Автор: Святитель Николай Сербский
Добрый брат и злой брат
Перед Окружным судом в Крагуевце стояла толпа крестьян, озабоченных и молчаливых. Все явились по повесткам, как свидетели одного убийства в их селе. Брат убил брата.
Было их двое, и жили они в доме своего отца Ранка С. из села Л. У младшего брата Павла была искалечена рука, и из-за этого он не служил в армии. Старший брат Янко отслужил свой срок и только что вернулся домой. По своему нраву они с детства были непохожи, и чем старше становились, тем больше проявлялись различия между ними. Павел был молчалив и скромен, застенчив и набожен. Янко был хвастлив, ленив и дерзок и всегда с презрением смотрел на своего брата-калеку, наслаждаясь, когда удавалось ему навредить и его унизить.
Что бы Павел ни делал, Янко все принижал и презирал. Однако Павел все сносил терпеливо. Отец был на стороне младшего сына, наказывая старшему, чтобы тот не обижал брата, ибо "Павел держит дом и трудится больше, чем все остальные". Но это Янка только больше раздражало. После возвращения из армии Янко стал еще грубее и самовольнее. Он стал и отца своего ругать, когда тот перед иконой молился Богу, а Павла стал и поколачивать.
Однажды Янко был на свадьбе у соседа. Отец услышал, что он там о чем-то спорит со сватами, и послал младшего сына Павла, чтобы позвать его домой. Павел пошел и передал ему отцово повеление, но зарвавшийся брат крикнул на него: "Да разве ты мне командир, калека убогий!?" В тот же момент он выхватил пистолет и на месте убил своего брата Павла.
- Признаешь ли ты, что убил своего брата Павла? - спросил судья Янко, который стоял в наручниках.
- Признаю.
- Как ты мог убить своего родного брата? Вот все свидетельствуют, что он был лучше тебя: честный, трудолюбивый, набожный...
- Именно за это я и убил его, - ответил Янко. - Было мне противно на него смотреть, и не мог я его выносить.
Опросив свидетелей и выслушав последнее слово обвиняемого, суд вынес решение казнить братоубийцу смертной казнью. Услышав решение суда, несчастный отец простонал в голос:
- Было у меня их двое, а теперь не осталось ни одного.
Так было и в начале
Прошло с тех пор некоторое время. Однажды в воскресенье, после службы Божией, вышел народ из церкви и начал расходиться. Но большинство, в основном мужчины, свернули в трапезную для народа перед церковью, чтобы погреться у огня и побеседовать. Вскоре подошел и священник и сел с ними.
- Видали бедного Ранка, как он поседел, будто ему семьдесят? - сказал кто-то.
- Как не поседеть, раз такое случилось! Было у него два сына - и обоих потерял. И то как: брат убил брата!
- Так было и в начале, - сказал священник.
- О чем ты, отец? - спросили люди.
- Точно так же, как и наш несчастный Ранко, праотец всего рода человеческого Адам имел двоих сыновей: Каина и Авеля. Каин был себялюбивый и дерзкий, как и Янко, а Авель - скромный и набожный, как Павел. И Каин ненавидел и презирал Авеля точно так же, как Янко ненавидел и презирал Павла. И вот однажды, когда оба брата были в поле, напал Каин на брата своего Авеля и убил его. Разве не так же поступил Янко с братом своим Павлом? Там было братоубийство из-за прародительского греха, отпадения от Бога и связи с дьяволом, и здесь - братоубийство из-за чьего-то греха, но чей это грех, не могу сказать. - Немного помолчав, священник вздохнул и продолжал. - Могу вам сказать, братие, что, в конце концов, всякое убийство, по сути, есть братоубийство, ибо телесно весь род людской произошел из ребра одного человека, Адама. Поэтому врагами нас делает не тело, но дух. Противодействие духа разделяет людей и удаляет человека от человека несравненно больше, чем все различия телесные, видимые. Человек с духом Божиим в себе отличается от человека с духом демонским сильнее, чем день и ночь. Предназначение Церкви Христовой на земле - вдохновить всех людей одним и тем же духом, а именно, Духом Божиим, а это есть Дух мудрости и разума, Дух жизни и света, Дух истины и любви. Славный святой русский Серафим Саровский говорил, что "приобретение Духа Божьего есть главная цель христианской жизни". О, если бы к этой цели каждый родитель направлял бы своих детей, и каждый учитель - своих учеников, и всякий вождь народный - свой народ! Отдохнула бы тогда эта черная земля от братоубийства.
Продолжение следует
Источник: Святитель Николай Сербский (Велимирович).
"Таинственные притчи".
Клин: "Христианская жизнь". 2004.
Фото: Татьяна Сазонова
Притча о переодетом царе
Одному горожанину о подарках сектантов Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|