Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Пост
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 22.11.2024, 20:00 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Пост

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Известно, что в разных религиях и у разных народов существует пост как воздержание от какой-либо пищи или полное воздержание от еды. Не является в этом отношении исключением и христианство.

Великий пост

Однако уже два тысячелетия своей земной истории Православная Церковь утверждает, что христианский пост отнюдь не является только воздержанием в пище. Еще за восемь столетий до Рождества Христова святой пророк Исаия писал: Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся... Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца... (Ис. 58, 6-7, 9-10). Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте (Ис. 58, 2-4).

В еврейском мировоззрении царил взгляд на исполнение воли Божией как на внешнее соблюдение религиозных предписаний и исполнение обрядов. Пророк Исаия разоблачает такое уродливое воззрение как ханжество и лицемерие: Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте (Ис. 58, 4). Неужели подобный образ жизни можно назвать угодным Богу и совершением поста перед Ним? Из этих слов Священного Писания совершенно ясно, что один телесный пост, даже если он сопровождается изнурением тела, совершенно недостаточен.

В своих обличительных словах пророк Исаия раскрывает внутреннюю сторону поста, его истинную природу, состоящую в делах любви, милосердия и правосудия. Основная задача такого поста - борьба с греховным эгоизмом и служение людям. Именно такой пост приносит подлинно спасительные плоды: Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" (Ис. 58, 8-9).

Таким образом, по мысли пророка, истинный пост связан с нравственным исправлением и духовным оздоровлением людей.

Удивительно, почти целая глава у пророка Исаии посвящена посту, однако в ней нет ни одного слова о еде, а только о самом главном - о посте, который Господу угоден, о днях усиленного труда над человеческой душой, о понуждении ее к смирению, исправлению своих грехов и усиленному творению добрых дел.

Невозможно искать Бога и милостей от Него, если в этом участвует только наш желудок. Пост не является временем диетического питания для разгрузки организма. От имени Бога пророк Исаия сказал о людях, которые совершали служение Богу внешней, телесной деятельностью: Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно... (Ис. 58, 2). Но не там они ищут Бога и не так, как это нужно. Иисус Христос, повторяя мысли пророка Исаии, возвестил: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15, 8-11).

Эти мысли Священного Писания звучат и в православном великопостном богослужении: Братья! Постясь телесно, будем поститься и духовно; нарушим всякое несправедливое обязательство; откажемся от вынужденных сделок; всякую неправильную расписку разорвем, дадим голодным хлеба, нищих, не имеющих крова, введем в свои дома, чтобы получить от Христа великую милость (Вечерняя стихира в среду первой недели Великого поста в русском переводе).

В понедельник первой недели Великого поста Церковь воспевает на своем богослужении: Будем поститься постом приятным и угодным Богу. Истинный же пост в том, чтобы удаляться от всякого зла, сдерживать язык свой, подавлять гнев, удерживаться от страстей, осуждения близких, лжи и нарушения клятвы. Воздержание от всего этого и есть истинный и принимаемый Богом пост (Стихира на стиховне вечерни понедельника первой седмицы Великого поста в русском переводе).

Мы искажены грехом, в наших отношениях много зла, взаимных обид, злопамятности и всего того, что оскверняет нашу жизнь и делает ее порой невыносимой, похожей на ад. Есть способ выбраться из этого состояния. Для этого нужно поставить в центр жизни не себя, а Бога и близких людей. Это путь самоотречения: человек уподобляется хорошей матери с ребенком. Для нее ребенок - в центре жизни, а весь окружающий мир воспринимается через мир ребенка. Что ребенку плохо - плохо и ей, что ребенку хорошо - и ей хорошо. Вот так же мир становится другим, когда человек в центр жизни своей ставит Бога и Жизнь Вечную. Все тогда приобретает иной смысл, иную ценность.

Пост - особое время в году, время, посвященное Богу, время особого духовного роста. К сожалению, у большинства людей слово "пост" связано исключительно с гастрономией, когда просто меняют меню и едят пищу поскромнее. Конечно, то, что мы едим, играет какую-то роль, потому что мы существа духовно-телесные. Но христианский пост - это изменение образа жизни, это работа над своей душой. Что толку, если человек постится внешне, а сердце - не с Богом, полно зла, самолюбия, своеволия, противления воле Божией! У такого поста нулевая ценность, Богу не угоден такой пост.

Если человек ограничивает себя ради того, чтобы навести порядок в душе, в отношениях с ближними, в отношениях с Богом, - это Богу угодно и нам на пользу. Во время поста нужно постараться простить обиды, примириться, испросить прощения у других людей. Выправить неправильные отношения с людьми и с Богом, которые установились в течение жизни. Если хочешь, чтобы простили тебя, сам прости других - своих детей, близких, других людей. Это трудно и дается только усилием воли, напряжением всех сил, чтобы доброе и вечное в нас победило временное и злое.

Пост - это время, когда человек смиряется, преодолевает свою гордыню, свое самолюбие и старается во всем следовать воле Божией. Этот подвиг, как и вся земная жизнь христианина, требует больших усилий, самоограничения, но он радостен. Это радость, которую дает большой труд, - радость выздоравливающего больного.

Радость поста - особая. Она не буйная, она глубоко внутри сердца, потому что пост ведет к Пасхе, а подвиг жизни - к воскресению нашему и Вечной Жизни в Царстве Небесном.

Православный пост можно назвать курсом христианского лечения души.

Пост телесный выражается в удалении от развлекательных зрелищ и праздничных мероприятий, воздержании в супружеской жизни, посильном воздержании в пище, в частности, в отказе от мясо-молочной, яиц, а во время строгого поста, каким является Великий пост, - и от рыбной пищи. Пост духовный выражается в усиленной устремленности души к Богу и к исполнению Его воли. Более частая, чем обычно, церковная молитва помогает лучше раскрыть сердце Богу и погрузиться в атмосферу благодатной покаянной настроенности. Более частое и углубленное чтение Священного Писания в сочетании с большей, чем обычно, домашней молитвой помогает лучше ощутить Божию любовь, в ее свете увидеть себя самих такими, как мы есть, а не такими, какими мы себя воображаем. Трезвое видение своих грехов и недостатков помогает вести постоянную духовную битву за победу в нашей душе Божиих мира и любви.

Великий пост - это духовный путь, которым идут православные христиане к Празднику праздников - Светлому Христову Воскресению, Пасхе. Суету греховной жизни очень трудно победить, а без помощи Божией - просто невозможно. Мир греха со всех сторон кричит нам: "Живите беспечно, берите от жизни все, что можно, идите широким путем". Иисус Христос же призывает нас идти трудным путем борьбы, не боясь лишений и страданий, потому что это единственный путь к подлинному счастью, начинающемуся на земле и в полноте раскрывающемуся в Жизни Вечной.

Смысл Великого поста состоит в покаянии и очищении, с которыми Церковь ежегодно начинает медленное восхождение к радости Светлого Христова Воскресения. По сути только одного ждет от нас Бог - чтобы заплакала наша душа. И эта скорбь души означает, что наше сердце тронуто светлой печалью о высшем и чистом, что достиг нашего сердца благодатный свет и воскресла наша совесть, чтобы нищета, зло и пустота жизни перестали быть для нас чем-то естественным и нормальным. А душа жаждет нового, вечного и настоящего. Это и есть то покаяние, которое необходимо как живительный бальзам нашему сердцу.

Так начинается наше возвращение к подлинной жизни. И не случайно Великий пост совпадает с весной, и Пасха есть праздник весны, то есть оживления и воскресения природы. И наступает эта весна не только в природе, ее жаждет и наша душа, которой так необходимо воскресение. И Великий пост призван не только внешним образом изменить нашу жизнь, но через скорбь и плач души о чистой совести начать весеннее и радостное возвращение к любящему нас Богу.

Фото: Геннадий Алексеев

Праздники, седмицы и особенности богослужения в Великий пост
О питании в Великий пост


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (15.02.2010) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 6092
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz