Автор: Святитель Николай Сербский
Один брат добрый, другой злой
- Расскажи нам, отче, еще что-нибудь о таких вещах. Это важно и поучительно, - так просили люди, и священник откликнулся на их просьбу:
- Одна мать может родить двух сыновей, но один будет добр, а другой злой. Такой пример приводится в Святом Писании о сыновьях Исаака, о двух близнецах: Иакове и Исаве. Исав был первым, старшим, и родился весь красный и волосатый, а Иаков был младшим, и выглядел обычно. Исав, будучи жестоким и алчным, продал ему свое первородство за миску чечевичной похлебки.
И праведный Иаков имел весь свой век мучения от жестокого воинственного Исава.
Два народа, произошедшие от тех двух братьев, были так же различны, как и братья. И борьба не на живот, а на смерть между теми двумя народами длилась веками. Здесь нельзя сказать, что в ненависти братьев повинны родители. Ибо родители тех братьев, Исак и Ревекка, описываются как праведные люди. Я и сам не знаю, как это объяснить, кроме как идти дальше, до начала, до корня, до Адама и его греха против Бога.
- Так бывает и сейчас, - сказал кто-то. - Все вы знаете Сычевичей и Голубовичей из нашей округи. Обе эти семьи происходят от некоего старого князя, который женился на очень молоденькой девушке. О нем говорили, что был он хороший человек во всем, только упрекали, что взял в жены в свои преклонные годы девушку, которая могла быть ему дочкой.
- А это, ей Богу, не хорошо! - воскликнул кто-то.
- Хорошо - не хорошо, только родила ему жена двух сыновей, близнецов. Как увидел отец первого, он воскликнул: сыч! А когда увидел второго, вскричал: голубь! Так их после и звали, и никто не знает имен, что им дали в крещении. Вот от них и пошли эти две фамилии: Сычевичи и Голубовичи. И сколько помню, всегда между ними были распри и кровь. Передрались!
Два брата, оба добрые
- А есть примеры, когда оба брата доброго нрава, и от их добронравия бывает хорошо многим другим людям. Один такой пример дают нам Моисей и Аарон, родные братья, которые вывели народ Израильский из Египта. Они были различных способностей, но всегда опирались друг на друга и помогали один другому. Моисей имел великую силу от Бога и творил великие и страшные чудеса на протяжении 40 лет, но был косноязычен и медлителен в речи. Его брат Аарон не имел в себе такой силы, как Моисей, однако был речист. Когда Господь призвал Моисея от овец и повелел ему быть вождем порабощенного народа, Моисей пожаловался ему на слабость свою и сказал: Молю Тебя, Господи, пошли другого, кого можешь послать. Господь ему на это ответил, что брат его Аарон будет с ним и добавил: он вместо тебя будет говорить с народом, и он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога (см. Исх. 4, 10-16).
Так после и было до конца их жизни: Моисей показывал силу великую, а Аарон говорил, когда нужно было говорить. И если Аарон ошибался, как он ошибся, когда согласился с тем, чтобы народ поклонялся златому тельцу вместо Бога, Моисей его поправлял. Когда же Моисей где-либо изнемогал, как на молитве в войне против Амалика, брат Аарон поддерживал его поднятые руки. О, как это прекрасно, братья мои, когда братья дополняют друг друга и помогают один другому!
- Правда, правда, - воскликнули все.
Тогда слово взял староста и привел такой пример:
- Это мне напоминает о нашем бывшем старосте Обрене. Вы все слышали, как он 40 лет подряд управлял сельской общиной. Я его хорошо помню. У него был старший брат Пека, который был главой дома. Оба брата до конца жизни жили в дружбе и любили друг друга так, как только могут любить настоящие братья. Пеко заикался и поэтому не любил говорить, однако в округе не было ему равных по уму и честности. А Обрен был скор и на шаг, и на язык. Он мог говорить и красиво, и много, и привлекательно, но большого ума у него не было. Но зато Обрен слушал Пеку, как Господа Бога, и никогда ничего не поручал и не присуждал людям, пока прежде не посоветуется с братом. Как только Пека умер, Обрен ушел с поста старосты села.
- Правильно сделал, - заметил священник. - Умен не тот, кто делает вид, что умнее всех, но тот, кто слушает более умного.
Источник: Святитель Николай Сербский (Велимирович).
"Таинственные притчи".
Клин: "Христианская жизнь". 2004.
Фото: http://eda.ru
Притчи о братьях. Адамовы слезы
Притчи о братьях. Добрый брат и злой брат Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|