Автор: протоиерей Борис Балашов
В Неделю 27-ю по Пятидесятнице
Сегодня мы слышали небольшой отрывок из Евангелия от Луки об исцелении немощной женщины.
Христос совершал много исцелений. В этот день Он пришел в синагогу в субботу. Суббота у евреев – день праздничный, и само слово «праздник» означает, что человек в этот день празден от обычных будничных дел, выделяя это время для чего-то иного.
Если мы говорим о субботнем дне у евреев или воскресном дне у нынешних православных христиан, то подразумеваем день, посвященный Богу. Евреи времен Христа шесть дней трудились, а седьмой посвящали чтению, молитве – тому, что помогает человеку духовно оживать.
Синагога – не храм (единственный истинный храм тогда находился в Иерусалиме), а место, где верующие собирались, чтобы послушать Священное Писание и проповеди раввинов, помолиться вместе. Сюда и пришел Христос. Как полноправный совершеннолетний член еврейского общества Он имел право обратиться с поучением к народу.
Но тут Он увидел одну женщину, которая уже восемнадцать лет была скорченной: серьезная болезнь позвоночника не позволяла ей распрямить спину. Полжизни она терпела не только физическую боль, но и страдания от осознания своего уродства. Тем не менее каждую субботу она находила в себе силы приходить в синагогу на общественную молитву. Не обращая внимания на косые взгляды, она выбирала общение с Богом. Наверное, несчастная больная перестала уже думать о своей внешности, Бог оказался для нее дороже!
Христос видит сердца всех людей. Кто-то подходит, умоляет, кричит о помощи, а эта женщина не стояла в первых рядах, ни о чем не просила, уже не надеясь на исцеление, но Господь именно ее подозвал к Себе. Христос даже не спрашивает ее о вере – зачем? – Он и так все видит! Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога (Лк. 13, 12-13).
Эта скорченная недугом получила то, о чем даже не просила, потому что смиренно несла крест тяжелой болезни. Восемнадцать лет был неестественно согнут ее позвоночник, кости уже приняли другую форму, органы были сдавлены всё это время, но благодаря ее вере чудо исцеления стало возможным!
Господь видит душу человека и то, с чем мы приходим к Нему; видит, как мы живем и насколько стараемся исполнять Его заповеди. Ни одно наше прошение не останется неуслышанным, но если человек относится к Богу чисто потребительски, только «дай, подай!», то ответ Господа может быть непредсказуемым. А если мы стараемся быть со Христом, ответ будет именно таким, как нужно для нас. При этом, возможно, мы представляли себе, что ситуация будет развиваться совсем по-другому. Мы не всегда понимаем, чтО именно для нас лучше, это знает только Бог, Который участвует в нашей жизни, потому что любит всех людей.
Казалось бы, в синагоге произошло такое радостное событие: одна из верующих чудесным образом исцелилась – думаете, все радуются? Ничего подобного! Начальник синагоги возмущен, он негодует! На самом деле он лицемер, потому что все эти люди, собравшиеся на молитву, его не интересуют, они ему совершенно безразличны. Свое положение в обществе, честь слава, власть – это важно. А тут какой-то выскочка Иисус: пришел, исцелил – и как на это реагировать? «Да что ж это такое? Что же я, начальник синагоги, значу после этого?»
Высказать свое возмущение Христу напрямую этот человек боится: а вдруг Тот его скорченным сделает?! Но, видимо, после исцеления этой женщины народ потянулся ко Христу со своими бедами, просьбами, поэтому начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний. Вроде как расписание предлагает, хотя ни одного исцеления в этой синагоге до сих пор не было.
Тогда Христос обличает его: Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк. 13, 13–16.) «Человек ведь несравненно дороже домашней скотины, неужели ты даже порадоваться не можешь, что эта женщина получила помощь от Бога?» – подразумевает Господь Своими словами.
По мнению начальника синагоги, в субботний день нельзя было ничего делать, и действительно, по ветхозаветному закону в праздничный день нужно было воздерживаться от трудов. Но для чего? Чтобы в этот день человек мог не только отдохнуть физически, но и укрепиться духовно, отношения с людьми наладить, Священное Писание послушать хотя бы, если неграмотен.
В середине XIX в. в некоторых российских деревнях еще сохранялся такой благочестивый обычай. В дни праздников крестьяне сначала шли в праздничной одежде в церковь, а помолившись, возвращались домой, переодевались и отправлялись работать не на свои наделы, а помогать больным, вдовам, немощным – всем тем, кто сам с работой справиться не мог. Они понимали, что день праздника – это день, посвященный Богу, и надо с особым усердием исполнять волю Божию, проявляя свою любовь. Вот правильное понимание праздничного дня!
Как в Ветхом Завете субботе придается особое значение, так и для нас воскресенье и великие праздники – дни очень символичные, которые указывают путь к подлинному, благодатному состоянию души.
В самом начале книги Бытия говорится, что Бог, сотворив мир за шесть дней (библейские дни не тождественны календарным суткам), почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2, 2). Он заповедал и людям находиться в покое в этот день, посвятив его Богу. Покой – не значит безделье, это ошибочное понимание текста Святого Писания. Бог тоже не бездействует, Он постоянно пребывает в состоянии мира, радости, света, любви и добра, заботится о сотворенном мире.
Когда мы говорим о Царстве Небесном, мы подразумеваем, что там постоянно царят мир и любовь, и благодать Божия. Далее по тексту Библии мы видим, что Господь заповедует первым людям и нам всем возделывать и хранить рай (Быт. 2, 15), то есть Царство Божие здесь, на земле, в первую очередь в своих сердцах. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 22), – поясняет Иисус Христос.
Конечно, во всей полноте Царство Божией любви открыто там, в мире Божией славы. Но чтобы мы туда попали, мы должны созидать его здесь и сейчас. Наша жизнь должна быть направлена на то, чтобы обретать этот мир Божий и его благодать, выстраивать мирные отношения с людьми, прощать обиды, делать так, чтобы в том мире мы были приняты как свои, то есть жить в мире с Богом и своей совестью.
Если мы живем не по закону любви, мы в этом Царстве окажемся чужими, не сможем в нем жить. И вот об этом напоминает нам каждый седьмой день недели: «Ты хоть немного здесь, на земле, старайся жить по этим Божьим законам. Если на буднях ты трудишься, прояви больше усилий сегодня: подари больше любви, соприкоснись с миром Божиего Царства!»
Конечно, нужно ежедневно молиться, читать Евангелие, исполнять волю Божию, но этого недостаточно для нашей жизни – трудной, а порой скорбной. Есть еще воскресный день, когда мы должны духовно ожить, укрепиться, приложить усилия для духовного выздоровления. Поэтому для нас очень важно, что Господь часто исцелял людей по праздничным дням, показывая, что эти дни нужны для проявления любви – в первую очередь к тем, кто рядом; для совершения добрых дел, проявления внимания, заботы о тех, кто в этом нуждается. Это необходимо, чтобы благодатный мир Божий жил в нашем сердце. С помощью него мы побеждаем скорби, трудности, чтобы никакие невзгоды нас не устрашали и не сломали и чтобы мы действительно были Божьими детьми!
Об этом говорит нам сегодняшний отрывок из Евангелия. А то, что Бог видит каждого из нас, мы понимаем, читая в Евангелии, как Господь выделил из толпы эту скромную женщину. Перед Богом открыты наши сердца, а ее сердце Он увидел наиболее готовым для встречи с Ним. Аминь.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|