Автор: протоиерей Борис Балашов
Через шесть дней, как говорят евангелисты Матфей и Марк, или через восемь, по словам евангелиста Луки, после того как Христос в первый раз сказал Своим ученикам о предстоящих страданиях (см. Мф. 16:21; Мк. 8:31; Лк. 9:22), Он взошел на гору для молитвы. Евангелисты не говорят, на какую именно гору взошел Христос, но церковное предание указывает на гору Фавор, которая находится в южной части Галилеи. Лишь трое из учеников – Петр, Иаков и Иоанн – поднялись с Ним, другие остались у подножия.
Христос в ночной тиши молился на вершине горы. Можно предположить, что перед Его взором прошло всё совершившееся за эти годы: Его проповеднический путь, исцеление больных, изгнание бесов, а также всё то, что Ему предстоит в будущем. Большая часть еврейского народа, которому было обещано пришествие Мессии и с которого должно было начаться спасение рода человеческого, отвергла своего Спасителя. Руководители этого народа, желавшие видеть Мессию великим царем-завоевателем, вначале относились к Нему с нескрываемым презрением, а затем и с явной ненавистью. Народ, видя чудеса, творимые Христом, шел за Ним, но считал Его не более чем пророком. «Преданность» же большинства евреев своим пророкам известна: одних убивали, других изгоняли. Заглянув в будущее, Христос слышит разъяренные крики толпы и видит Себя распятым на Кресте.
Он молится Отцу, беседуя с Ним о предстоящих страданиях. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею (Лк. 9:29).
До того как это случилось, Его ученики задремали, потому что была ночь. Петр же и бывшие с ним... пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним (Лк. 9:32). Проснулись же они оттого, что всё было объято необыкновенным сиянием – ярче солнечного света, а одежды Христа сверкали так, как не сверкает и снег на солнце. Рядом со Христом они увидели двух людей, и сердца апостолов, озаренные невечерним светом, узнали древнего пророка Моисея, получившего на Синае от Бога Закон, по которому евреи жили, и величайшего пророка древности Илию. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9:30–31). Они беседовали со Христом о Его смерти на Кресте и Его Воскресении. Петр от лица других апостолов, не зная, что сказать в этот момент, чтобы хоть как-то продлить эти радостные минуты, воскликнул: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии (Мф. 17:4). Апостолы хотели остановить время, чтоб это состояние духовного восторга длилось как можно дольше. Почему? Потому что на Фаворе воссиял тот Свет, который будет сиять в обновленном мире после Второго Пришествия Христова. В Откровении Иоанна Богослова говорится, что в мире, преображенном Богом, не будет ни солнца, ни луны, ни звезд, никакого внешнего источника света, но Сам Бог будет его Светом (см. Откр. 22:5).
Иисус ничего не ответил Петру на его слова. Он уже много раз говорил апостолам о Своем Божестве, о Своем единстве с Богом Отцом, но они все еще видели в Нем только человека. Поэтому в момент Преображения на горе Фавор Он предстал пред ними как Царь и Бог. Пророки Моисей и Илия, явившиеся во время Преображения Господа, обращались к Нему именно как к Царю и Богу. Мир Небесной Славы Божией открылся людям. Как они повели себя? Они захотели остаться в нем, остановить время. Тогда облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).
Облако – символ и знамение присутствия Божиего: облако мрачное – Бога грозящего, а облако светлое – Бога милующего. Из этого светлого облака раздался громовой голос Бога Отца, услышав который, ученики пали на лица свои и очень испугались (Мф. 17:6).
Тот же голос с неба, говоривший те же слова, слышал Иоанн Креститель, когда Иисус выходил из Иордана. Иоанн всем рассказывал об услышанном; об этом событии знали и его ученики, некоторые из которых стали впоследствии учениками Христа. Поэтому присутствовавшие при Преображении апостолы Петр, Иаков и Иоанн поняли, что слышали голос Самого Бога Отца. В страхе и благоговении они преклонились перед невидимым Богом. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса (Мф. 17:7–8).
Христос показал им славу Своего Божества незадолго до Страстной недели, чтобы они поняли, что Его страдания добровольны, и не убоялись, когда это страшное время наступит. Апостолы тоже преобразились, потому что они оказались способными увидеть славу Божию.
В кондаке праздника Преображения Господня это событие описывается так: «На горе преобразился Ты, Христе Боже, и ученики Твои видели славу Твою, насколько могли воспринять её, чтобы, когда увидят Тебя распинаемого, уразумели Твое добровольное страдание и возвестили миру, что Ты воистину есть Отчее сияние» (русский перевод).
За неделю до этого Петр открыто признал Христа Сыном Бога живого. Своим Преображением Спаситель показал, что это действительно так. Закон требовал привести двух или трех свидетелей в доказательство истинности произошедшего на этой горе. На Фаворе было три свидетеля, так что Божественность Христа и по закону – выше всякого сомнения. Но другим знать об этом было преждевременно: И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мф. 17:9).
Ученики, размышлявшие о том, что они видели и слышали, спросили Его: Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? (Мф. 17:10). Христос ответил им, что правильно говорят книжники, но Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них (Мф. 17:12). Апостолы поняли, что Он говорит им об Иоанне Крестителе. Но, как мы уже обсуждали на страницах этой книги (часть 2, гл. 86), Иоанн – не Илия. По пророчеству Малахии, Илия явится перед Вторым Пришествием Христа, а приготовить путь Господу для Первого Пришествия должен был Иоанн, который, по свидетельству Архангела Гавриила, предъидет (явится перед Ним. – Прим. авт.) в духе и силе Илии (Лк. 1:17).
Из книги протоиерея Бориса Балашова "Христос и мы", с. 250-253 (Клин. Издательство "Христианская жизнь, 2021 г.)
Приобрести книгу можно в лавке Скорбященского храма
Митрополит Сурожский Антоний о Преображении Господнем
Преображение Господне (видео)
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|