Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 2-ю Великого поста.
Евр. 1:10-14, 2:1-3
.
Фото: Ю. Павлюк
Дорогие братья и сестры, апостол Павел нам сегодня ставит серьёзную задачу – подумать о качестве своей веры. Во все времена гораздо приятнее было принимать суррогатно-примитивную её версию, а не глубинно-полноценную. Так проще, мы так устроены, потому что путь борьбы для нас действительно сложен.
Схематично примитивная, популярная, но ущербная вера имеет свои обоснования и свой временной отрезок: "Хотя бы сейчас пусть всё будет хорошо" или "Вот, выйду на пенсию, жизнь устроится, тогда буду в храм ходить".
Но апостол Павел решительно отвергает этот подход, напоминая: всё, что было сказано Ангелам, свершилось. Всё, что открыл Господь через мир небесный, как и через мир людей, остаётся неизменным. Здесь можно улыбнуться: неужели и со мной будет так, как говорит Господь?
Ведь достаточно просто принять примитивную версию: есть церковь, помолишься – всё тебе будет, и возможно, детям твоим тоже, – как в игре "Ты – мне, я – тебе", которую, правда, нормальному человеку сложно воспринимать всерьёз.
И вот, когда Христос говорит: "Приидите,... наследуйте Царство", в которое попадёт тот, кто истинно любит, а путь к этому Царству – Я, Который есть смысл и истина, и жизнь, то тут уже не до смеха, потому что, если Христос, говоря о Своем Творении Ангелам, всё реализовал, то значит, совершенно точно, обещанное сбудется и со мной.
Тут заканчиваются все игры и виляния, вроде "Господи, подожди немного, мне и без Тебя сейчас хорошо, приди попозже...", потому что всё, что мне открыл Христос, а у Него есть для этого множество форм и способов, будет. И из суррогатной версии веры ты приходишь к подлинной, которая заключается в искренних отношениях со Христом.
Процитирую вновь слова апостола Павла, которые мы слышали за богослужением, но на русском языке: Посему мы должны быть особенно внимательными к слышанному, чтобы не отпасть (Евр. 2:1). "Не отпасть" переводится с греческого, как "не утечь". Представьте сосуд, который имеет течь. Если посадить ребёнка в ванну с игрушками, он в первую очередь выберет лейку, настолько это зрелище завораживает. Вода, во-первых, принимает форму сосуда, в который её поместят, а во-вторых, всегда "дырочку найдёт", даже, если она микроскопически мала.
Так вот, в связи с этим нужно вспомнить ещё одно слово, которым часто пугают детей, извращая его смысл – "целомудрие". Старшее поколение полагает, что оно имеет отношение лишь к половому воздержанию, и точка. На самом деле, в церковном сознании слово "целомудрие" означает цельность человеческого бытия: всё, что мной движет – мысли, чувства, разум, действия, мечты и прочее – должно обладать цельностью. И как важно для человека не расплескать всё это, чтобы оно "не утекло", оставалось в той форме, в которую помещена моя личность.
Очень важно держаться за эту цельность, потому что, по словам Христа, которые есть и будут, и свершатся, человеческое бытие направлено к богоподобию: "Или Ты, Господи, или ничего!" Собственно, сохранение целомудрия, как образа полноты жизни и сущности человека, и даёт возможность не расплескать себя, чтобы всё, что мне дано для достижения подобия Божьего осталось со мной. Этот и есть основной вектор движения человека на его жизненном пути.
Бог пытается что-то сказать человеку самыми разными способами, и у нас есть множество способов воспринять Его, можно это игнорировать, но в целом, это нам дано. Господь, при условии нашего целомудрия, обращается к нам на вполне уловимой частоте. И если мы не только слышим, но и слушаем Его слова, действуем соответственно, понимая, что обещанное сбудется и на нас, мы сумеем этот путь преодолеть! Аминь.
22 марта - день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Иконография Сорока мучеников Севастийских Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|