лженауки, оккультного целительства и псевдосуфизма.
Мирзакарим Норбеков
Полную биографию создателя и руководителя "Института Самовосстановления Человека" М.С. Норбекова и достоверные сведения о его якобы научной деятельности воссоздать не представляется возможным, ввиду отсутствия данных в открытых источниках. Однако некоторые данные о его жизни можно узнать из информации, размещенной в Интернете.
Мирзакарим Санакуилович Норбеков родился 17 ноября 1957 года в небогатой узбекской семье в горном ауле недалеко от Самарканда. В семье было семеро детей, но о своих родителях и братьях (возможно, и сестрах), как и вообще о своих родственниках, Норбеков ничего не сообщает. Известно, что сейчас его младший брат Мирзаахмат и теперешняя жена Норбекова, Нина, - преподаватели "Института Самовосстановления Человека".
По окончании восьми классов Норбеков, по некоторым сведениям, учился в местном художественном училище по специальности "настенная роспись". С 16 лет он работал художником по специальности. С 1975 года Норбеков начал проходить срочную службу в армии, вероятно, в строительных войсках. Прослужив полгода, получил в результате неуставных отношений тяжелые травмы, был комиссован и вернулся домой. Через некоторое время уехал в город (возможно, Андижан) и записался в несколько секций карате. Одной из них руководил Юрий Хван, который в настоящее время является президентом Федерации Сам Чон До, созданной и официально зарегистрированной в 1996 г. в Санкт-Петербурге [1]. Норбеков выступал на соревнованиях по карате и тренировал студентов.
Норбеков поступил в Андижанский институт хлопководства, но был отчислен после третьего курса.
Постепенно Норбеков начал ездить по СССР, вести группы здоровья и проводить семинары.
В 1994-1999 годах сотрудничал с Л.А. Фотиной [2], зарегистрировал совместно с ней 15 патентов в области медицины, которые первоначально легли в основу научного (по мнению специалистов - псевдонаучного) обоснования системы М.С. Норбекова. Первой изданной книгой М. Норбекова была совместная книга с Фотиной "Дорога в молодость и здоровье". Авторство, в целом, принадлежало одной Фотиной. Она систематизировала отдельные упражнения, назвав их системой, она выступила и составителем и редактором. М. Норбеков вынужден был довольствоваться вторым местом соавтора.
Затем Норбеков опубликовал в соавторстве с Юрием Хваном книги "Уроки Норбекова" и "Тренировка Тела и Духа". Впоследствии Норбеков переиздал эти книги, исключив из соавторов Хвана. В предисловии этим книгам методика самовосстановления позиционируется как синтез древневосточных методик оздоровления и открытий в области современной медицинской науки, а сами М. Норбеков и Ю. Хван - как выдающиеся современные целители.
Наибольшей популярностью пользуются книги Норбекова "Опыт дурака, или ключ к прозрению. Как избавиться от очков", ее продолжение "Дурака учить, что мертвого лечить, или советы здоровья на каждый день" и "Где зимует Кузькина мать, или как достать халявный миллион решений". Эти три книги вышли в рамках серии "Уроки доктора Норбекова".
Книга "Опыт дурака, или ключ к прозрению" - основополагающая, в ней раскрывается идеологическая и методическая основа учения. Следует отметить, что все последующие издания и переиздания во многом повторяют первый труд и являются дополняющими, суть их новизны состоит в систематическом изложении практических занятий, дополненных практиками медитации. Среди позднейших трудов Норбекова - "Энергетическая клизма, или триумф тёти Нюры из Простодырово", "Успех на вашу голову, или как его избежать" и "Если ты не осёл, или как узнать суфия. Суфийские анекдоты".
Заманчивые обещания (например, избавиться от заболеваний, признанных традиционной медициной неизлечимыми и хроническими) и необычный стиль изложения книг Норбекова призваны заинтриговать читателя с тем, чтобы он начал посещать "Институт Самовосстановления Человека".
В своих статьях и книгах Норбеков утверждает, что у него были различные наставники. В их числе упоминаются директор Института востоковедения (Узбекистан) Убайдулло Каримов, "Канон врачебной науки" Авиценны, "народный целитель" и анонимные суфийские учителя. Л.А. Фотина в своей книге "Мой муж Норбеков" утверждает, что Сеид Мухоммед Хасан - выдуманный персонаж, а прототипом для него послужил Шри Ауробиндо.
Помимо Фотиной и Хвана, Норбеков сотрудничал с Н.Р. Бородюк, доктором физико-математических наук (МГУ). Ее исследования в области биологии, на которые опирается Норбеков, не получили признания в научной среде.
О научной деятельности самого Норбекова никакой информации нет. Норбеков часто упоминает некие свои исследования, но неизвестно, где он проводил свои исследования и благодаря продаже в ЮАР какого изобретения смог стать, по его словам, мультимиллионером.
Норбеков представляется доктором философии в области медицины, психологии и педагогики. В действительности Норбеков не имеет даже законченного высшего образования и, тем более, признанных ВАКом ученых степеней. Возможно, речь идет о присваиваемом на Западе звании PhD, однако неизвестно, действительно ли он имеет эту степень, и если имеет, то где и за что он ее получил. Норбеков представляется академиком РАЕН, но за какие заслуги он получил это звание также неизвестно. Впрочем, РАЕН - это не государственная, но общественная организация. Если РАН выплачивает своим членам определенное жалование, то академики РАЕН сами платят за свое членство. Кроме того, как многократно указывала Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН, среди академиков РАЕН встречаются лжеученые и аферисты. Помимо этого, Норбеков - "академик" и других негосударственных "академий", еще более сомнительных, чем РАЕН.
Благодаря таланту манипулятора и энергии Норбекова, а также некоторой эффективности его курсов по улучшению зрения, его учение приобрело известность. В ходе развития своей системы Норбеков ввел, в качестве одного из центральных, понятие о состоянии "Образа Молодости и здоровья", в котором происходит мысленное воздействие на организм. Это состояние достигается с помощью "Октавы" - разработанной Норбековым психотехники, предусматривающей активную работу воображения (визуализацию) и самовнушение.
Постепенно Норбеков оброс учениками и сформировал систему презентаций и тренингов, на основе которой в 1998 году создал "Институт Самовосстановления Человека" и стал его руководителем. Согласно рекламным заявлениям, цель Института - организация учебных программ и практических условий для обучения самовосстановлению здоровья и максимального раскрытия потенциала человека для достижения успеха во всех сферах жизни. За прошедшие годы открыты представительства в 28 странах мира (в общей сложности - более чем в трехстах городах): в России и бывших республиках СССР, в США, Англии, Германии, Израиле, Канаде. Сайт Минского представительства Института называется "Сайт Минских Волшебников" и является одновременно представительством оккультно-психологической секты "Симорон".
В дальнем зарубежье Норбеков сумел занять определенную нишу на рынке групп развития человеческого потенциала (одно из ответвлений "Нью эйдж"), приобретая последователей в основном среди выходцев из бывшего СССР. В настоящее время Институт разрабатывают совместные проекты с Ю. Куклачевым (в рамках курса, ориентированного на детей) и М.Н. Задорновым…
Институт имеет развитую систему организации курсов, которые набираются приблизительно каждые 10 дней. В аудитории презентационный курс оздоровления ведут совместно преподаватель и стажеры. Перед началом тренинга ведущие производят отбор. С залом осуществляется активный эмоционально-негативный диалог (в частности, оскорбления, включая нецензурные, в адрес собравшихся), в результате которого значительная часть покидает зал. Произведя такую операцию несколько раз, ведущие работают с оставшимися. Такой отсев происходит главным образом для того, чтобы избежать присутствия в зале критически мыслящих людей.
Занятия проходят в форме тренинга, в ходе которого часто чередуются обсуждаемые темы, что позволяет удерживать внимание, активно поддерживается диалог со слушателями. Очевидцы отмечают атмосферу всеобщей восторженности. Любые ощущения каких-либо изменений в организме и психике объявляются признаком улучшения. Критическое мышление, рациональность вообще, объявляется "ненормальным" и мешающим процессу оздоровления. Чередуются разминки, медитации и лекции на фоне частой смены ритмов и громкости музыкального сопровождения. Возможно, применяется суггестия. Ведущие рассказывают о своих сверхвозможностях, которые якобы им запрещено демонстрировать и которыми может овладеть каждый пришедший. Из зала на сцену приглашаются люди, рассказывающие о своих исцелениях.
Система тренингов состоит из трех основных уровней.
1 уровень - вводно-оздоровительный курс. Реклама курса обещает в кратчайший срок устранить причины нездоровья, восстановить гибкость позвоночника, запустить механизмы очищения организма, начать тренировку эмоций, освоить основные техники бесконтактного аутомассажа внутренних органов, восстановить нездоровые органы. Курс также подразумевает гимнастику суставную, мышечную, сосудистую, гимнастику воли и воображения (это инструменты, с помощью которых осуществляется выздоровление), укрепление иммунитета, гинекологический и урологический массажи, устранение дефектов кожи (восстановление физической молодости); гимнастику эмоциональной сферы для управления психическим состоянием, а также восстановление зрения и слуха. Продолжительность курса: ознакомительное занятие + 9 дней по 4,5 часа.
2 уровень - подготовительный курс. Он носит якобы оздоровительный характер с элементами развития паранормальных способностей. Курс основывается на работе по формированию "Образа Молодости и здоровья" и освоении психотехники "Октава". На этом этапе изучаются энергетические упражнения из книги "Канон таинственных наук для Будущих Властелинов" (Норбеков утверждает, что это его перевод некоего древнего суфийского трактата "Книга Эмиров"), которая позиционируется как книга для избранных. Курс предусматривает: продолжение процесса оздоровления, изучение древних энергетических техник для восстановления организма, повышение защиты организма, восстановление работы иммунной системы, восстановления душевного равновесия, восстановления гармоничных отношений в семье и на работе, восстановления сексуальной потенции и достижение гармонии в сфере интимных отношений, тренировка уникальных способностей организма, а именно - управление собственной энергетикой, развитие интуиции, продолжение процесса восстановления биологической молодости организма, продолжение работы по тренировке черт характера "Победителя", работу по достижению целей и успеха. Продолжительность курса: 10 дней по 4,5 часа.
3 уровень - десятидневный основной курс. Он полностью направлен на развитие сверхъестественных способностей. Курс подразумевает работу с "ограничивающими убеждениями", формирование психологии процветающего человека и развитие внутреннего видения. Дополнительно обещается коррекция фигуры (включая увеличение роста) и лица. На этом уровне должно быть достигнуто пробуждение "седьмого чувства", которое Норбеков характеризует как единство обычных пяти и "шестого" (вероятно, интуиции). "Седьмое чувство" призвано обеспечить "формирование возможного будущего" (распространенный пример - окажешься на остановке как раз тогда, когда подойдет автобус).
Все курсы платные. Кроме того, существует более дорогая VIP-программа тех же трех курсов.
Особняком стоит курс "Мастерская успеха", который, в отличие от остальных курсов, ведет сам Норбеков. Перед зачислением необходимо заполнить анкету и пройти собеседование. Программа курса рассчитала на преуспевающих людей, желающих раскрыть паронормальные способности, такие как телепатия, внутреннее зрение, интуиция, развитие чувственности. Успешно прошедшие курс приглашаются в закрытый элитный "Клуб миллионеров". Еще в конце 2003 г. Норбеков утверждал, что в этом клубе состоят 242 его ученика - российские миллионеры и миллиардеры [3].
Институтом проводятся выездные курсы на курорты мира, интернет-курс и курс для детей (курсы сочетают в себе оздоровительные элементы и развитие интуиции).
В рамках оздоровительного курса проводится курс "Суфийский", который дублирует основной курс. Главный акцент курса сосредоточен вокруг практических занятий. Основу курса составляет обучение медитативным практикам восточной ориентации (с повторением зикра - т.е. имен, или свойств Аллаха).
Прошедших основные курсы поощряют продолжать занятия дома и внушают необходимость пройти многоступенчатую подготовку преподавательского состава, остаться в Институте или открыть новый филиал. Таким образом Институт Норбекова распространяется по сетевой схеме.
Для продвижения вверх по иерархической лестнице соискателю преподавательского статуса необходимо пройти следующие ступени: 1 ступень - кандидат в стажеры, 2 ступень - стажер, 3 ступень - ассистент преподавателя, 4 ступень - сертифицированный преподаватель, 5 ступень - практикующий преподаватель, 6 ступень - инструктор, 7 ступень - тренер, 8 ступень - наставник.
Уже три года назад в "Институте Самовосстановления Человека" (включая филиалы) было более 600 преподавателей. Однако, по словам самого Норбекова, истинных учеников у него не более 10, да и те переняли у него форму, а не суть.
Следует сделать некоторые пояснения относительно формы и содержания системы Норбекова.
Учение Норбекова и в книгах, и на занятиях, излагается в агрессивном стиле, с использованием оскорбительных оборотов в адрес читателя/слушателя. Активно культивируется и многократно закрепляется идея нездоровья как неполноценности, достойной презрения. Напротив, искусственно сформированный "Образ молодости и здоровья" подается как единственно правильное состояние. Автор, несомненно, использует авторитарный тип построения взаимоотношений. История (неизвестно, насколько вымышленная) исцеления и пребывания в ученичестве самого Норбекова описана им в книге "Опыт дурака, или ключ к прозрению". Учитель Норбекова практиковал подавление агрессии, физическое воздействие и отсутствие поощрений. Тот же тип взаимоотношений Норбеков практикует со своими учениками, а те из них, кто является преподавателями его института, транслируют его на слушателей. Оскорбительные обороты, очевидно, используются для побуждения к действию и подавления личности.
Разработчик системы также стремится к приобретению влияния на читателя/слушателя, чередуя "негативное" и "позитивное" изложение. Характерно, что оба состояния крайне эмоциональны. Подобный стиль изложения выводит психику из стабильного состояния и провоцирует возникновение сильных эмоций, подавляющих критическое мышление.
Широкой публике Норбеков известен, прежде всего, своим методом лечения заболеваний органов зрения. Этот метод на самом деле заимствован Норбековым у У.Г. Бэйтса [4], разработавшего свою систему лечения еще в 1896 г., однако ученые говорят о спорности ряда положений теории Бэйтса.
Основу метода составляет искусственное формирование эмоционального подъема по формуле "мышечный корсет" - настроение - результат, где "мышечный корсет" - подтянутая осанка, искусственно сформированный эмоциональный настрой, созданный при активном участии воображения. В центре изложения содержится учение об уже упомянутой "Октаве".
Норбеков исповедует идею биоэнергетического подхода в лечении [5], используя принцип самовнушения. На этом принципе основывается метод бесконтактного массажа с помощью визуализации, который в совокупности с гимнастикой составляет практическую часть программы.
Методика оздоровления претендует на научность, однако следует заметить, что истоки бесконтактного массажа (которые являются обязательным элементом практики) имеют оккультные корни. Один из возможных механизмов воздействия бесконтактного массажа - это эффект плацебо. Простая вера в то, что процедура принесет облегчение, нормализует реакции парасимпатической нервной и иммунной систем, и это само по себе может уменьшить беспокойство, понизить уровень кровяного давления и частоту пульса, ослабить мускульное напряжение и боль. Подобное воздействие на тело человека наблюдалось после применения музыкальной терапии и методов расслабления, основанных на биологической обратной связи.
Безусловно, организм человека способен в критический момент мобилизоваться для борьбы с болезнью, но искусственное перенапряжение приводит не к выздоровлению в конечном итоге, а к ослаблению организма. Очевидно также, что улучшения, наступающие во время занятий, имеют, как правило, временный характер, поскольку ощущаются только в особом состоянии. Прекращение практики ведет не только к прекращению положительного эффекта, но и к различным депрессивным состояниям и психозам различной этимологии. При этом Норбеков неоднократно повторяет, что слагает с себя ответственность за ухудшение состояния здоровья, обосновывая возможные ухудшения исключительно непоследовательностью лечения и ленью последователя.
После общего оздоровления перед последователями Норбекова рисуется перспектива развития паранормальных способностей ("шестое" и "седьмое" чувства), что говорит об эзотерическом характере системы. Развитие "шестого" и "седьмого" чувств, то есть, по сути дела, интуиции, должно привести к тотальной успешности последователя Норбекова.
Норбеков делит людей на категории разных достоинств по признаку полноценности восприятия мира. Мы видим противопоставление последователей системы Норбекова вкупе со "стихийными интуитивистами" ("Победителей") всем остальным ("Неудачникам"). Характерно, что деление осуществляется не по нравственным качествам, а по степени успешности в бизнесе, финансовой и политической сферах. Ценности, которых придерживаются последователи, ограничиваются рамками земной жизни, активно проповедуется стремление к финансовому благополучию, где цель оправдывает средства, формируется негативное отношение к лицам, не симпатизирующим системе, как к неполноценным [6].
По поводу того, что Норбеков называет себя суфием с 30-тилетним стажем и странствующим дервишем, а также заимствует некоторые суфийские практики (например, зикр), можно кратко отметить следующее. Суфизм - это исламский мистицизм, имеющей целью соединение души мусульманина с Аллахом. Суфизм, во-первых, это внутреннее течение ислама и может рассматриваться только в контексте учения и практики ислама. Во-вторых, суфизм -аскетическое учение, предусматривающее нравственное совершенствование и постоянную внутреннюю работу над собой. В-третьих, ученичество и мистическая практика в суфизме подразумевает постоянное пребывание или частые встречи ученика (мюрида) с учителем (шейхом). В-четвертых, в суфизме медитативные практики используются для достижения слияния с Аллахом.
Однако во всех книгах, на которых указано авторство М.С. Норбекова, суфизм представляется иначе. В частности, Норбеков утверждает, что суфизм - это внеконфессиональное учение, которое лишь исторически сложилось в рамках ислама. Упражнения в системе Норбекова имеют не духовно-нравственные цели, но посвящены оздоровлению, достижению успеха и финансового благополучия. Из суфизма он заимствовал только внешнюю сторону различных психотехник и модель поведения "учитель-ученик", которые, однако, не предполагают слияния с Богом, но направлены на культивирование "Образа молодости и здоровья" и развитие интуиции. Такая трактовка и прагматическое использование суфизма характерна для самых секулярных направлений движения "Нью эйдж". Суфизм Норбекова является профанацией традиционного исламского суфизма, по сути - псевдосуфизмом.
"Институт Самовосстановления Человека" М.С. Норбекова обладает следующими признаками тоталитарной деструктивной секты:
1. Культ лидера - Норбекова - как уникального "Учителя" (так к нему обращаются последователи), чей авторитет непререкаем. Норбеков с удивительной непосредственностью говорит о себе: "Я хочу быть Норбековым - единственным и неповторимым - и получать признание здесь и сейчас" .
2. Авторитарный характер отношений с последователями.
3. Мифологизированная биография лидера, фальсификация сведений о его достижениях.
4. Извлечение прибыли как основная цель создателя и руководителей Института, мошенничество (существуют свидетельства о подкупе с целью получения ложных свидетельств о якобы произошедших исцелениях).
5. Обязанность подражать лидеру. Личный пример М.С. Норбекова не раз служит ориентиром в достижению успеха.
6. Сложная иерархическая структура преподавательского состава Института.
7. Наличие внутреннего круга избранных - "Клуба миллионеров", а также чисто рекламной, служащей для привлечения новых последователей, методики улучшения зрения.
8. Для привлечения новых последователей даются неверифицируемые обещания: развитие у них интуиции и способности влиять на события (например, автобусы, маршрутки, поезда будут оказываться там, где надо). Вина на неисполнение верифицируемых обещаний (исцеления, успех) перекладывается на слушателей.
9. Формирование в той или иной форме убеждения, что "цель оправдывает средства" и что любое действие приемлемо для достижения здоровья и успеха.
10. Культивирование элитарного сознания, деление на "мы - Победители" и "они - Неудачники". Формирование убеждения, что членство в группе дает доступ к особым силам и возможностям (ведущие неоднократно повторяют о своих сверхвозможностях, которых можно достичь, пройдя обучение).
11. Активная и пассивная вербовка без раскрытия использования техник контроля сознания (неотъемлемая обязанность стажера - вербовать новых последователей).
11. Использование техник контроля сознания, в частности, провоцирование у личности эмоциональных пиков и спадов. Возможно, также используется суггестия.
12. Внушение недоверия к логическому, особенно критическому, мышлению. Эмоции, ощущения, интуиция и тому подобное рассматриваются как более заслуживающие доверия, чем рациональное мышление, которое вообще считается помехой к достижению здоровья и успеха.
13. У человека, попавшего в "Институт Самовосстановления Человека", методично вырабатывается зависимость от практик секты, ему навязывается убеждение, что его дальнейшая жизнь без этих практик невозможна, ничего достичь без секты нельзя. Человеку внедряются установки, что система Норбекова даст ему безграничные возможности, нужно лишь усердно практиковать и прилежно платить деньги за очередные курсы. Внушается страх, что, перестав жить по системе Норбекова, человек потеряет свой уникальный шанс чего-то добиться в жизни.
14. Известны случаи психических срывов и расстройств среди слушателей "Института Самовосстановления Человека", до своего обучения там не имевших проблем с психикой.
В приложениях к итоговым документам международных научно-практических конференций "Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма" (Екатеринбург, 9 - 11 декабря 2002 г.) и "Тоталитарные секты и демократическое государство" (Новосибирск, 9 - 11 ноября 2004 г.) "Институт Самовосстановления Человека" Мирзакарима Норбекова был отнесен к наиболее известным деструктивным тоталитарным сектам или группам, обладающим значительным числом признаков таковых, действующим в Российской Федерации.
Александр Дворкин, профессор
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Использованная литература и ссылки
1. Система "Сам Чон До" разработана Норбековым и Хваном. В ее основе лежат элементы восточных единоборств, цигун и медитация. Принципы "Сам Чон До" описаны в книге М.С. Норбекова "Дурака учить, что мертвого лечить, или как избавиться от очков".
2. Фотина Лариса Александровна. Врач, кандидат медицинских наук, автор 10 книг, 18 изобретений, около 100 научных трудов, посвященных здоровью человека. В течение 15 лет, будучи сотрудником ГНЦ РФ "Института медико-биологических проблем" РАН, занималась экспертизой здоровья космонавтов. С 1993 г. развивает некую "многоуровневую систему самооздоровления и омоложения организма человека, известную в мире как система "ЛОРА"". Представляла свою систему в США, Великобритании, Венгрии, Болгарии, Сербии, Австрии.
3. См. интервью с Норбековым в еженедельнике "Аргументы и факты", № 51 (1208) от 17 декабря 2003 г.
4. Бэйтс пришел к выводу, что главной причиной ухудшения зрения является психическое напряжение. Достижение расслабления, необходимого для улучшения зрения, потребовало разработки ряда упражнений, носящих как физический, так и психический характер, с преобладанием последних. Последователями Бэйтса высказывалась также мысль о возможности применения гипноза к улучшению зрения.
5. В основе биоэнергетического подхода лежит идея о скрытых резервах организма, при активизации которых (путем определенной дыхательной гимнастики и мануального воздействия) организм способен самостоятельно преодолеть заболевание.
6. "Аргументы и факты", № 51 (1208) от 17 декабря 2003 г.
Источник: Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|