Проповедь протоиерея Бориса Балашова, настоятеля Скорбященского храма г. Клина, в день Преображения Господня.
Преображение Господне. Феофан Грек
Мы сегодня слышали отрывок из Второго послания апостола Петра (см. 2 Пет. 1, 10–19). В своей проповеднической деятельности, которая проходила отнюдь не в тепличных условиях, апостол постоянно сталкивался с равнодушием, злобой, человеческими пороками – всем тем, что наполняет наш мир, искаженный грехом. Но почему, ради чего он ходил по разным городам и странам, терпел издевательства, побои, лишения и, в конце концов, был невинно осужден на смерть и распят на Кресте? Оказывается, ему было ради чего идти на это: еще здесь, на земле, Господь дал ему возможность увидеть красоту Небесного Божьего мира, где нет грехов и пороков. Апостол Петр был одним из трех учеников, которых Иисус Христос взял с собой на гору Фавор, где преобразился перед ними.
Преображение Господне произошло незадолго до Страстной седмицы и Крестных страданий Спасителя. Христу важно было засвидетельствовать перед апостолами и перед всем миром, что Он по воле Божией, преднамеренно допускает свой арест, суд, страдания, самую мучительную и позорную смерть на Кресте, – и это не слабость, не просчет, и все это не значит, что христианство не удалось! Все эти события входили в Божий план спасения людей. Задача Иисуса Христа – победить грех и смерть и эту победу даровать людям, – всем, кто захочет ее принять, – чтобы человек мог выбраться из того удушливого болота греха, в котором он живет, и получить возможность жить в Царстве Божией славы, где обитают мир, радость и любовь.
Опыт соприкосновения с Тем светлым Небесным миром в дальнейшем даст силы апостолу Петру преодолевать все трудности, препятствия и скорби на пути его служения, когда он будет проповедовать учение Христа среди жестокого и развратного языческого мира: очень важно, когда человек знает, за что он воюет. Так во время Великой Отечественной войны наши солдаты сражались с врагом за свою семью, свой дом, свое Отечество. И христианин тоже призван вести войну, но не с людьми, а с грехом, злом и носителем зла – дьяволом. Как сказал один русский писатель, в этом мире «дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердце человеческое».
Сам Христос говорит нам: не мир пришел Я принести, но меч (Мф. 10, 34). В каком смысле? Он ведь также говорит: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Мы, христиане, ведем борьбу – сражаемся за свою душу, души своих близких, за свое бессмертие. Мы вступаем в тяжелую битву, но с нами Бог! Люди могут когда-то погружаться во зло и противодействовать всему доброму, но они жертвы этой войны: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12), – говорит апостол Павел.
Христос взошел на гору помолиться и взял с Собой трех Своих учеников – Петра, Иакова, Иоанна. Нередко задают вопрос: зачем Ему молиться, Он же Богочеловек? Действительно, как Бог Иисус Христос всегда находится в единении со своим Отцом Небесным, но как человек Он остро нуждался в этом единении, стремился к нему. Пока Христос жил на земле и не вошел в Небесный мир (это произойдет во время Вознесения), Его человеческая природа нуждалась в общении с Богом, как и все мы нуждаемся в этом.
Почему Господь возводит на гору именно трех апостолов? По ветхозаветному закону, для удостоверения истинности какого-то события было необходимо минимум 2-3 свидетеля. Поэтому Господь берет с Собой трех самых духовно зрелых учеников, которые будут свидетельствовать в дальнейшем, что Его путь на Крест – не вынужденный, а заранее продуманный. И путь этот ведет не к поражению, а к величайшей победе!
Как и в военном искусстве, у Христа есть Своя стратегия и тактика. Потому что, если бы дьявол знал, кто Он, то не допустил бы Крестной смерти Богочеловека. Но Господь не дал ему этого понять. Сатана знал, что это праведник, который имеет тесное общение с Богом, но до конца не понимал, Кто Он. Как мы не можем смотреть на яркое солнце и различать пятна на его поверхности, так и дьявол не мог вынести сияние Божества. Божественный свет кого-то радует и согревает, а кого-то слепит и страшит – это зависит от состояния внутреннего мира личности.
Когда Петр, Иаков, Иоанн остались со Христом на горе, они задремали и уснули. Была ночь, внизу кто-то спал, кто-то бодрствовал, стоя на своем посту, а Христос молился. И во время молитвы Он преобразился – как бы скинул с Себя на какое-то время покров, скрывавший от людей Его Божественную славу. И ученики внезапно пробудились, почувствовав, что произошло нечто особенное. А проснувшись, не могли понять, что случилось: ночь, а вокруг все сияет так, как и днем не сияет на солнце. Это можно было сравнить с ослепительным сверканием снега в солнечных лучах, но в тоже время, этот свет создавал удивительную, духовно-теплую атмосферу, радость на душе. И так ученикам хорошо в этом свете, как никогда не было, и они видят Христа сияющим, как солнце. Но преобразился не только Христос: преобразились и они, Господь сделал их способными этот свет узреть.
Апостолы увидели и узнали двух людей, которые стояли рядом со Христом. Они никогда их не видели, но своим внутренним духовным взором почувствовали, что это пророки Моисей и Илия. Моисей, который жил 12-15 веков до того, был похоронен, и душа его, как и души всех людей, рожденных до Воскресения Христова, пребывала в аду. И Илия, который жил за 8 веков до этого, смерти не видел и был живым взят на Небо. Господь открывал этим величайшим пророкам, которые возвещали о Христе за много веков до Его пришествия, тайну о том, как Он будет совершать спасение людей.
Желая продлить эти минуты, апостол Петр предложил построить три шалаша – для Христа и пророков, чтобы только остаться здесь, вместе с ними. Им было так хорошо, поскольку они погрузились в славу Божества, реально ощутили присутствие Бога. Потому что свет, который сиял на Фаворе, – свет не солнечный, не искусственного происхождения, не сотворенный Создателем. Под горой этот свет никто не видел. Это был свет Божества, Его сила и энергия.
Но это видение длилось недолго, поскольку Господь только приоткрыл тайну Того мира, в который пойдут они и в который должны прийти мы с вами. Для нас открытие этой тайны должно начаться уже здесь, в нашей земной жизни. Но то, в какой степени мы сможем приобщиться к этому свету Божию, зависит от уровня нашей духовной зрелости, от искренности нашей веры и сердечной близости ко Христу.
Когда видение прекратилось, апостолы услышали голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (2 Пет. 1, 17).
Господь запретил им говорить об этом видении до Своего Воскресения. Исполнив волю Христа, апостолы впоследствии засвидетельствовали о Преображении всей Церкви. О Божественном свете возвещали не только они. Были такие святые души, которые ощущали его, обретали в своем сердце и понимали, что же такое блаженство – настоящее, подлинное счастье, которого можно достичь только в общении с вечным Богом. Не случайно Христос говорит нам: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17, 22), и верующий человек созидает это Царство в себе, если он, конечно, христианин не только по названию.
Обратимся к богослужебным текстам. В кондаке праздника Преображения мы говорим, обращаясь ко Христу: На горе преобразился еси и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.
Якоже вмещаху… славу Твою, Христе Боже, видеша – насколько души апостолов были способны вместить эту славу Божию, настолько они ее и восприняли. Для чего это было нужно? Чтобы не смутились, егда Тя узрят распинаема, – когда увидят Тебя идущим на позорную казнь, униженным и оплеванным на Кресте, страдание убо уразумеют вольное – и чтобы поняли, что Христос добровольно идет на Крест: это входит в план Спасения людей, всего мира.
Мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние – возвестят миру, что Христос действительно явил сияние Божества и Он должен воссиять в каждом из нас.
В тропаре Праздника мы также обращаемся ко Христу:
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Якоже можаху – насколько смогли увидеть. Духовное зрение, как и телесное, бывает далеко не идеальным, но здесь уже не спасут ни капли, ни очки, ни операция, а поможет только очищение сердца. Души апостолов во многом уже были готовы воспринять Божественную силу и славу Христа. А что для нас с вами следует из слов праздничного тропаря?
Церковь говорит об этом таким образом: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, т.е. всегда существующий. В нашей церковной истории есть примеры того, как святые, имея реальный опыт Богообщения, защищали православное учение и подтверждали, что этот Божественный свет действительно существует и это не творение Божие, а энергия Самого Бога, Его сила. Они, общаясь с Богом, этот свет сами воспринимали.
Вспомним русских святых. И Сергий Радонежский, и Серафим Саровский, да и не только они, были свидетелями подобных видений. Так явление Божией Матери сопровождал этот Божественный свет, и в этом свете людям было удивительно хорошо. Поэтому и любой человек, когда он начинает не теоретически, а реально прилагать усилия, чтобы жить по-христиански, ощущает, что его сердце светлеет, светлеет тот мир, в котором он живет. Любое дело нужно начинать не с изменения внешних условий, а с преображения души и своего внутреннего мира. И нам нужно не просто что-то узнавать о Боге, а познавать Самого Бога.
На католических иконах мы видим овальные венчики над головами святых, которые символизируют награду за подвиг богоугодной жизни, но совсем не об этом говорит Церковь Христова! На православных иконах Господь, Богородица, святые показаны в сиянии Божественной славы: и нимб, и золотой фон – это Божественный свет, потому что они сейчас пребывают в этом свете и на земле жили во свете этой славы. Нимб на православной иконе говорит не о внешней награде, а о пребывании Бога в душе христианина.
В теле Христа – в Церкви Православной – происходит соединение с Богом, просветление, обретение этого Божественного света. Это трудный подвиг, и он возможен только в общении с Богом. И пусть не все люди добиваются на земле такого высокого результата, когда в соединении с Богом сияет их сердце… Не все мы чемпионы, но в свою меру мы можем трудиться над своей душой, учась исполнять волю Божию, чтобы и в нашем сердце водворилась Божия благодать. Поэтому в духовной жизни нельзя расслабляться. Даже если нет у меня особых духовных даров, Богом я любим. Бог мне Себя готов открыть, чтобы я преобразился и духовно ожил. Для того Господь нам показывает Царство Своей славы – может, секунды, минуты светлые у нас бывают в общении с Богом, и в это время мы как будто в щелочку Небесного Царства заглядываем, и нам хорошо.
Как же важно, как необходимо, чтобы это Царство было в нашем сердце! Ведь если мы будем стремиться, чтобы сделать соединение с Богом для себя главным делом в жизни, мы не только себя спасем. «Чадо, молю тебя, – говорил преподобный Серафим, – стяжи дух мирный, и тысячи спасутся вокруг тебя!» Наши семьи, друзья, близкие, которые не туда идут и погибают… Так начни с себя, согрей их своей любовью, согрей той благодатью! Говорите, нет ее? Ну так стремитесь, и тысячи вокруг спасутся!
Митрополит Сурожский Антоний о Преображении Господнем
Преображение Господне (видео)
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|