23 июля Русская Православная Церковь празднует Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве.
История святыни восходит ко времени земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому повествованию, Риза досталась по жребию одному из воинов: Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: “разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий” (Ин 19:24).
Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, оказалась в Грузии, где вплоть до ХVII века пребывала в сокровищнице собора Светицховели, и откуда ее, вместе с другими сокровищами, вывез завоеватель – персидский шах Аббас I.
Русский царь Михаил Фёдорович откликнулся на просьбу о помощи грузинского царя Теймураза и взял его под защиту. В 1622 г. во время переговоров о дальнейшей судьбе Грузии и царя Теймураза шах заявил русским посланникам о том, что у него находится Хитон Господень, который он будто бы взял в Грузии и намерен послать в Москву. В 1625 году он сдержал свое слово и прислал Ризу Господню в дар Патриарху Филарету и царю Михаилу.
Поскольку Ризу прислал иноверный царь, были необходимы доказательства подлинности святыни. Греческие и иерусалимские архиереи и архимандриты, находившиеся в то время в Москве, единогласно подтверждали, что в их Церквах сохраняется предание о том, что Риза Спасителя действительно хранилась в Грузии, куда она была перенесена воином, бывшим при распятии Иисуса Христа.
Но Патриарх Филарет повелел: «Во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне; а самую святыню с пением молебнов в крестных ходах носить по городу и возлагать на больных», и многие больные после возложения на них Ризы Господней исцелялись! Было выявлено 14 случаев исцелений только в течение Крестопоклонной недели Великого поста. Это и стало главным свидетельством её подлинности. 27 марта честная Риза Господня торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля.
Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: в соборе Зимнего Дворца и в Петропавловском соборе и малые частицы - в Киево-Софийском, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.
История пребывания частицы Ризы Господней на Клинской земле началась в 1825 году, когда прихожане деревянной Преображенской церкви с. Селинского со своим священником Иоакимом Петровым обратились в консисторию за разрешением на возведение нового каменного храма.
В сохранившейся храмозданной грамоте, подписанной митрополитом Филаретом (Дроздовым) упоминается, что новый храм будет строиться на средства прихожан, которые, в большинстве своем, были крестьянами.
Денег на стройку не хватило, и прихожане были вынуждены вновь обратиться к святителю Филарету, который распорядился отделить частицу Ризы Господней из сокровищницы Успенского собора Московского Кремля, со словами: «Отныне не вы сами своими немощными силами будете заботиться о построении храма, но Сам Господь наш Иисус Христос Своей всемощной и вседеятельной благодатию будет укреплять вас в сем благом деле и подвизать сердца доброхотных жертвователей к жертвенному участию в нем».
Храмозданная грамота митрополита Филарета Московского. Фото: hram-selinskoe.ru
Частица святой Ризы была помещена в серебряный ковчежец, который был вставлен в специально для этого написанную икону: с этой святыней и проходил сбор пожертвований на строительство храма.
Праздник в честь Положения Честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа стал еще одним престольным праздником Преображенского храма и отмечался всегда особенно торжественно, привлекая сюда множество верующих.
Икона с частицей Ризы Господней. Фото: hram-selinskoe.ru
Составил Борис Трубников
О Ризе Господней
Частица ризы Господней на Клинской земле
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|