Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Неделя прп. Марии Египетской, пятое воскресенье Великого поста
"Попечения о плоти не превращайте в похоти" (Рим. 13, 14), - увещевает собратьев апостол Павел. Потому что очень трудно не переступить грань между одним и другим. И мало кому это удается. Не в этом ли мы и каемся чаще всего? Необходимое служение телу вновь и вновь превращается в средство получения удовольствия. И хотя нет ничего дурного в невинных радостях, которые иногда испытывает тело и душа, но так легко незаметно поработиться им.
Наслаждение - вот к чему стремится падшая человеческая природа, наслаждение - вот тот идол, тот кумир, которому мало кто не поклонился.
И первое, что мы, христиане, должны уяснить для себя: служение различным похотям есть то же идолопоклонство, в котором грозно обличали своих собратьев древние пророки. И особенно возмущало то, что люди пытались совместить веру в истинного Бога с верой в лжебогов. Это было еще более мерзостно, чем откровенное идолопоклонство. Пророк Илия так обращается к народу, поклонявшемуся Ваалу и другим кумирам: "Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте" (3 Цар. 18, 21).
Эти слова сегодня обращены и к нам. Есть многие совсем не верующие, не знающие Бога и не желающие Его знать. И если они служат своим кумирам, то это хоть и прискорбно, однако вполне логично и понятно. А мы, верующие? Мы, так часто гордящиеся знанием Истины? Не к нам ли можно отнести слова пророка, слегка изменив их? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если - удовольствие, то и занимайтесь этим: вкушайте, наслаждайтесь. Будьте цельными, не раздваивайтесь, или, как сказал пророк, не хромайте на оба колена.
Но мы всю жизнь совмещаем несовместимое, мечемся между Богом и идолами, между Духом и чревом, то порываемся в Небеса, то вновь падаем в самую зловонную грязь.
В это воскресенье Церковь вспоминает ту, которая была совсем не такой, как мы, которая никогда не "хромала на оба колена", а всегда всю себя предавала на служение тому, что считала главным.
В 15 лет она впервые вкусила блудных услаждений и предалась им целиком. Бросив дом и убежав в Александрию, 17 лет она жила только похотью и для похоти. Ей было 32 года, когда она села на корабль, плывущий в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Села на корабль не для того, чтобы поклониться святыне, а чтобы находиться в обществе множества мужчин со всеми вытекающими отсюда последствиями. И, наверное, не было на корабле ни одного мужчины, которого не совратила она дорогой.
Восхищаться тут, конечно, нечем, однако и камень бросить едва ли кто-то из нас имеет право. Просто Мария пошла до конца по тому пути, по которому почти все делают хоть несколько шажков. Просто она была откровенна в том, чем большинство занимается тайно - если не делом, то в помыслах.
Мария была цельной натурой. Конечно, это совсем не та цельность, которой стоит подражать, но не она ли сделала возможным и то обращение, которое произошло в Иерусалиме, и ту святость, ту чистоту, которые она стяжала подвигом покаяния?
В день праздника Мария не смогла войти в храм: Неведомая Сила не впускала ее. Что это было - Гнев Божий или Любовь Божия? Конечно, Любовь. Ведь и гнев у Бога - это совсем не то, что у нас. Когда мы во гневе, то нас переполняют недобрые чувства: злоба, презрение, отвращение, негодование и пр. Но в Боге нет ничего подобного. Бог есть Сама Любовь. И потому Гнев Его - тоже выражение любви. Любви, о которой Мария не имела до этого никакого понятия.
Здесь, у дверей храма, произошло ее обращение, здесь она исполнилась решимости изменить жизнь. И когда исповедала это решение пред иконой Божией Матери, она смогла войти в храм, приложиться ко Кресту Господню.
В утренних молитвах мы произносим: "Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех". Именно так и возлюбила Бога Мария после того, как пережила потрясение на пороге храма. Возлюбила Христа и возненавидела грех. Только этот путь ведет к Богу. Если мы хотим любить и Бога, и грех, то ничего не выйдет. Поэтому Церковь поет о преподобном Сергии: "Всякое плотское наслаждение возненавидел..." (кондак). Чем отвратительнее, чем безобразнее видится нам всякая похоть, тем ближе Бог, тем сильнее Любовь, тем радостнее душе.
Но обращение и покаяние - не одно и то же. Обращение - это вступление в борьбу, это объявление войны. Покаяние - это сама война, и много придется пролить крови и слез, прежде чем наступит победа.
Мария Египетская 17 лет в пустыне, совершенно одна, боролась со своими страстями. И победила, и достигла небесной чистоты, божественной силы духа. Боремся ли мы с вами? Начали мы свой путь к Богу или еще только собираемся? Откладывать дальше - все опаснее и опаснее.
Из книги протоиерея Игоря Гагарина "Гореть, а не тлеть!"
Библейские основы православного пастырства
Побеждающему дам вкушать от древа жизни (Откр. 2, 7)
В чем застану, в том и сужу… На пороге вечности
Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. История праздника Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|