Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

"Да будут все едино..."
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 22.11.2024, 17:11 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

"Да будут все едино..."

Автор: Протоиерей Борис Балашов

В Евангелии от Иоанна мы читаем совершенно удивительную вещь - слова Первосвященнической молитвы Сына Божия к Отцу. Мы не смеем заглядывать в отношения между Богом Отцом и Богом Сыном, но Господь Иисус Христос этой Своей молитвой, услышанной учениками, позволил приоткрыть их нам. Слова этой молитвы очень емкие, в них отражается головокружительная глубина. И я не буду пытаться пересказать их. Их надо перечитать, точнее - перечитывать, по крупицам собирая то, что Господь соизволил нам открыть.

Сейчас я буду говорить об одном - о жизни. Бог даровал человеку жизнь. Жизнь - это самый драгоценный дар, который мог человек иметь на земле. Даже старый, больной человек уже в немощи хочет продлить дни и часы своего земного бытия. Жизнь радует нас своим цветением и торжеством, мы боимся оторваться от этой чаши жизни.

Вспомните картину известного русского художника Серова "Девочка с персиками". На ней изображена Вера Мамонтова, девочка лет двенадцати, с прекрасными темными волосами, румяными щеками, в легком розовом платье, вся залитая солнечным светом. А лежащие на столе яркие персики подчеркивают эту красоту и силу только начинающей расцветать жизни. Как прекрасен момент этой жизни торжествующей: в этой замечательной девочке, в этих спелых фруктах, в этом пронизанном солнцем воздухе...

Для чего нам дана жизнь

На одном из подмосковных кладбищ есть могила. На памятнике фамилия, имя, отчество женщины, умершей в старости и болезнях. В скобках написано: "Девочка с персиками". Та самая девочка, начало расцвета красоты которой запечатлел художник. Она подчинилась общим законам нашего бытия и стала дряхлой больной старухой, кости которой тлеют в могиле.

Таков итог человеческой жизни. Нам кажется таким противоестественным, когда к нам приближается смерть или когда она уносит наших близких. И мы правы в том, что протестуем против этого, не хотим этого принять, потому что человек сотворен Богом совсем не для смерти.

В первых главах книги Бытия мы читаем о сотворении человека - о том, что он стал душою живою, что Бог вдунул в него дыхание жизни, что он принял некую Богоподобную жизнь. И там, в раю, вкушая плоды древа жизни, первозданный человек мог жить и наслаждаться бесконечно. Но было там и другое древо, от которого человеку вкушать было запрещено, - древо познания добра и зла. Бог не просто запретил человеку вкушать от него, но объяснил причину этого запрета: ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17). Нас всегда удивляет такая странная формулировка - смертию умрешь, то есть как бы дважды говорится об одном и том же. Смерть этим как бы удваивается. Вся история грехопадения это подтверждает, потому что первая смерть при отпадении от Бога - это смерть духовная - прекращение в человеке благодатной жизни души, ведущей к вечности. Это та жизнь, которая есть не просто нервно-психическая деятельность, а высшая жизнь духа человеческого, связанная с его Богоподобием. И сейчас-то мы еще в большей степени страдаем именно от смерти духовной, своей и наших близких, когда, будучи живыми, мы фактически становимся духовными мертвецами.

Так что же такое жизнь настоящая, для чего же она Богом нам дана? Чтоб просто, как бабочка, попорхать денек и стать потом навозом для земли, чтобы земля лучше рожала? Ведь Бог есть жизнь, Бог есть источник жизни. И вот, несколько строк из Евангелия нам приоткрывают тайну жизни настоящей. Сын Божий, молясь Отцу, говорит о Себе, о Своем служении в этом мире так: "Так как Ты дал Мне власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Мне, дам Жизнь Вечную" (см. Ин. 17, 2). Человек своей волей остался без этой Вечной Жизни, потеряв этот Божественный Дух в своей душе. И ее, эту Жизнь Вечную, Вечного Бога в душе, и даст Божий Сын, но даст тем, которых Бог Отец дал Ему, которые стали Его чадами в Вечной Жизни.

Нам кажется: сейчас мы живем во времени, а вот когда умрем, тогда настанет какая-то там вечность непонятная. Однако Христос говорит совсем не об этом; не о том, что потом Он нам что-то даст, когда мы уже умрем. Нет, Он говорит о том, что всему, что Бог Отец дал Ему, Он даст Жизнь Вечную сейчас.

Так в чем же состоит эта Вечная Жизнь? Вот земная жизнь, по сути, заключается в химических процессах, которые совершаются в человеческом организме. Но если говорить о Жизни Вечной, то она абсолютно не зависит от здоровья моих клеток, моего головного мозга, от давления и тому подобного. Сам Христос отвечает, в чем она, эта Вечная Жизнь, заключается: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3).

Жизнь Вечная - в познании Единого, Истинного Бога. В знании: да знают. Кажется, все так просто: прочитаем Евангелие, какие-то книжки о Боге - и будем все знать. И начнется у нас тут Жизнь Вечная, так что ли? Когда мы можем сказать, что знаем человека? Что, я взял из личного дела его биографию, прочитал, посмотрел фотографию - и я теперь этого человека знаю? Да нет, я его не знаю. Знаю какие-то штрихи из его жизни. Я могу прочитать десять биографий этого человека - и совершенно его не понять.

Вот пример из нашей земной жизни: допустим, парень с девушкой встречаются какое-то время, им кажется, что они любят друг друга, что они знают друг о друге все. А после свадьбы оказывается, что они друг с другом почти не знакомы, что узнавать-то только сейчас начинают. И оказывается, что он совсем не такой, хотя и похож на прежнего, и она в домашнем халате вовсе не так выглядит, как в нарядном платье. И начинается настоящее узнавание друг друга, иногда сложное, болезненное. Узнать человека - это соединиться с ним, проникнуть в его душу, в его жизнь. Мать может сказать: я знаю своего ребенка, потому что она не со стороны его наблюдает, а видит и чувствует его жизнь изнутри.

Если мы обратимся к Ветхому Завету, то найдем там очень своеобразное понимание слова "знать". Вот, Исаак и Ревекка, поначалу чужие, незнакомые люди, соединив свои жизни, стали семьей, и Библия об этом говорит, что "познал" Исаак Ревекку, и она родила сына. Только так и может происходить это познание человека человеком - в соединении жизней. Потому, когда мы говорим о знании Бога, мы говорим не о теоретическом знании о Нем, почерпнутом из книг, а о том мистическом внутреннем опыте, который должен появиться в результате нашего общения с Ним.

Знание Бога и есть соединение с Ним. Каким же образом это возможно для нас, людей, ограниченных, телесных существ, живущих на земле, ведь Бог - Дух, который весь мир сотворил, как же мы можем с Ним войти в эти отношения? И вот, в другом стихе 17-й главы Евангелия от Иоанна Сын Божий говорит Своему Отцу: Я уже не в мире (имеется в виду, что Он готовится к исходу из этого мира), но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое (Ин. 17, 11). И вот дальше, что я хотел бы подчеркнуть: …тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 11). Снова Христос говорит о тех людях, которых Бог Отец дал Ему. Мы только что слышали, что Он даст им Жизнь Вечную, а теперь говорится другое: чтобы они были едины как и Мы. Нам приоткрыта тайна, которую до конца понять не можем, но тем не менее мы знаем, что Бог Един и Троичен.

Бог Един: Отец, Сын и Святой Дух. И в приведенном стихе говорится, что все эти люди, которые Жизнь Вечную получат, тоже должны быть каким-то образом едины. А как могут быть люди едины? Посмотрим, что происходит в мире: ссоры, вражда, интриги, распри, войны. И так во всей истории человеческой: от семьи до целого мира. И тем не менее Господь говорит о некоем единстве, которое существует всегда. Не о партии, не о какой-то общественной организации говорит Господь. А о чем?

Читаем дальше… Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание (Ин. 17, 12). То есть души всех тех, кто пришел ко Христу, Он сохранил, кроме души того, кто сам отпал, предав Бога, - Иуды. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную (Ин. 17, 13). Это понятно: Бог благ, Бог совершенен, в Нем нет греха и недостатков. Поэтому в Нем - бесконечная жизнь и бесконечная радость. Как же к этой радости можем приобщиться мы, искалеченные грехом, смертные люди?

Теперь вспомним, что Он говорил о единстве: чтобы мы имели Его радость. Какое единство у людей может быть? Во-первых, Сам Богочеловек имеет не только Божественную природу, но и человеческую, которую Он принял, став подлинным, настоящим Человеком. И в Своем Вознесении он Божественную Свою природу вознес к Своему Отцу в мир Небесной славы, а вместе с ней и нашу человеческую природу возвел на Божественный Престол. Так Христос строит новый, живой организм, который будет состоять из людей, - Церковь. Он так говорит об этом: Я есмь лоза, а вы ветви... без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). То есть: этот живой организм - Мое Тело, вы - члены, органы этого Тела. Апостол Павел далее эту мысль развивает: Христос - Глава, мыслящий, руководящий орган этого Тела, а мы - члены, органы этого Тела. Так Христос создает новое органическое единство, в котором Он вместе с нами, с людьми, пребывает, ибо Он не перестал быть Человеком, вознесшись на Небо. Это единство - Церковь, и Он - Глава этой Церкви.

Мы должны стремиться к тому, чтобы в жизни своей сохранять это единство, эту принадлежность к Его Церкви, иначе очень быстро мы превращаемся в засохшую ветвь. И как Христос, Богочеловек, имеет полноту радости, бытия, жизни в Себе, то через все живые связи этого организма Он Свою Вечную Жизнь сообщает нам, и мы приобщаемся к этой Жизни через приобщение к Нему. Эта вечная радость, настоящая, полноценная, бесконечная и безграничная - она от Христа, от Его Жизни изливается нам.

Я приведу пример из фильма, который мне когда-то очень понравился, называется он "Храм". Одну женщину, достаточно молодую, спрашивает корреспондент: "Вот вы стали верующей. Что же, вы теперь счастливы?" Она говорит: "Нет, я не то, чтобы счастлива, но теперь я живу; раньше я существовала, а теперь живу". Она действительно поняла суть этого прекрасного бытия - бытия с Богом и в Боге. Она вроде бы жила, но полноты жизни не было. И только тогда, когда она прикоснулась к жизни Бога, она ощутила в себе радость и полноту этой Вечной Жизни, нескончаемой. Вечная Жизнь - это иное состояние человеческой души, это иной уровень жизни, и только на этом уровне человек может обрести настоящее счастье, будучи даже не очень счастливым по земным меркам, потому что он обретает такую полноту жизни, о которой до этого и помыслить не мог. Обретается эта жизнь только в общении со Христом, а затем она пронизывает все вокруг нас - семью, дела, дружбу, и мы входим со всем этим в единство со Христом в Его Церкви.

Из книги протоиерея Бориса Балашова "На камне или на песке".
"Христианская жизнь". Клин. 2009


Богослужебные тексты как источник вероучения. Путь согрешившего человека к древу Жизни
Вышли в свет две новые книги протоиерея Бориса Балашова


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (03.10.2010) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2552
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz